Контрольная работа по «Психология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 07:24, контрольная работа

Описание работы

Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. В отличие от ощущений, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью.

Содержание работы

1. Отличие восприятий от ощущений 3
1.1 Основные свойства образа восприятия 4
1.2 Восприятие человеком лица другого человека 5
1.3 Иллюзии восприятия 6
1.4 Восприятие пространства, времени и движения 7
1.5 Развитие восприятия у детей 10
2. Подростковый возраст: пубертатный кризис, психофизиологическое развитие 12
2.1 Личность подростка 14
2.2 Подростковые реакции, отношения со взрослыми и сверстниками 19
2.3 Интеллектуальная сфера 25
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

К.Р. Психология.docx

— 79.29 Кб (Скачать файл)

Восприятие времени:

Можно указать, что восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, которые известны под названием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Смена процессов возбуждения и торможения, возникающая при длительной нервной деятельности и воспринимаемая как волнообразно чередующиеся усиления и ослабления звука при длительном вслушивании. К ним относятся такие циклические явления как биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов – ритмика смены она и бодрствования, появление голода и тому подобное. Все перечисленные условия лежат в основе наиболее простых, непосредственных оценок времени. От них следует отличать сложные формы восприятия времени, которые опираются на вырабатываемые человеком «эталоны» оценки времени. К таким эталонам относятся такие меры времени, как секунды, минуты, а также ряд эталонов, формирующихся в практике восприятия музыки. Точность такого опосредствованного восприятия времени может заметно повышаться. Как показали наблюдения над музыкантами (Б.М. Теплов), парашютистами и летчиками, она может заметно обостряться в процессе упражнения, при котором человек начинает сравнивать едва заметные промежутки времени. От оценки коротких интервалов следует отличать оценку длинных интервалов (время дня, время года и т.п.), иначе говоря, ориентировку в длительных отрезках времени. Эта форма, оценки времени является особенно сложной по своему строению. Интересно отметить, что различные факторы могут несколько изменять оценку протекающего времени. Некоторые биологические изменения, например повышение температуры тела, могут вызвать переоценку времени, а понижение температуры – наоборот, недооценку. То же происходит под влиянием мотивации или интереса, проявляемого к некоторым тестам, а также под воздействием различных наркотиков. Успокаивающие лекарства, вызывающие замедление физиологических процессов, способствуют недооценке отрезков времени, а возбуждающие лекарства и галлюциногены, ускоряющие психические процессы и переработку сигналов мозга, напротив, влекут за собой преувеличение оценок времени.

Восприятие движения:

Любая деятельность содержит в себе движение в пространстве, а, любое движение происходит во времени. Эти измерения взаимосвязаны, и то, как они воспринимаются, зависит и от наших сенсорных способностей, и от точек отсчета, которые мы устанавливаем при их оценке. Движение предмета мы воспринимаем в основном благодаря тому, что он, перемещаясь на каком-то фоне, вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки. Если фон однороден, наше восприятие ограничено скоростью движения предмета: человеческий глаз фактически не может наблюдать за передвижением светового луча при скорости меньше 1/3о в секунду (что соответствует перемещению на ширину большого пальца при вытянутой руке за 6 секунд). Поэтому невозможно непосредственно воспринимать движение минутной стрелки на ручных или стенных часах: она передвигается за секунду всего лишь на 1/100.

Восприятие и оценка движения основаны на последовательном использовании информации, исходящей из нескольких различных источников. Одни из них позволяют установить сам факт движения, другие оценить его направленность и скорость. Наличие или отсутствие движения в поле зрения констатируется нейронами – детекторами движения. Эти нейроны обладают генетически заданной способностью генерировать импульсы при возникновении движения какого-либо объекта в поле зрения. Направленность движения может оцениваться по направлению перемещения отражаемого объекта на поверхности сетчатки, а также отмечаться последовательностью сокращения-расслабления определенной группы мышц глаз, головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом. То обстоятельство, что восприятие движения и его направления физиологически связано с перемещением изображения на сетчатки, доказывается существованием иллюзии движения, обычно возникающей в том случае, когда в поле зрения один за другим с небольшими интервалами времени зажигаются два светящихся точечных объекта, находящихся друг от друга на сравнительно небольшом расстоянии. Если интервал времени между зажиганием первого и второго объектов становится меньше 0,1 секунды, то возникает иллюзия перемещения светового источника из одного положения в другое, с первого места на второе, причем зрительно-иллюзорно субъектом даже прослеживается траектория соответствующего движения. Чаще всего, движение предмета мы воспринимаем благодаря тому, что он перемещается на каком-то фоне. Поэтому мы можем при восприятии движения дополнительно использовать еще и показатели, связанные с самим фоном, – элементы, перед которыми или позади которых передвигается наблюдаемый предмет.

 

 

 

 

 

 

1.5 Развитие восприятия у детей

 

Новорожденный:

У новорожденных картинка мира чиста как белый лист. Ребенок еще ничего не воспринимает. У него нет предметного ощущения: лишь элементарные ощущения (своего тела, себя). Он не рождается с готовым умением воспринимать – он этому учится. Первый и главный объект восприятия малыша – его мама либо человек, который постоянно находится рядом с ним. Это - «фундамент» общения с людьми в будущем. Из всего окружающего ребенок также выделяет блестящие и движущиеся предметы, необычные звуки и запахи, иными словами - все, что вызывает его эмоциональные и ориентировочные реакции. В первые три года у малыша совершенствуется зрительная оценка небольших расстояний, зрительные определения местоположения предметов.

