Кризисы семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 22:13, лекция

Описание работы

Семья в ее синхронном функционировании является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся. Изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных.

Семейный кризис – состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.

Файлы: 1 файл

Кризисы семейных отношений.docx

— 44.97 Кб (Скачать файл)

 

 Переживание семьей  данного кризиса зависит от  степени готовности родителей  к расширению сферы контактов  их ребенка; от умения поддержать  его возрастающую самостоятельность;  от гибкости семейной системы,  обусловливающей способность всей  семьи к изменениям; от уровня  коммуникативных умений, определяющих  способность супругов договариваться  об изменениях.

 

 Включение детей во  внешние социальные институты  может вскрывать имеющиеся семейные  дисфункции, поскольку характер  и качество адаптации детей  к новой ситуации в их жизни  определяется особенностями сложившихся  внутрисемейных отношений. Психологические  проблемы детей, таким образом,  могут выступать в качестве  индикатора наличия внутрисемейных  проблем.

 

 В возрасте 6–7 лет  большинство детей в нашей  стране начинают посещать школу.  На этом этапе проблемы в  семейной системе возникают «в  связи с тем, что ребенок  все чаще занят вне семьи» (Хейли  Дж., 1995). У ребенка напряжение  растет в связи с включением  в новый социальный институт  и изменением требований, тогда  как у родителей – в первую  очередь по причине того, что  «продукт их воспитательной деятельности  оказывается объектом всеобщего  обозрения» (Черников А.В., 2001). Задача  супругов на этом этапе –  поддержать ребенка и помочь  ему адаптироваться к новым  социальным условиям, порождающим  ряд трудностей и проблем:

 

 трудности, связанные  с новым режимом дня.

 

 трудности адаптации  ребенка к классному коллективу;

 

 трудности, связанные  с взаимоотношениями ребенка  с учителем, истоки которых могут  лежать в сфере детско-родительских  отношений, будучи обусловленными  стилем семейного воспитания;

 

 трудности, вызванные  необходимостью принять новые  требования со стороны родителей.

 

 К этому времени  в семье уже могут быть сформированы  стереотипные паттерны взаимодействия, затрудняющие адаптацию ребенка  к новым социальным условиям. Те способы взаимодействия, которые  были приемлемы в семье, могут  оказаться неэффективными при  установлении новых отношений:  способы получать поддержку, внимание, любовь, заботу, способы достигать  желаемого и т.п. Если ребенок  привык в семье удовлетворять  свои потребности через капризы,  он, скорее всего, будет вести  себя точно так же и в  школе, где данный способ поведения  неприемлем. Сложности у ребенка  могут возникнуть и в том  случае, когда в семье нет ясных  границ и нарушена иерархия (наличие  перевернутой иерархии) – это  чревато проблемами, связанными  с принятием школьных норм  и правил. Адаптация к школе  может быть затруднена, если ребенок  не посещал детский сад и  не имеет опыта внесемейных  контактов (общение со сверстниками  при посещении спортивных секций, кружков, летних оздоровительных  лагерей и др.).

 

 Кризис 4: принятие факта  вступления ребенка в подростковый  период

 

 Данный семейный кризис  связан с необходимостью семьи  приспособиться к факту взросления  ребенка и достижения им половой  зрелости. Подростковый возраст  – период вторичной индивидуации  ребенка, которая, по мнению  Блоса, включает в себя два  взаимно переплетающихся процесса (Тайсон Р., Тайсон Ф., 1998):

 

1) отделение, или сепарация;

 

2) отказ от родителей  как главных объектов любви  и нахождение заместителей вне  семьи.

 

 Подростку предстоит  пройти свой кризис идентичности. При этом пребывание только  в социальной роли сына или  дочери становится уже недостаточным  для того, чтобы адаптироваться  к взрослой жизни. В результате  он находит новые модели жизни,  расширяя сферу своих социальных  контактов и выходя за пределы  семьи. Фактором, облегчающим этот  процесс, является наличие поддержки  со стороны семьи и уверенность  в ее стабильности и надежности.

 

 В поисках собственной  идентичности подросток может  бросать вызов семейным правилам, регламентирующим его личную  жизнь, шокировать семью нетипичными  для нее ценностями и поведением. Это нередко приводит к росту  конфликтности в семье, основными  областями которой являются: аккуратность, помощь в домашнем хозяйстве,  успеваемость в школе, общение  со сверстниками, внешний вид  подростка, вредные привычки, вопросы  эротики и секса. Среди причин  подобных конфликтов наиболее  важными являются (Ремшмидт Х., 1994):

 

 различие опыта детей  и родителей, прежде всего касающееся  подросткового периода;

 

 несформированность четких  этапов перехода от детской  зависимости к взрослой независимости;

 

 отсутствие правил, определяющих  ослабление родительской власти;

 

 психологические и  социальные различия между родителями  и детьми.

