Копинг-стратегии (стратегии поведения в стрессовой ситуации)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 22:26, реферат

Описание работы

Одной из основных проблем, которая связана с психическим здоровьем во время кризиса и чрезвычайных ситуаций, становится способность людей обратиться к возможности преодоления внутренних и внешних трудностей. Копинг, копинговые стратегии — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. Иными словами можно сказать, что копинг - это и есть переживание. Эта проблема глубоко актуальна в наше время. Сегодняшняя жизнь проходит в каких-то быстро сменяющихся ситуациях. И все это очень сильно воздействует на организм и психологическое состояние человека, будь-то эта информация негативная или положительная. Не каждый человек способен справляться с такими трудностями, и причиной этому является неосведомленность в области преодоления стресса. К людям, которые не знают как вести себя в стрессовых ситуациях отношусь и я. Поэтому решила взять именно тему «Копинг-стратегии(стратегии поведения в стрессовой ситуации)»

Содержание работы

Введение
2.1. История и развития копинга.
Классификация копинг-стратегии.
Адаптивные варианты копинг-поведения.
Неадаптивные варианты копинг-поведения.
Относительно адаптивные копинг-поведения.
Копинг-стратегии при невротических заболеваниях.
Копинг-стратегии и эмоциональный интеллект в оценке справедливости взаимодействий.
Стратегии
Шкала личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберга - Ю. Л. Ханина.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Копинг-стратегии (стратегии поведения.docx

— 45.91 Кб (Скачать файл)

В. Поведенческие копинг-стратегии

  1. Отвлечение – «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях»
  2. Альтруизм – «Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях»
  3. Активное избегание – «Стараюсь не думать, всячески избегаю со-средотачиваться на своих неприятностях»
  4. Компенсация – «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т. п.)»
  5. Конструктивная активность – «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т. п.).
  6. Отступление – «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой»
  7. Сотрудничество – «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей»
  8. Обращение – «Я обычно ищу людей, способных помочь мне сове-том»

Виды копинг-поведения  были распределены Хеймом на три основные группы по степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные.

 

Адаптивные варианты копинг-поведения 
Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся:

  • «проблемный анализ»,
  • «установка собственной ценности»,
  • «сохранение самообладания» – формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.

Среди эмоциональных копинг-стратегий:

  • «протест»,
  • «оптимизм» – эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации.

Среди поведенческих копинг-стратегий:

  • «сотрудничество»,
  • «обращение»,
  • «альтруизм» – под которыми понимается такое поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми.

Неадаптивные  варианты копинг-поведения 
Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся:

  • «смирение»,
  • «растерянность»,
  • «диссимуляция»,
  • «игнорирование» – пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей.

Среди эмоциональных копинг-стратегий:

  • «подавление эмоций»,
  • «покорность»,
  • «самообвинение»,
  • «агрессивность» – варианты поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других.

Среди поведенческих копинг-стратегий:

  • «активное избегание»,
  • «отступление» – поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных интерперсональных контактов, отказ от решения проблем.

Относительно  адаптивные варианты копинг-поведения, конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления

Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся:

  • «относительность»,
  • «придача смысла»,
  • «религиозность» – формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами.

Среди эмоциональных копинг-стратегий:

  • «эмоциональная разрядка»,
  • «пассивная кооперация» – поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам.

 

Среди поведенческих копинг-стратегий:

  • «компенсация»,
  • «отвлечение»,
  • «конструктивная активность» – поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний.

Некоторые исследователи  пришли к тому, что стратегии лучше  всего сгруппировать в копинговые стили, представляющие собой функциональные и дисфункциональные аспекты  копинга. Функциональные стили представляют собой прямые попытки справиться с проблемой, с помощью других или без нее, в то время как дисфункциональные стили связаны с использованием непродуктивных стратегий.

Д. Б. Карвасарский выделяет четыре группы защитных механизмов:

  1. группа перцептивных защит (отсутствие переработки и содержания информации): вытеснение, отрицание, подавление, блокирование;
  2. когнитивные защиты, направленные на преобразование и искажение информации: рационализация, интеллектуализация, изоляция, формирование реакции;
  3. эмоциональные защиты, направленные на разрядку отрицательного эмоционального напряжения: реализация в действии, сублимация;
  4. поведенческий (манипулятивные) типы защит: регрессия, фантазирование, уход в болезнь.

Копинг считается процессом  осознанным, в то время как защита неосознаваема.

 

Копинг-стратегии  при невротических заболеваниях

 
        Исследование копинга у лиц, страдающих неврозами, показало, что по сравнению со здоровыми людьми для них характерна большая пассивность в разрешении конфликтов и проблем, им свойственно менее адаптивное поведение. Больные неврозами часто реагировали «растерянностью» (когнитивная копинг-стратегия), «подавлением эмоций» (эмоциональная копинг-стратегия) и «отступлением» (поведенческая копинг-стратегия). Исследования копинг-поведения у больных неврозами свидетельствуют о том, что они достоверно реже по сравнению со здоровыми людьми используют адаптивные формы копинг-поведения, такие как поиск социальной поддержки, альтруизм, оптимистичное отношение к трудностям. Больные неврозами чаще, чем здоровые, склонны выбирать копинг-поведение по типу изоляции и социального отчуждения, избегания проблемы и подавления эмоций, легко впадают в состояние безнадежности и покорности, склонны к самообвинению.