Воспринимать окружающий мир малыш начинает прежде всего через… рот. Первые месяцы жизни это самая активная часть тела: он воспринимает, посасывая, кусая, полизывая предметы. Затем подключаются ручки и глазки. Увидев новый предмет, кроха возьмет его в руки, будет играть, таким образом выделяя его отдельные свойства и стороны. Тогда же он на ощупь начинает воспринимать лица близких людей.

Где-то на шестой неделе жизни при появлении взрослого поведение малыша резко меняется: он будет долго и внимательно смотреть ему в глаза, гулить и даже улыбаться. Что касается зрения, то первое время окружающий мир он воспринимает размыто, в черно-белых тонах, поле зрения - 30-ть градусов. Следить глазками он начинает с третьего месяца, тогда же и развивает глазомер, а также - копирует движения губ матери, подражает ей интонационно.

К концу первого года жизни у малыша появляются первые признаки мышления в форме сенсомоторного интеллекта. Детки замечают, усваивают и в своих практических действиях используют элементарные свойства и отношения предметов.

Дошкольник:

Вплоть до 7-ми лет дети все воспринимают на эмоциях. Они рисуют окружающий мир образами, при этом, чем младше ребенок, тем его эмоциональный фон сильнее. Детки 3-7 чувственно реагируют на увиденное и услышанное, на собственные мысли. Они переживают бурю эмоций, разговоры, логика и поучение – для них пустой звук. Лучший способ донести информацию – красочно описать ее. Дети в этом возрасте воспринимают только образы, отложившиеся у них в голове, и мыслят эмоционально. Их впечатления выходят на первый план, и в первую очередь они будут воспринимать именно их.

Постоянство восприятия у 2-3-летнего ребенка несовершенно. Если его приучить, что в большой коробке, как правило, находится игрушка, а в маленькой ее нет, он будет всегда тянуться к большой коробке. Даже если она будет находиться значительно дальше от него, чем маленькая.

Абстрактные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник) дошкольники воспринимают как форму определенных предметов. Если детям попадается изображение незнакомого объекта, они выхватывают из изображения какую-то деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь изображенный предмет. К примеру, треугольник - «домик», круг — «колесико», «буква О». Общее представление о форме и ее правильное различение возникает лишь, когда они узнают название фигур. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать: цвет, форма, величина, высота могут меняться. Краски могут быть гуще и ярче, предметы располагаться с разных сторон: за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.. Он активно входит в мир художественного творчества: для него это единство познания и переживания.

Школьник:

Дети после семи уже различают и цвет, и форму, и величину предметов и их положение в пространстве. Кроме того, они уже могут самостоятельно назвать предлагаемые формы и цвета, изобразить простейшие формы и раскрасить их в заданный цвет. Но хорошо «рассматривать» предметы пока что не умеют – они выделяют случайные неважные детали, пропуская существенное, допускают ошибки и неточности, воспринимая похожие предметы, путают или вовсе не отличают и смешивают сходные по начертанию и произношению буквы и слова.

Воспринимать предмет для младшего школьника означит что-то с ним сделать: взять, потрогать, изменить, сломать. Это свидетельствует о тесной связи восприятия и действий ребенка. В то же время, его восприятие отличается остротой и свежестью, своего рода созерцательной любознательностью.

Предметность у ребенка выражена слабо: он еще плохо выделяет себя из среды, будто слился с внешним миром. И лишь в 12 лет он вступает в стадию объяснения или интерпретации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Подростковый возраст: пубертатный кризис, психофизиологическое развитие

 

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек «скачок роста» обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет). Помимо половых различий, здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается. Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности — удлиняются руки и ноги — и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. Появляются вторичные половые признаки — внешние признаки полового созревания — и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, временами срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. Вообще в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю». Это состояние удачно выразил американский подросток: «В 14 лет мое тело будто взбесилось». Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Большинство мальчиков все в большей мере осознает истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство — более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважении).

По мнению западных психологов, подросток еще бисексуален. Тем не менее, в этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. Но ребенок может сочетать в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские качества. Например, девочки, планирующие себе в будущем профессиональную карьеру, часто обладают мужскими чертами характера и интересами, хотя одновременно могут иметь и чисто женские качества. Чтобы уточнить мужские и женские стили поведения, формирующиеся у детей, воспользуемся соответствующими шкалами американского детского опросника (табл. 2.4). Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба — все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу. Известны случаи нервной анорексии: девочки, стремясь стать изящными как фотомодель, соблюдают строгую диету, а затем совсем отказываются от пищи и доводят себя до полного физического истощения. Подростков, страдающих таким своеобразным заболеванием, принудительно кормят и лечат в больницах.

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О МУЖЕСТВЕННОСТИ И ЖЕНСТВЕННОСТИ

Мужские качества

Женские качества

— Я легко принимаю решения

— Мои замыслы и их исполнение всегда оригинальны и самобытны

—Во многих отношениях я лучше, чем большинство моих ровесников

— Я много помогаю другим людям

— Я предпочитаю делать все сам и не обращаться за помощью к другим

— Я сопереживаю другим

— В сложных ситуациях я стараюсь действовать

— Я добра по отношению к другим людям

— Я не легко сдаюсь

— Я стараюсь делать все, что могу для людей, которые мне небезразличны

— Среди моих друзей я часто бываю лидером

— Я мягкий человек

— Я отстаиваю то, во что я верю

— Я люблю искусство и музыку

— Я не изменяю своего мнения под влиянием других людей

— Я люблю маленьких детей

Информация о работе Контрольная работа по «Психология»