Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:38, курс лекций
Предмет, объект, основные задачи и принципы психологии как науки
Житейские и научные психологические знания. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Понятие о категориальном аппарате психологической науки. Основные категории психологии: психика, сознание, индивид, личность, индивидуальность, общение, деятельность. Психика как предмет психологии. Принципы психологии как науки: принцип системности, принцип активности, принцип детерминизма, принцип деятельностного подхода, принцип личностного подхода. Основные задачи психологии как науки.
- биологическое или органическое /пища, вода, кислород/
- социальные /контакт
с себе подобными,
- МОТИВ – побуждение к деят-ти, связанное с удовлет-м потребностей индивида. Под мотивом понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков лич-сти. Совокуп-ть действий, вызванным одним мотивом, называется Д, или особым видом Д.. Благодаря мотиву, мы вышли на высший уровень структурной деятельности в теории А. Н.Леонтьева – уровень особенной деятельности. Любая особенная деятельность может быть вызвана целым комплексом мотивов.
ВИДЫ МОТИВОВ:
- органический – потребность пищи; - функциональный – игры, спорт;
- материальный – создание вещей ; - социальный; - духовный;
КЛАССЫ мотивов:
- осознаваемые – жизненные цели - неосознаваемые – эмоции и личностный смысл
1. цель
2. мотив (биологические, материальные, духовные, социальные)
3. действия- законченный элемент деятельности
4. операция-элемент действия
Функциональный, структурный, системный и личностный подходы к исследованию деятельности.
ЗАДАЧА – это заданная в определённых условиях /проблемная ситуация/ цель деятельности, которая должна быть достигнута путём преобразования этих условий. Задачей может быть конкретная цель, которую надо достичь. Мотивы и цели могут не совпадать.
Действие и операции
Центральное место
в - иерар-м построении Д.занимает
- ОПЕРАЦИЯ – способ выполнения действий. Операции могут состоять из разнообразных действий, которые могут подразделяться на ещё более мелкие /частные/ действия. Т.о. операция – это более крупная единица деятельности, чем действие. Главное св-во операций – они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действий. По существу – уровень операций – это уровень автоматических действий и навыков.
Методы изучения деятельности.
Деятельность человека и средовые факторы.