Коррекция агрессивного поведения у детей с нарушениями поведения методом игротерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым актуальным направлением исследовательской деятельности многих специалистов. Невозможно сегодня представить себе такую газету, журнал или программу радио- и телевизионных новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. За последнее десятилетие во всем мире, в том числе и в нашей стране, отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью над людьми. Особенно острой, в настоящий момент, является проблема роста детской агрессивности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы коррекции агрессивного поведения дошкольников средствами игротерапии...............................................................6
1.1. Особенности социального развития детей старшего дошкольного возраста и проблема агрессивного поведения..................................................... 6
1.2. Социальная коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии игротерапии............................11
Глава 2. Использование метода игротерапии для коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста......................................24
2.1. Программа исследования.................................................................... 24
2.2. Анализ результатов исследования......................................................25
Заключение. ………………………………………......…….………….....36
Список литературы................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс игротерапия.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

Общий вывод по диагностическому этапу исследования:

Проведение диагностических заданий (наблюдения, анкетирование, рисуночные методики) и полученные результаты показали, что только 40 % детей данной группы имеют средний и низкий уровень агрессивности, а 60 % детей - высокий. Одной из важных причин проявления агрессивности в поведении данных детей могут быть неблагополучные отношения в семье.

Полученные результаты диагностики говорят о серьезной необходимости проведения с детьми данной группы специальной коррекционной работы по снижению уровня агрессивности.

2. Коррекционный этап опытно-экспериментальной  работы

Коррекционный этап опытно-экспериментальной работы проводился нами со всеми детьми данной группы.

Результаты диагностики и сделанные на ее основе выводы были учтены при разработке содержания занятий коррекционного этапа эксперимента.

Цель коррекционного этапа: с помощью технологии игротерапии снизить уровень агрессивного поведения детей.

Основные задачи этапа:

─ формирование социального доверия;

─ развитие социальной активности детей;

─ развитие коммуникативных навыков;

─ формирование адекватной самооценки детей;

─ снижение проявления агрессивности в поведении.

Средства коррекции: детская игра, элементы психогимнастики, специальные приемы неигрового типа. Направленные на повышение сплоченности группы. Развитие навыков общения, способности к эмоциональной децентрации (разотождествлению себя с каким-либо негативным состоянием).

Всего нами было проведено 12 занятий – по 2 занятия на каждой неделе. Общая длительность коррекционного этапа - 1,5 месяца.

Содержание всех занятий коррекционного этапа по технологии социальной коррекции агрессивного поведения детей с помощью игротерапии приведено нами в Приложении 8.

Структура каждого коррекционного занятия

Каждое занятие состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны, доступны детям по содержанию.

Так как основная цель занятий – коррекция агрессивного поведения и предупреждение эмоциональных расстройств, то основной акцент в занятиях сделан на развитие произвольности, навыков бесконфликтного взаимодействия и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Занятия строятся, по определенной схеме и состоят из этапов. Каждый этап может решать не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для коррекции агрессивного поведения. Временные характеристики занятий зависят от возможностей ведущего и состояния группы детей.

1-й этап. Разминка.

Занятие начинается с общей разминки. Ее задача: сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, разогреть внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Для решения этой задачи выполняется несколько упражнений-игр на внимание или подвижная игра.

2-й этап. Мимические и пантомимические  этюды. Задача: выразительное изображение  отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

3-й этап. Игры и этюды на  выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Задача: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

4-й этап. Игры и этюды, имеющие  коррекционную направленность на  определенного ребенка или на  группу.

Задача: коррекция настроения и отдельных черт характера, поведения ребенка, тренинг ролевого разыгрывания стандартных ситуаций.

5-й этап. Окончание занятия, психомышечная  тренировка.

Задача: снятие эмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

Для детей с сильно выраженным агрессивным поведением рекомендуется проводить дополнительные индивидуальные игры в игровой комнате. Во время индивидуальных игровых сеансов, продолжающихся примерно около одного часа, необходимо вести наблюдение за личностными проявлениями у ребенка и фиксировать их в протокол. Мимические изменения, жесты, особенности интонирования, кожные проявления и т.п. являются ценным исследовательским материалом, который позволяет глубже понять личность ребенка и особенности его агрессивного поведения.

Содержание занятий с данной группой детей по социальной коррекции агрессивного поведения приведены нами в приложении.

3. Контрольный этап эксперимента

На контрольном этапе исследования мы решали следующие задачи:

1. Проанализировать возможные изменения  в поведении детей по результатам  наблюдения.

2. Провести повторную диагностику  по рисуночным методикам «Несуществующее  животное» и «Дом-дерево-человек».

3. Провести анализ полученных  результатов контрольной диагностики.

4. Сделать вывод об эффективности  игротерапии, как технологии социальной  коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Повторное анкетирование родителей на этапе контрольного эксперимента не проводилось, так как трудно представить возможность значимых изменений в межличностных отношениях внутри семей детей данной группы за 1,5 месяца коррекционной работы.

