Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 02:56, дипломная работа
Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.
Введение_________________________________________________________3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения страха в психологической литературе________________________________________________________8
1.1 Страх как психологическая категория, его сущность и характеристика__8
1.2 Формы и виды страхов. Причины страхов детей 5-7 лет______________28
1.3 Метод сказкотерапии в коррекции детских страхов_________________36
Глава 2. Эмпирическое исследование коррекции страхов у детей посредством сказкотерапии____________________________________________________49
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования____________________________49
2.2. Методика исследования _______________________________________49
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования_________________56
Заключение______________________________________________________77
Список использованной литературы_________________________________80
Анализ исследований связи межполушарной асимметрии с эмоциями в отечественной психофизиологии имеет длительную историю. Существуют различные исторически изменчивые точки зрения на данную зависимость.
Длительное время существовало представление о том, что эмоциональные реакции связаны с функционированием только правого полушария (А.Р. Лурия).
Результаты исследований позволяют выделить три группы взглядов о роли ведущего полушария в возникновении эмоций:
- преимущественной
роли правого полушария в
- связи
правого полушария с
- дифференцированном
участии обоих полушарий в
осуществлении единого
Таким образом, анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что существует связь между межполушарной асимметрией и испытываемой человеком эмоцией страха. Так, правое полушарие отвечает за репродукцию данного эмоционального состояния, поскольку оно более «депрессивно».
К психологическим концепциям эмоций отечественной психологии можно отнести исследования Л.С. Рубинштейна, Г.Ш. Шингарова, П.М.
Якобсона, В.Н. Мясищева, В.К. Вилюнас, Я. М. Веккер, Г.А.Фортунатова. Психологические концепции эмоций в отечественной психологии объединяет определение эмоции как особой формы отношения к предметам и явлениям действительности. Соответственно, страх представляет собой особую форму отношения человека к реальной действительности, к тем объектам социальной среды, которые его окружают. При этом анализируются разные аспекты этого отношения, так в исследованиях Л.С. Рубинштейна и Г.Ш. Шингарова исследуется аспект переживания, в теориях П.М. Якобсона, В.Н. Мясищева - аспект отношения, работы В.К. Вилюнас, Я.М. Веккер, Г.А.Фортунатова посвящены аспекту отражения.
Теорию эмоций С.Л. Рубинштейна можно отнести к психологическому подходу в изучении эмоциональной сферы человека. В качестве детерминант он выделял мотивационные составляющие, высказывая мысль о связи эмоций с когнитивными процессами. С. Л. Рубинштейн отмечал, что эмоциональные процессы и познавательные процессы нельзя противопоставлять, как внешние, друг другу, потому что эмоции представляют собой единство эмоционального и интеллектуального [34].
Соответственно, возникновение страха обусловлено мотивами и когнитивным анализом, что подчеркивает синтезирующую функцию страха как эмоции, поскольку целостный акт отражения «...всегда ... включает единство двух противоположных компонентов - знания и отношения, интеллектуального и аффективного... из которых то тот, то другой выступает в качестве преобладающего» (Рубинштейн С.Л.) [34, с. 142].
Кроме выделенных исследований, в рамках психологического подхода внимания заслуживает информационная теория эмоций П.В. Симонова, которую можно отнести к когнитивному направлению исследований эмоций [36].
Эвристическая ценность эмоций, по мнению П. В. Симонова, состоит в том, что они могут служить одним из наиболее тонких и объективных индикаторов интересующей нас потребности. П. В. Симонов рассматривает эмоции как вторичный продукт скрывающихся за ними потребностей, как индикатор степени их удовлетворения, а страх - как естественную реакцию человека в случае, когда вероятность удовлетворения потребности сохранения (себя, других людей, сооружений и т. п.) становится низкой. В нормальной ситуации человек ориентирует свое поведение на сигналы высоковероятных событий (то есть на то, что в прошлом чаще встречалось).
Благодаря этому его поведение в большинстве случаев бывает адекватным и ведет к достижению цели. В условиях полной определенности цель может быть достигнута и без помощи эмоций.
Однако в неопределенных ситуациях, при отсутствии достаточно точных сведений о способе организации поведения, которое приведет к удовлетворению потребности, нужна другая тактика реагирования на сигналы.
Отрицательные эмоции, как пишет П.В. Симонов, возникают при недостаточности информации, которая нужная для достижения цели, что в жизни бывает чаще всего. Так, страх и тревога развиваются при недостаточности тех сведений, которые нужны для защиты, то есть при практической невозможности избежать нежелательного воздействия [36].
