Лекции по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:24, лекция

Описание работы

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности. Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни (Гиппенрейтер), психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению.
Психология в разработке вопросов опирается на данные биологии, в частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. В свою очередь, данные психологии широко используются в медицине, в частности в психиатрии.

Файлы: 1 файл

Otvety_na_ekzamen_psikhologia.docx

— 288.76 Кб (Скачать файл)

♦ преодолеть свою пассивность, создать что-либо, позволяющее почувствовать собственную значимость (неудовлетворение этой потребности приводит к де-структивности);

♦ потребность «в корнях», в стабильности, безопасности;

♦ потребность в идентичности, в осознании своей непохожести, уникальности;

♦ потребность в системе взглядов, позволяющей понять и объяснить мир, людей;

♦ потребность в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы смысл жизни.

Выражение и способы удовлетворения этих потребностей зависят от условий  общества, в котором живет человек. Структуры социума формируют  также типы и структуру личности — «социальные типы характера».

 

Эрих Фромм, в отличие от Фрейда, подчеркивал роль социальных детерминант в формировании личности и поведения человека, причем различные общественные системы и культуры создают специфические типы личности, своеобразные потребности и формы поведения людей.

Личность — результат  динамического взаимодействия между  врожденными потребностями и  давлением социальных норм и предписаний. Под влиянием последних человек  делает не то, что хочет или что  ему нужно. У него возникают псевдочувства (например, он злится не потому, что злится, а потому, что в данной ситуации так положено), он не может быть самим собой и в то же время боится оказаться аутсайдером в обществе. Человека раздирают противоречия, и у него появляется мучительное чувство одиночества. Выходом из этой ситуации является рационализация.

 

Человек объясняет себе, что  подчинение нормам — это не рабство, а проявление собственной воли, поскольку  он выполняет социальные нормы не потому, что от него этого требует  общество, а потому, что это нужно  ему самому. Единственным средством, устраняющим чувство одиночества, является любовь. Только благодаря любви человек соединяется с другим человеком и через того — со всем остальным миром.

Однако в процессе воспитания человек утрачивает способность  к любви, отказывается от равноправия  в любви, предпочитая отношения  симбиоза, неравенства, садомазохистские, что приводит к невротическим  расстройствам. Любовь Фромм понимает как активную заинтересованность в жизни и развитии объекта любви.

Он выделяет материнскую  любовь, отцовскую любовь, любовь к  себе, эротическую любовь, любовь к  другу и любовь к Богу.

Материнская любовь, которую  ребенок получает без каких-либо усилий, дает ему радость и уверенность  в жизни. Отцовская, которую надо заслужить, способствует формированию у ребенка практических навыков. Базовая любовь человека к себе —  необходимый элемент здоровой личности: если человек себя не любит, он не способен любить и другого. Любовь к людям  позволяет жить в мире с другими. Если в детстве ребенок недополучает необходимой ему любви, он оказывается  неприспособленным к жизни, не может  радоваться ей, ладить с окружающими, не в состоянии обрести и эротическую  любовь. А отсутствие любви к Богу, по Фромму, приводит к человеконенавистничеству.

 

Для каждого исторического  периода характерно прогрессивное  развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей  личной свободы в реализации своих  потенциальных возможностей. В современном  западном обществе люди получили значительную свободу от жестких социальных, экономических, религиозных ограничений, но это  привело к одиночеству, изоляции, отчуждению, к потере чувства безопасности и появлению ощущения личной незначимости. Возникает противоречие: человек  борется за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает его  отчуждение от природы и общества, от людей. Чтобы преодолеть это чувство, люди готовы отказаться от свободы, подавить свою индивидуальность.

 

«Бегство от свободы» проявляется  как авторитаризм (при мазохистской его форме человек излишне зависим в отношениях с окружающими, подчинен и беспомощен, а при садистской форме возникает стремление доминировать над другими, эксплуатировать, контролировать и унижать их). Второй механизм «бегства от свободы» — деструктивность(человек преодолевает чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других). Третий механизм — абсолютное подчинение социальным нормам, превращение в такой тип личности, какого требует модель культуры, каким его хотят видеть, — конформность автомата.