Копинг-стратегии  и эмоциональный интеллект в  оценке справедливости взаимодействий

Справедливость – один из основных параметров, по которым люди оценивают взаимодействие. Общая оценка справедливости складывается из оценок результата, процесса его достижения и отношений между участниками. Каждый из видов справедливости представлен в обыденном сознании с помощью ряда норм.

Оценка справедливости влияет на эмоциональное состояние участников взаимодействия. Подобное влияние ярче проявляется в случае отрицательных  эмоций. Так, столкновение человека с  несправедливостью приводит к доминированию  в его эмоциональной сфере  кратковременных (гнев, злость, чувство  вины) и долговременных (хроническая  враждебность, депрессия) отрицательных  эмоциональных состояний.

Степень влияния оценки справедливости взаимодействия на эмоциональное состояние  определяется индивидуальными особенностями  участников

Эмоциональный интеллект – способность к понимаю своих и чужих эмоций, а также к управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию; идентифицировать ее и найти для нее словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет. Способность к управлению эмоциями означает, что человек может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать чрезмерно сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию. И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так на эмоции других людей. Поэтому выделяют внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект  оказывает большое влияние на успешность и психологическое состояние  человека. Люди с высоким уровнем  эмоционального интеллекта устанавливают  более позитивные отношения с  окружающими, выше оцениваются ими, добиваются больших успехов в  учебе и работе, более позитивно  относятся к себе и имеют более  высокий уровень психологического благополучия.

Итак, какие же способы  борьбы со стрессом мы применяем –  и каковы их плюсы и минусы?

Первая  стратегия – это противостояние ситуации: агрессивная установка человека по отношению к тяжелым жизненным обстоятельствам, когда такие ситуации воспринимаются им как враждебная сила, которую надо победить и/или уничтожить. Такая стратегия хороша, когда ситуация персонифицирована: имеется в реальности конкретный угрожающий объект, который, будучи нейтрализован, прекратит свое вредоносное воздействие. Тогда все в порядке: энергия противостояния направлена четко и адресно, что обеспечивает максимум эффекта.

Однако же имеются подводные  камни: именно вследствие применения этой стратегии человек нередко и  сам преступает закон, действуя по принципу «око за око». Второй подводный камень данной стратегии в том, что если угроза не персонифицирована, то применение подобной стратегии выливается во всем нам хорошо знакомую и задолго  до меня описанную борьбу с ветряными  мельницами. Какой смысл грозить  небу кулаком при надвигающемся  урагане, а тем более – вслед  ему?

Вторая  стратегия –откладывание ее решения. Человек пытается посмотреть на проблему словно бы из-за стекла, и это здорово помогает, например, в ситуации общения с так называемым «психологическим вампиром». Поскольку если его не воспринимать как реальный объект и не реагировать остро, мы лишаем его тем самым энергетической подпитки и сводим на нет его усилия – то есть выигрываем бой. Однако если такую стратегию применять неграмотно, например – избрать ее в качестве реакции в случае обнаружения тяжелого заболевания у себя или же у близких, то дело может закончиться очень плохо.

Третий  вариант реакции – стратегия самоконтроля, то есть стремление регулировать свои чувства и действия. Это также палка о двух концах: как правило, она очень действенна и прекрасно выручает при форс-мажорах вроде стихийных бедствий, техногенных катастроф и нападений террористов (в таких условиях наибольшие шансы на выживание имеет тот, у кого ясная голова и трезвые мысли), а также в ссорах при условии равенства сторон по силе. Однако гораздо менее эффективна в ситуации, когда противник блефует и его следует просто напугать демонстрацией силы. Здесь совладание с гневом принесет скорее вред, чем пользу: противник может перейти в наступление, приняв такое поведение за слабость соперника. Кроме того, чрезмерное «зарегулирование» своих эмоций приводит к возникновению перенапряжения и провоцирует психосоматические заболевания.

Четвертая стратегия – поиск социальной поддержки, обращение за помощью к другим людям. Это бывает очень нужно и действенно в ситуации острого горя, поскольку наедине с несчастьем может оставаться далеко не каждый. Однако терапия социумом – штука очень мощная и оправдана лишь тогда, когда случилось действительно нечто из ряда вон выходящее. А вот если эта стратегия используется сплошь и рядом, если самостоятельно никакой груз человек переносить не желает – это свидетельствует о его неумении решать проблемы и о некоторой инфантильности.

Пятый вариант – стратегия принятия ответственности. Это, напротив – путь сильных и зрелых людей, и подразумевает он признание собственных ошибок и их анализ с целью не допустить повторения. Опасность данной стратегии лишь в одном: чрезмерно ответственные люди могут слишком далеко зайти по этому пути и уподобиться пионеру, который всегда в ответе за все. В то время как многое в этом мире нам неподвластно: и стихийные бедствия, и внезапные болезни близких – все это вне границ нашего контроля и нести тяжкий груз ответственности буквально за что угодно, происходящее в этой жизни – прямой путь в невроз.

Седьмая стратегия – это позитивная переоценка происходящего. Любое событие, даже самое негативное, можно переоценить в положительном ключе, увидеть в нем некий смысл и позитивный момент. Я знала замечательного человека, который, став инвалидом-колясочником после аварии, увидел в этом смысл и полностью перенаправил свое личностное развитие: акцент с физического и материального сместился на развитие духовное – и я не помню более сильной и глубокой личности среди моих друзей…

Информация о работе Копинг-стратегии (стратегии поведения в стрессовой ситуации)