Переживание семьей
данного кризиса зависит от
степени готовности родителей
к расширению сферы контактов
их ребенка; от умения поддержать
его возрастающую самостоятельность;
от гибкости семейной системы,
обусловливающей способность всей
семьи к изменениям; от уровня
коммуникативных умений, определяющих
способность супругов договариваться
об изменениях.
Включение детей во
внешние социальные институты
может вскрывать имеющиеся семейные
дисфункции, поскольку характер
и качество адаптации детей
к новой ситуации в их жизни
определяется особенностями сложившихся
внутрисемейных отношений. Психологические
проблемы детей, таким образом,
могут выступать в качестве
индикатора наличия внутрисемейных
проблем.
В возрасте 6–7 лет
большинство детей в нашей
стране начинают посещать школу.
На этом этапе проблемы в
семейной системе возникают «в
связи с тем, что ребенок
все чаще занят вне семьи» (Хейли
Дж., 1995). У ребенка напряжение
растет в связи с включением
в новый социальный институт
и изменением требований, тогда
как у родителей – в первую
очередь по причине того, что
«продукт их воспитательной деятельности
оказывается объектом всеобщего
обозрения» (Черников А.В., 2001). Задача
супругов на этом этапе –
поддержать ребенка и помочь
ему адаптироваться к новым
социальным условиям, порождающим
ряд трудностей и проблем:
трудности, связанные
с новым режимом дня.
трудности адаптации
ребенка к классному коллективу;
трудности, связанные
с взаимоотношениями ребенка
с учителем, истоки которых могут
лежать в сфере детско-родительских
отношений, будучи обусловленными
стилем семейного воспитания;
трудности, вызванные
необходимостью принять новые
требования со стороны родителей.
К этому времени
в семье уже могут быть сформированы
стереотипные паттерны взаимодействия,
затрудняющие адаптацию ребенка
к новым социальным условиям.
Те способы взаимодействия, которые
были приемлемы в семье, могут
оказаться неэффективными при
установлении новых отношений:
способы получать поддержку, внимание,
любовь, заботу, способы достигать
желаемого и т.п. Если ребенок
привык в семье удовлетворять
свои потребности через капризы,
он, скорее всего, будет вести
себя точно так же и в
школе, где данный способ поведения
неприемлем. Сложности у ребенка
могут возникнуть и в том
случае, когда в семье нет ясных
границ и нарушена иерархия (наличие
перевернутой иерархии) – это
чревато проблемами, связанными
с принятием школьных норм
и правил. Адаптация к школе
может быть затруднена, если ребенок
не посещал детский сад и
не имеет опыта внесемейных
контактов (общение со сверстниками
при посещении спортивных секций,
кружков, летних оздоровительных
лагерей и др.).
Кризис 4: принятие факта
вступления ребенка в подростковый
период
Данный семейный кризис
связан с необходимостью семьи
приспособиться к факту взросления
ребенка и достижения им половой
зрелости. Подростковый возраст
– период вторичной индивидуации
ребенка, которая, по мнению
Блоса, включает в себя два
взаимно переплетающихся процесса
(Тайсон Р., Тайсон Ф., 1998):
1) отделение, или сепарация;
2) отказ от родителей
как главных объектов любви
и нахождение заместителей вне
семьи.
Подростку предстоит
пройти свой кризис идентичности.
При этом пребывание только
в социальной роли сына или
дочери становится уже недостаточным
для того, чтобы адаптироваться
к взрослой жизни. В результате
он находит новые модели жизни,
расширяя сферу своих социальных
контактов и выходя за пределы
семьи. Фактором, облегчающим этот
процесс, является наличие поддержки
со стороны семьи и уверенность
в ее стабильности и надежности.
В поисках собственной
идентичности подросток может
бросать вызов семейным правилам,
регламентирующим его личную
жизнь, шокировать семью нетипичными
для нее ценностями и поведением.
Это нередко приводит к росту
конфликтности в семье, основными
областями которой являются: аккуратность,
помощь в домашнем хозяйстве,
успеваемость в школе, общение
со сверстниками, внешний вид
подростка, вредные привычки, вопросы
эротики и секса. Среди причин
подобных конфликтов наиболее
важными являются (Ремшмидт Х., 1994):
различие опыта детей
и родителей, прежде всего касающееся
подросткового периода;
несформированность четких
этапов перехода от детской
зависимости к взрослой независимости;
отсутствие правил, определяющих
ослабление родительской власти;
психологические и
социальные различия между родителями
и детьми.