 

 Таким образом, большинство  конфликтов вытекает из напряженности,  создаваемой потребностью подростков  в самостоятельности и осознанием  взрослыми ответственности за  своих детей.

 

 В силу этих обстоятельств  семья переживает чрезвычайно  тяжелый период, который можно  назвать «кризисом ответственности». Он связан с необходимостью  перераспределить зоны ответственности  в семье и, в частности, определить, какова доля ответственности  подростка. Семье нужно выработать  соглашение по поводу того, за  что может отвечать ребенок,  а за что – нет, каковы  теперь обязанности родителей.  Этот процесс может быть очень  болезненным, сопровождаться конфликтами,  отсутствием взаимопонимания с  обеих сторон, нежеланием считаться  с чувствами друг друга, попытками  родителей усилить контроль за  подростком и эмоциональной отстраненностью  от его реальных трудностей, непринятием  его нового статуса.

 

 С достижением ребенком  подросткового возраста перед  семьей вновь встает необходимость  в структурных изменениях. Подростковый  кризис на микросистемном уровне  психологического функционирования  семьи можно рассматривать как  внутрисемейную борьбу за поддержание  прежнего иерархического порядка.  Родители больше не обладают  всей полнотой власти и должны  считаться с все возрастающей  компетентностью подростка. В  связи с этим им необходимо  предоставить ему больше автономии  и быть более гибкими в принятии  его возрастающей независимости.

 

 Разрешение проблем  на данном этапе вновь будет  зависеть от способов решения  критических задач, коммуникации  и ведения переговоров, выработанных  на более ранних стадиях развития  семьи.

 

 Проблемы в семейной  системе, обусловленные поведением  подростка, тесно связаны с  опытом, имеющимся в расширенной  семье (Ackerman, 1959). Как правило, на  особенности переживания семьей  данного кризиса оказывает влияние  характер преодоления подростковых  коллизий самими родителями. С  позиции собственного опыта они  могут стремиться оградить детей  от «ошибок», допущенных ими в том же возрасте. Некоторые родители пытаются реализовать через детей то, что им самим не удалось в свое время сделать либо получить от своих родителей

 

 Таким образом, если  родители когда-то столкнулись  с трудностями при отделении  от своей семьи, для поддержания  эмоционального баланса они будут  склонны культивировать зависимость  в собственном ребенке. Развитие  его индивидуальности может таить  в себе угрозу для семьи  с проблемами в супружеской  подсистеме, провоцируя тревогу  расставания и страх одиночества  у родителей. В этом случае  супруги не будут способны  признать возрастающую потребность  ребенка в самостоятельности,  и последний, чтобы заслужить  их одобрение, в свою очередь,  окажется вынужден игнорировать  собственные желания.

 

 Протекание данного  семейного кризиса может осложняться  часто приходящимся на этот  же период личностным кризисом  «середины жизни» родителей. Кроме  того, интенсивность, длительность  и болезненность переживания  семьей данного переходного этапа  во многом определяются качеством  преодоления предыдущих кризисов  и количеством неразрешенных  задач развития семейной системы.

 

 Кризис 5: семья, в которой  выросший ребенок покидает дом

 

 Данный нормативный  кризис связан с процессом  отделения молодого человека  от семьи и началом его самостоятельной  жизни. Изменения структуры семьи,  обусловленные уходом детей или  появлением новых членов семьи,  вызывают у всех участников  этого процесса острые переживания.

 

 В нашей культуре  отсутствуют четкие традиции  и церемонии, знаменующие приобретение  молодым человеком нового статуса  и требующие от родителей изменения  отношения к нему. Несмотря на  то, что существует ряд событий,  которые так или иначе связываются  с переходом к взрослости (получение  паспорта, поступление в среднее  специальное (высшее) учебное заведение,  призыв на военную службу, начало  трудовой деятельности, заключение  брака, отдельное проживание и  др.), их наличие не означает  полного отделения и автономии  детей от родительской семьи,  так как молодые люди часто  остаются финансово и эмоционально  зависимыми от родителей.