Анализ вышеописанных концепций показывает, что они являются общими концепциями эмоций, и страх как таковой в этих исследованияхиграет второстепенную роль, поскольку ученых интересовали общие причины и механизмы возникновения эмоций, их функции и механизмы управления человеческим поведением.
В отечественной психологии можно выделить ряд работ, посвященных
конкретному исследованию страха как эмоции. Работы, таких исследователей, как В. С. Дерябин [11], Е. А. Калинин [19], А. С. Зобов [14] посвящены изучению причин страха. Анализируя причины страха, эти авторы приходят к выводу, что страх связан с болью (Е.А. Калинин). В своих исследованиях В. С.Дерябин отмечает тот факт, что люди боятся змей, хотя никогда не имели общения со змеями в своем опыте. А. С. Зобов все опасности, вызывающие страх, разделил на три группы:
- реальные,
объективно угрожающие
- мнимые,
объективно не угрожающие
- престижные,
угрожающие поколебать
Н. Д. Скрябин [37;38] видит причины страхов в индивидуальных различиях в темпераменте или предрасположенностях. Он нашел закономерности между величиной и качеством вегетативных и нейродинамических сдвигов при страхе и развитием самообладания (смелости). У лиц, склонных к трусливости, частота сердечных сокращений при оценке ситуации как опасной может не повыситься, а снизиться, и вместо покраснения лица наблюдается его побледнение. Трусливые характеризуются меньшей устойчивостью баланса нервных процессов, и для них наиболее характерен сдвиг его в сторону торможения (в отличие от смелых, у которых баланс чаще сдвигается в сторону возбуждения) [37, с. 48].
1.2 Формы и виды страхов. Причины страхов детей 5-7 лет
Разработке классификаций страха и описанию его основных видов и форм посвящены работы Н.Е. Осипова, О.А. Черниковой. Н. Е. Осипов одним из первых предпринял попытку дифференцировать разные виды страха. Он писал, что при восприятии реальной опасности у человека появляется страх, при восприятии таинственного, фантастического - жуть, а при восприятии комбинации того и другого - боязнь. Ужас испытывается при наличии всяких моментов опасности одновременно. Поэтому остается вопрос: не являются ли разные словесные обозначения страха просто синонимами?
О. А. Черникова выделяет следующие формы проявления страха: боязнь, тревожность, робость, испуг, опасение, растерянность, ужас, паническое состояние.
Боязнь как ситуативную эмоцию она связывает с определенной и ожидаемой опасностью, то есть с представлениями человека о возможных нежелательных и неприятных последствиях его действий или развития ситуации.
Эмоция опасения, полагает О.А. Черникова, - это чисто человеческая форма переживания опасности, которая возникает на основании анализа встретившейся ситуации, сопоставления и обобщения воспринимаемых явлений и прогнозирования вероятности опасности или степени риска. Это интеллектуальная эмоция, «разумный страх», связанный с предугадыванием опасности.
Неуверенность (сомнение) - это оценка вероятности совершения того или иного события, когда отсутствует достаточная информация, необходимая для прогнозирования.
Растерянность - это интеллектуальное состояние, характеризуемое потерей логической связи между осуществляемыми или планируемыми действиями. Нарушается восприятие ситуации, ее анализ и оценка, вследствие чего затрудняется принятие разумных решений. Поэтому растерянность характеризуется нецелесообразными действиями или полным бездействием.
Она может сопровождать панику, но сама по себе не является переживанием опасности, хотя может являться ее следствием.
Воображаемые страхи существенно отличаются от так называемых аффективных страхов, то есть страхов реальных, переживаемых и проявляемых человеком в экспрессии. К аффективным страхам относятся робость, ужас, паническое состояние, испуг.
Таким образом, рассмотренные выше формы страха, о которых говорит О.А. Черникова, по сути, не являются формами, а характеризуют лишь различную степень (силу) выраженности страха - от боязни и робости до ужаса и паники. Качественные различия между этими переживаниями опасности в описании их О.А. Черниковой не обнаруживаются.
Как отмечают многие критики, слабость данных классификаций заключается в том, что она опирается лишь на внешние причины появления страха, но не раскрывает психофизиологические различия его разных видов.