Таким образом, большинство
конфликтов вытекает из напряженности,
создаваемой потребностью подростков
в самостоятельности и осознанием
взрослыми ответственности за
своих детей.
В силу этих обстоятельств
семья переживает чрезвычайно
тяжелый период, который можно
назвать «кризисом ответственности».
Он связан с необходимостью
перераспределить зоны ответственности
в семье и, в частности, определить,
какова доля ответственности
подростка. Семье нужно выработать
соглашение по поводу того, за
что может отвечать ребенок,
а за что – нет, каковы
теперь обязанности родителей.
Этот процесс может быть очень
болезненным, сопровождаться конфликтами,
отсутствием взаимопонимания с
обеих сторон, нежеланием считаться
с чувствами друг друга, попытками
родителей усилить контроль за
подростком и эмоциональной отстраненностью
от его реальных трудностей, непринятием
его нового статуса.
С достижением ребенком
подросткового возраста перед
семьей вновь встает необходимость
в структурных изменениях. Подростковый
кризис на микросистемном уровне
психологического функционирования
семьи можно рассматривать как
внутрисемейную борьбу за поддержание
прежнего иерархического порядка.
Родители больше не обладают
всей полнотой власти и должны
считаться с все возрастающей
компетентностью подростка. В
связи с этим им необходимо
предоставить ему больше автономии
и быть более гибкими в принятии
его возрастающей независимости.
Разрешение проблем
на данном этапе вновь будет
зависеть от способов решения
критических задач, коммуникации
и ведения переговоров, выработанных
на более ранних стадиях развития
семьи.
Проблемы в семейной
системе, обусловленные поведением
подростка, тесно связаны с
опытом, имеющимся в расширенной
семье (Ackerman, 1959). Как правило, на
особенности переживания семьей
данного кризиса оказывает влияние
характер преодоления подростковых
коллизий самими родителями. С
позиции собственного опыта они
могут стремиться оградить детей
от «ошибок», допущенных ими в том же
возрасте. Некоторые родители пытаются
реализовать через детей то, что им самим
не удалось в свое время сделать либо получить
от своих родителей
Таким образом, если
родители когда-то столкнулись
с трудностями при отделении
от своей семьи, для поддержания
эмоционального баланса они будут
склонны культивировать зависимость
в собственном ребенке. Развитие
его индивидуальности может таить
в себе угрозу для семьи
с проблемами в супружеской
подсистеме, провоцируя тревогу
расставания и страх одиночества
у родителей. В этом случае
супруги не будут способны
признать возрастающую потребность
ребенка в самостоятельности,
и последний, чтобы заслужить
их одобрение, в свою очередь,
окажется вынужден игнорировать
собственные желания.
Протекание данного
семейного кризиса может осложняться
часто приходящимся на этот
же период личностным кризисом
«середины жизни» родителей. Кроме
того, интенсивность, длительность
и болезненность переживания
семьей данного переходного этапа
во многом определяются качеством
преодоления предыдущих кризисов
и количеством неразрешенных
задач развития семейной системы.
Кризис 5: семья, в которой
выросший ребенок покидает дом
Данный нормативный
кризис связан с процессом
отделения молодого человека
от семьи и началом его самостоятельной
жизни. Изменения структуры семьи,
обусловленные уходом детей или
появлением новых членов семьи,
вызывают у всех участников
этого процесса острые переживания.
В нашей культуре
отсутствуют четкие традиции
и церемонии, знаменующие приобретение
молодым человеком нового статуса
и требующие от родителей изменения
отношения к нему. Несмотря на
то, что существует ряд событий,
которые так или иначе связываются
с переходом к взрослости (получение
паспорта, поступление в среднее
специальное (высшее) учебное заведение,
призыв на военную службу, начало
трудовой деятельности, заключение
брака, отдельное проживание и
др.), их наличие не означает
полного отделения и автономии
детей от родительской семьи,
так как молодые люди часто
остаются финансово и эмоционально
зависимыми от родителей.
В случае ухода детей
из родительской семьи супруги
оказываются перед необходимостью
пересмотреть свои отношения.