1.Результаты контрольного обследования детей по рисуночной методике «Несуществующее животное»

Качественный анализ рисунков показал, что у всех детей данной группы произошло значительное снижение уровня агрессивности:

Так у 10 детей снизилось наличие острых углов в рисунках, а так же слишком крупное изображение животных. Уменьшилось число рисунков с преобладанием сильно нажатых линий. У троих детей на рисунках имеется наличие орудия защиты в руках животного. Поза животного в рисунках у четырех детей стала менее угрожающей, и агрессивное выражение стало менее заметным.

У большинства детей животные стали более добродушнее, в их названиях нет враждебности.

Диагностические результаты рисунков приведены в Приложении 6.

Количественный анализ рисунков по данной методике показал, что уровень агрессивности детей группы после проведения коррекционной работы следующий:

─ высокий уровень– 5 детей;

─ средний уровень– 7 детей;

─ низкий уровень– 8 детей.

Рис. 8. Диаграмма уровней агрессивности детей (в %) по методике «Несуществующее животное» после проведения коррекционной работы.

Сравнительный анализ результатов диагностического и контрольного этапов эксперимента показал, что в данной группе уровень агрессивности после проведения коррекционных занятий значительно снизился.

2. Результаты обследования детей по тесту «Дом- дерево- человек».

Качественный анализ рисунков детей показал снижение агрессивного настроения в рисунках. Так у восьми детей в рисунке человека исчезла прорисовка зубов и ноздрей, у трех детей в рисунках человека пальцы стали короче.

Диагностические результаты рисунков приведены в Приложении 7.

Количественный анализ рисунков показал, что уровень агрессивности детей следующий:

─ высокий – 7 детей;

─ средний – 5 ребенка;

─ низкий – 8 детей.

Рис. 9. Диаграмма уровней агрессивности детей (в %) по рисуночной методике «Дом-дерево-человек после проведения коррекционной работы

Сравнительный анализ уровней агрессивности по методике «Дом-дерево-человек» по результатам диагностического и контрольного этапов показал, что уровень агрессивности детей после проведения коррекционной работы стал значительно ниже.

Количественный анализ суммы баллов уровня агрессивности по двум рисуночным методикам поле проведения коррекционной работы следующий:

─ высокий – 6 детей;

─ средний – 6 детей;

─ низкий – 8 детей.

Рис. 10. Диаграмма уровней агрессивности детей (в %) по результатам двух рисуночных методик (контрольный этап)

Сравним общие результаты диагностики по рисуночным методикам на диагностическом и контрольном этапах:

Рис. 11. Сравнительный анализ результатов диагностики уровней агрессивности детей (в %) на диагностическом и контрольном этапах.

Анализ результатов по двум рисуночным методикам показывает, что высокий уровень агрессивности детей в данной группе существенно понизился, что подтверждает эффективность проведенной нами коррекционной работы с использованием технологии игротерапии.

Вывод по результатам контрольного эксперимента

Качественный анализ результатов контрольной диагностики уровней агрессивности детей показывает, что уровень агрессивности в данной группе детей значительно снизился, дети в этой группе стали более спокойными, общительными, наладился более позитивный контакт с родителями.

По итогам коррекционной работы с родителями детей данной группы нами был проведен специальный лекция-семинар о возможностях игровых занятий с детьми по коррекции проявлений агрессивности (см. Приложение 8). Родители после данного семинара стали больше интересоваться жизнью ребенка в детском саду, внимательнее относиться к проявлениям ребенка.

По результатам наших наблюдений у детей повысилась общая поведенческая активность. Дети стали более охотно вступать в конструктивные контакты со сверстниками, научились договариваться, а главное – без проявлений агрессии разрешать конфликтные ситуации. Все это подтверждает эффективность проделанной нами коррекционной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 2 главе:

 

1. В опытно-экспериментальной работе  мы подтвердили гипотезу нашего  исследования: эффективная социальная  коррекция агрессивного поведения  детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОЛ возможна при соблюдении следующих условий:

─ при своевременной диагностике признаков агрессии детей старшего дошкольного возраста;

─ при комплексной организации воспитательного процесса, обеспечивающего развитие адекватных полу и возрасту навыков поведения у детей;

─ при использовании игротерапии как коррекционной технологии;

2. Технология игротерапии для  социальной коррекции агрессивности  детей старшего дошкольного возраста, представленная в данной работе, согласно полученным результатам, имеет высокий уровень эффективности.

3. Проведенные нами коррекционные  занятия показали необходимость  данной работы с детьми старшего  дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Необходимо выяснить механизмы возникновения и принципы функционирования агрессии и разработать методы профилактики и коррекции агрессивного, асоциального поведения.

Основными факторами, определяющими, формирование детской агрессивности являются: семья, сверстники, средства массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению в основном путем наблюдения агрессивных действий других людей. Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, что у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму. Поэтому сегодня проблема агрессивного поведения детей является острой и очень актуальной.

Сегодня возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих повышенную агрессивность в поведении детей, с учётом которых и должна строиться профилактическая и коррекционная работа. Раннее выявление проблемы агрессивности у детей, системный анализ характера ее возникновения и адекватная возрасту коррекционная работа дают шанс предотвратить неблагоприятные формы развития поведения. Несвоевременное обнаружение начальных признаков агрессивности в поведении приводит к быстрому переходу этих проблем в хронические нарушения поведения.

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения у детей с нарушениями поведения методом игротерапии