 

Возможно и достижение позитивной свободы, когда человек чувствует себя частью мира, единым с людьми и обществом, но при этом не зависит от него, оставаясь автономным и уникальным, спонтанно активным в жизни в соответствии со своей внутренней природой. Любовь и труд — это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности, когда люди объединяются с другими, не теряя при этом своей целостности и уникальности.

В зависимости от особенностей общества, в котором человек живет, формируются специфические «социальные  характеры», типы людей (см. главу 6).

В совершенном идеальном  обществе, по Фромму, находят удовлетворение базисные экзистенциальные потребности человека, в результате большинство составляют люди с продуктивной ориентацией — независимые, честные, любящие, творческие и совершающие социально полезные поступки, способные к продуктивному логическому мышлению, любви и труду.

 

Согласно Фромму, восстановление чувства любви — вот одна из основных за-дач психотерапии. В процессе лечения человек восполняет недостаток материнской и отцовской любви и научается любить сам.

 

40. Конформизм – это изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.

Есть две разновидности  конформизма.

Уступчивость. Иногда мы делаем что-то, с чем внутренне не согласны, чего не хотим делать. Ведем себя так, как принято, хотя в душе не согласны с этим. Это неискренний, внешний конформизм. Причиной уступчивости служит желание заслужить поощрение или избежать наказания.

Не люблю  я платья и вообще никогда их не ношу, но вчера на вечеринку одела. Почему? Потому, что по правилам вечеринки  все женщины должны были быть в  платьях, а мужчины в костюмах.

Одобрение. Когда мы делаем что-то, что делает кто-либо, при этом чувствуем внутреннее согласие. В этом случае мы согласны, искренне верим в то, что вынуждают нас делать другие. Это искренний, внутренний конформизм.

Каждый  день я съедаю баночку йогурта  с бифидобактериями. Почему? Подруга говорит, что это полезно для здоровья, и я считаю, что она права.

Деиндивидуализация – это утрата самосознания человеком и боязни оценки. Она возникает в большинстве своем в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на конкретном индивиде.

Огруппление мышления (ит. gruppо – узел, комок, клубок) – в социальной психологии - тенденция, согласно которой потребность членов группы найти общее соглашение становится важнее стремления каждого из них получить точное знание о чём-либо. О существовании этого явления знал уже Пифагор, ему был известен феномен огруппления даже «учёных мужей», когда они собираются все вместе для решения какой-то проблемы.

 

 

9. Восприятие, перцепция (от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. 

Свойства восприятия 


  • Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объектапри изменении проксимального стимула.
  • Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
  • Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу

Нарушения восприятия

Нарушения восприятия бывают следующих типов:

1. Нарушения ощущений(элементарных  воздействий окружающей среды)  одного или нескольких органов  чувств:

  • Повышенная чувствительность(гиперестезия)
  • Пониженная чувствительность(гипестезия)
  • Отсутствие чувствительности(психическая анестезия)
  • Неопределённые неприятные ощущения(сенестопатии)

2. Нарушения восприятия(объекты  при этом узнаются, но в сильно  измененном виде)

  • Дереализация — нарушение восприятия окружающего мира(изменение формы объектов, расстояний, времени)
  • Деперсонализация — нарушение восприятия себя(отсутствие или изменение размеров и формы отдельных частей тела, изменение восприятия личных качеств)
  • Иллюзии — изменение восприятия объектов под влиянием изменения эмоционального статуса(например тени деревьев в тёмном лесу кажутся чудищами)

 

 

10. Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Виды внимания 


В зависимости от наличия  сознательного выбора направления  и регуляции выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание (пассивное) 

Вид внимания, при котором  отсутствует сознательный выбор  направления и регуляции. Оно  устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения  человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее  в произвольное. Возникновение непроизвольного  внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а  также обусловливаться соответствием  этих раздражителей прошлому опыту  или психическому состоянию человека. Иногда непроизвольное внимание может  быть полезным, как в работе, так  и в быту, оно дает нам возможность  своевременно выявить появление  раздражителя и принять необходимые  меры, и облегчает включение в  привычную деятельность. Но в то же время непроизвольное внимание может  иметь отрицательное значение для  успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики  и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться. Причины возникновения  непроизвольного внимания:

  • Неожиданность раздражителя.
  • Относительная сила раздражителя.
  • Новизна раздражителя.
  • Движущиеся п<span class="Norma

Информация о работе Лекции по "Психологии"