 

 В случае ухода детей  из родительской семьи супруги  оказываются перед необходимостью  пересмотреть свои отношения.  Если прежде они полностью  фокусировались на ребенке (или  детях), может так случиться, что  у них не останется общих  тем для разговоров и оснований  для продолжения совместной жизни.  Иногда, наоборот, пары достигают  согласия по давним проблемам,  решение которых было отложено  из-за появления детей.

 

 Данный кризис может  переживаться не единожды, в зависимости  от состава семьи и с различной  степенью интенсивности. Конфликт  в семье, которая не может  отпустить ребенка, нередко становится  источником его проблемного поведения  (например, побегов из дома, злоупотребления  запрещенных психоактивных веществ,  промискуитета, суицида и др.). Для понимания процессов, происходящих  в семье в этот период, весьма  полезной может оказаться теория  семейных систем М. Боуэна. Согласно  Боуэну, семья – это эмоциональная  система, представляющая собой  трансгенерационный феномен. Центральным  концептом данной теории является  понятие о дифференциации «Я».  Недифференцированность на уровне  семейной системы выражается  в высоком уровне сплоченности  или отчужденности между членами  семьи, в зависимости эмоционального  состояния каждого члена семьи  от одного и того же фактора  семейной жизни. Низкий уровень  дифференциации обусловливает ригидность  семьи как системы и становится  причиной ее плохой адаптивности, в частности, затрудняет переход  от одного этапа ее развития  к другому, то есть осложняет  протекание нормативных кризисов. Используя концепцию М. Боуэна  об уровнях дифференциации, можно  обозначить несколько исходов  данного кризиса:

 

1, Эмоциональное отделение,  предполагающее сохранение отношений  молодого человека с членами  семьи при одновременном принятии  родителями факта его взрослости. Способность молодого взрослого  дифференцироваться от своей  родительской семьи в перспективе  ведет к развитию автономии  в отношениях с будущими членами  семьи и друзьями.

 

2. Эмоциональная зависимость  молодого человека от семьи  при общем низком уровне дифференциации  ее членов. В этом случае существуют  два возможных варианта развития  отношений в семье. В первом  случае молодой человек продолжает  сохранять очень тесные взаимоотношения  хотя бы с одним из родителей.  Во втором – имеет место  географическое и / или психологическое  дистанцирование от родительской  семьи по принципу эмоционального  разрыва, создающее иллюзию независимости  и автономного существования.

 

 Молодой человек может  продолжать выполнять функцию  семейного стабилизатора, даже  если он живет отдельно от  родителей – например, посредством  симптоматизации или девиации  его поведения. Он может оказаться  несостоятельным в профессиональной  либо личной сфере, у него  могут появиться какие-либо проблемы (финансовые, правовые, проблемы со  здоровьем и т.д.). В этом случае  семья, поглощенная решением трудностей  ребенка, вновь обретает стабильность  и целостность, словно он и  не покидал ее. Следовательно,  до тех пор, пока молодой  человек будет несостоятельным,  родители могут проявлять свою  совместную заботу о нем, избегая  таким образом необходимости  выстраивания отношений друг  с другом.

 

 Процесс сепарации  в диаде «родитель–ребенок» обусловлен  историей жизни нескольких поколений  семьи. Чем более успешным было  отделение родителей в юности  от собственных родительских семей, тем легче им будет «отпустить» своего ребенка, поддержать его в приобретении автономии.

 

 Кризис 6: супруги вновь  остаются вдвоем (кризис семьи,  в основном выполнившей свою  родительскую функцию)

 

 Семью, в основном  выполнившую свою родительскую  функцию, часто называют «опустевшим  гнездом». Этот кризисный период  начинается с уходом из дома  последнего ребенка. Он может

протекать вполне гладко, если паре удалось отпустить детей  и сохранить при этом близкие  отношения с ними на фоне благополучия в супружеской подсистеме.

 

 

 В связи с уходом  детей изменяется структура семьи:  существовавший на протяжении  долгого времени треугольник,  включавший мать, отца и ребенка,  трансформируется в супружескую  диаду. При успешном разрешении  предыдущего кризиса взрослый  ребенок приобретает свободу  для выстраивания новых отношений,  сохраняя способность приближаться  к своей родительской семье,  восстанавливая на время «треугольные»  отношения, и отдаляться от  нее. Подобные преобразования  требуют установления нового  баланса близости–отдаленности  и изменения ролевой структуры  семьи.

Информация о работе Кризисы семейных отношений