Если прежде они полностью
фокусировались на ребенке (или
детях), может так случиться, что
у них не останется общих
тем для разговоров и оснований
для продолжения совместной жизни.
Иногда, наоборот, пары достигают
согласия по давним проблемам,
решение которых было отложено
из-за появления детей.
Данный кризис может
переживаться не единожды, в зависимости
от состава семьи и с различной
степенью интенсивности. Конфликт
в семье, которая не может
отпустить ребенка, нередко становится
источником его проблемного поведения
(например, побегов из дома, злоупотребления
запрещенных психоактивных веществ,
промискуитета, суицида и др.).
Для понимания процессов, происходящих
в семье в этот период, весьма
полезной может оказаться теория
семейных систем М. Боуэна. Согласно
Боуэну, семья – это эмоциональная
система, представляющая собой
трансгенерационный феномен. Центральным
концептом данной теории является
понятие о дифференциации «Я».
Недифференцированность на уровне
семейной системы выражается
в высоком уровне сплоченности
или отчужденности между членами
семьи, в зависимости эмоционального
состояния каждого члена семьи
от одного и того же фактора
семейной жизни. Низкий уровень
дифференциации обусловливает ригидность
семьи как системы и становится
причиной ее плохой адаптивности,
в частности, затрудняет переход
от одного этапа ее развития
к другому, то есть осложняет
протекание нормативных кризисов.
Используя концепцию М. Боуэна
об уровнях дифференциации, можно
обозначить несколько исходов
данного кризиса:
1, Эмоциональное отделение,
предполагающее сохранение отношений
молодого человека с членами
семьи при одновременном принятии
родителями факта его взрослости.
Способность молодого взрослого
дифференцироваться от своей
родительской семьи в перспективе
ведет к развитию автономии
в отношениях с будущими членами
семьи и друзьями.
2. Эмоциональная зависимость
молодого человека от семьи
при общем низком уровне дифференциации
ее членов. В этом случае существуют
два возможных варианта развития
отношений в семье. В первом
случае молодой человек продолжает
сохранять очень тесные взаимоотношения
хотя бы с одним из родителей.
Во втором – имеет место
географическое и / или психологическое
дистанцирование от родительской
семьи по принципу эмоционального
разрыва, создающее иллюзию независимости
и автономного существования.
Молодой человек может
продолжать выполнять функцию
семейного стабилизатора, даже
если он живет отдельно от
родителей – например, посредством
симптоматизации или девиации
его поведения. Он может оказаться
несостоятельным в профессиональной
либо личной сфере, у него
могут появиться какие-либо проблемы
(финансовые, правовые, проблемы со
здоровьем и т.д.). В этом случае
семья, поглощенная решением трудностей
ребенка, вновь обретает стабильность
и целостность, словно он и
не покидал ее. Следовательно,
до тех пор, пока молодой
человек будет несостоятельным,
родители могут проявлять свою
совместную заботу о нем, избегая
таким образом необходимости
выстраивания отношений друг
с другом.
Процесс сепарации
в диаде «родитель–ребенок» обусловлен
историей жизни нескольких поколений
семьи. Чем более успешным было
отделение родителей в юности
от собственных родительских семей,
тем легче им будет «отпустить» своего
ребенка, поддержать его в приобретении
автономии.
Кризис 6: супруги вновь
остаются вдвоем (кризис семьи,
в основном выполнившей свою
родительскую функцию)
Семью, в основном
выполнившую свою родительскую
функцию, часто называют «опустевшим
гнездом». Этот кризисный период
начинается с уходом из дома
последнего ребенка. Он может
протекать вполне гладко, если
паре удалось отпустить детей
и сохранить при этом близкие
отношения с ними на фоне благополучия
в супружеской подсистеме.
В связи с уходом
детей изменяется структура семьи:
существовавший на протяжении
долгого времени треугольник,
включавший мать, отца и ребенка,
трансформируется в супружескую
диаду. При успешном разрешении
предыдущего кризиса взрослый
ребенок приобретает свободу
для выстраивания новых отношений,
сохраняя способность приближаться
к своей родительской семье,
восстанавливая на время «треугольные»
отношения, и отдаляться от
нее. Подобные преобразования
требуют установления нового
баланса близости–отдаленности
и изменения ролевой структуры
семьи.