В изучении форм страха первой формой выделяется испуг или «неожиданный страх». Это особая фило- и онтогенетическая форма страха. Испуг, как отмечал И. И. Сеченов, - явление инстинктивное (поэтому К. Д. Ушинский называл его инстинктивным или органическим страхом), а возникающие в результате его защитные действия - непроизвольные. Он возникает в ответ на неожиданно появляющийся сильный звук, какой-либо объект и проявляется в трех формах: оцепенении, паническом бегстве и беспорядочном мышечном возбуждении. Для него характерна кратковременность протекания: оцепенение быстро проходит и может смениться двигательным возбуждением. Изучение вегетативных сдвигов и тремора при испуге, осуществленное Н. Д. Скрябиным, показало, что реакция испуга протекает у лиц с различным уровнем смелости по-разному. У лиц с низкой степенью смелости выражено учащение пульса, причем сразу после выстрела нередко бывают «паузы» в сокращении сердца. У лиц с высокой степенью смелости таких «пауз» нет. У боязливых тремор возрастает значительно больше, чем у смелых. Зато кожно-гальваническая реакция (КГР) у последних может быть более выраженной [38].
При ожидании сильного звука («выстрела») боязливые обнаруживают большую кожно-гальваническую реакцию (как по высоте пика, так и по общей площади), чем смелые. Кроме того, реакция ожидания у боязливых выражена сильнее, чем при неожиданном «выстреле», в то время как у смелых ожидаемая реакция меньше, чем при неожиданном «выстреле».
При страхе затормаживаются процессы восприятия, оно становится более узким, сфокусированном на каком-то одном объекте, мышление замедляется, становится более ригидным. Ухудшается память, сужается объем внимания, нарушается координация движений, характерна общая скованность. Все это свидетельствует об ослаблении у человека самоконтроля, человек с трудом владеет собой. Иногда сильный страх сопровождается потерей сознания.
Вегетативные изменения при сильном страхе тоже ярко выражены. Обычно это учащение сокращений сердца, подъем артериального давления, нарушение ритма дыхания, расширенные зрачки. Поверхность кожи холодна, поэтому часто выступающий на лбу и ладонях пот называют «холодным». Однако могут наблюдаться и противоположные сдвиги, например, снижение сокращенийсердца, резкое побледнение лица. При сильном страхе может наблюдаться рвота, непроизвольное опорожнение мочевого пузыря и кишечника. К. К. Платонов выделял две основные формы страха в зависимости от особенностей его проявления: - это, астеническая и стеническая формы [32].
Первая проявляется в пассивно-оборонительных реакциях (например, в оцепенении, ступоре с общим мышечным напряжением, дрожи - «рефлекс мнимой смерти») и в активно-оборонительных реакциях (в мобилизации своих возможностей для предупреждения опасного исхода - бегство). Пассивно- оборонительные реакции И. П. Павлов связывал с торможением корковых центров.
Наиболее полной является классификация страхов А. Захарова [13, с.247]:
1.По характеру - природные, социальные, ситуативные, личностные.
2.По степени реальности - реальные и воображаемые.
3.По степени интенсивности - острые и хронические.
Нами рассмотрены формы и виды страхов, далее рассмотрим особенности и причины детских страхов в дошкольном возрасте.
Проблема детских страхов, причины их возникновения, особенности проявления являлись предметом исследования как отечественной, так и зарубежной психологии. Согласно теории рекапитуляции С. Холла, ребенок, проходя в оногенезе все стадии филогенеза, в процессе своего развития ииспытывает все страхи, которые были характерны сначала для животных, а затем для людей на протяжении их исторического развития. В качестве доказательств С. Холл приводил необъяснимые и иррациональные страхи детей, утверждая, что они являются отголосками страхов первобытных людей, (например страх животных), т.к. их наличие невозможно объяснить ни особенностями индивидуального развития, ни индивидуальным опытом ребенка. Такие виды страха С. Холл назвал «инстинктивный страх». Кроме этой формы страха, детские страхи обусловлены, несомненно, деструктивным личным опытом и влиянием социального окружения. При этом С.Холл считал, что детские страхи возможно корректировать, «приводя ребенка в границы здоровой реальности».
Исследуя страхи, Р. Мэй утверждает, что нельзя говорить о врожденных страхах, основной источник страха - это научение и воспитание. Понятие об «инстинктивном страхе», имеющим наследственную основу присутствовало во многих зарубежных теориях. Так, Д. Селли утверждал, что так называемый «инстинктивный страх свойственен ребенку в раннем возрасте и с процессом развития транформируется и замещается страхом «по опыту», то есть социальным. 3. Фрейд считая страх аффектом, возникающим в ситуации субъективного неудовольствия, когда данное неудовольствие невозможно устранить или с ним невозможно справиться путем удовлетворения либидозных стремлений по принципу удовольствия. Такая ситуация является для ребенка травмирующей, и страх в таком случае возникает как прямое следствие такой ситуации, либо в качестве предвосхищения возможного повторения травматической ситуации. Опираясь на то, что страх - это реакция на внешнюю ситуацию опасности, содержащая травматический фактор.
Информация о работе Коррекция страхов у детей посредством сказкотерапии