Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:44, контрольная работа
Психология - это наука о человеческой душе. Она несет знания о моти-вах поведения людей, о внутренней, скрытой жизни человека, о побуждениях к действию, о его воле и безволии, о способности сохранить свой статус, человеческое достоинство в самых неблагоприятных условиях, то, что является отличительной особенностью человека.
Психология глубоко вошла сегодня в жизнь человека, в его повседневный быт, речевую деятельность.
1. Для чего вы изучаете психологию?
2. Какова структура психики человека?
3. Как изменяется восприятие в зависимости от внимания, мотивов,
ценностей, ожиданий?
4. Опишите, какую роль играют мимика и жесты в выражении эмоций.
5. Какие мотивационные образования характеризуют личность?
6. В чем состоит роль темперамента?
7. Опишите методы ослабления межгрупповой враждебности.
8. Какую роль играет язык тела в невербальной коммуникации?
-предвидеть, какое впечатление
произвело на собеседника
Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить вас о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.
5. Какие мотивационные образования характеризуют личность?
Личностью и рождаются, и становятся. Личность человека - это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно-потребностных отношений, опосредствующих взаимодействия субъекта и объекта.
Личность человека - это
центральный организатор и
Полярная природа личности. Личностные образования любого уровня изначально имеют двойственную, полярную природу. Каждому стремлению (в широком смысле - т.е. любому мотивационному образованию) можно отыскать в личности противоположное по направленности побуждение. Например, стремлению жить противостоит стремление умереть. Полярность свойств проявляется и в Исполнительном, неличностном блоке психики: в восприятии, памяти, внимании, мышлении, моторной сфере, речи, сознании, способностях.
Базовая личность - природный каркас личности. Это система главных, заданных Природой, жизненных ориентиров, стремлений (потребностей) и тенденций, вокруг которых при жизни создаются целые деревья, иерархии различных мотиваций. Она содержит следующие, общие у всех людей, основные компоненты: Базовые стремления, Характерологические и Культурологические тенденции, Жизненные предназначения, Функциональные тенденции к осуществлению адаптивно необходимых занятий (видов поведения - образа жизни). Если набор основных природных ориентаций остается всю жизнь неизменным и одинаковым у всех людей, то характер их реализации в поведении во многом определяется возможностями и характеристиками внешних по отношению к структурам базовой личности сред: внутрипсихической, телесной, социальной сферами, живой и неживой Природой, Миром в целом.
6. В чем состоит роль темперамента?
Важнейший компонент внутренних условий составляет свойства нервной системы. Тип нервной системы, в свою очередь, обуславливает темперамент человека и отражается в его поведенческих особенностях.
Темперамент - это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает в основном динамические аспекты поведения преимущественно врожденного характера. Темперамент окрашивает не только внутреннюю психическую деятельность, но и сказывается на выборе тех ситуаций, в которых проявляется своеобразная манера поведения индивида. Свойства темперамента устойчивы и постоянны, проявляются у человека в самых различных условиях деятельности.
Обычно успешность выполнения деятельности связывают с общими и специальными способностями людей. Так как все свойства темперамента представляют собой одновременно и способности, то они существенно влияют на эффективность деятельности. Особенно ярко проявляется роль темперамента в так называемых стрессовых ситуациях (депривация, дефицит времени перегрузка угроза, повышенный темп деятельности соревнование и т.д.
7. Опишите методы
ослабления межгрупповой
Отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность, пристрастность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в таких феноменах, как стереотипы и предрассудки. Враждебное отношение к представителям других групп связано с определенным набором психологических качеств, характерных для так называемой авторитарной или этноцентрической личности: установка на неукоснительное почитание внутригрупповых авторитетов, чрезмерная озабоченность вопросами статуса и власти, стереотипность суждений и оценок, нетерпимость к неопределенности, склонность подчиняться людям, наделенным властью, и нетерпимость к тем, кто находится на более низком статусном уровне.
Межгрупповой - самый сложный для разрешения конфликт, ибо в противоречия вступают разные правила, установки лидеров, различные мотивы.
Всю совокупность методов в зависимости от типов моделей разрешения конфликтов, целесообразно разделить на две группы: негативные методы, включающую все виды борьбы, преследующей цель достижения победы одной стороны над другой, и позитивные методы, при использовании их предполагается сохранение основы взаимосвязи (единства) между субъектами конфликта. Это - в первую очередь разнообразные виды переговоров и конструктивного соперничества.
Метод достижения победы вследствие получения необходимой свободы действий. реализуется следующими приемами: созданием свободы действий для себя; сковыванием свободы оппонента; даже ценой некоторых материальных или других потерь, приобретение лучших позиций в противоборстве и т.д. Например, эффективным приемом дискуссии является навязывание противнику в качестве предмета дискуссии таких вопросов, в которых он мало компетентен и где он сам себя может скомпрометировать.
Эффективен метод
Очень важный метод борьбы - выведение из строя в первую очередь управляющих центров противостоящих комплексов: руководящих личностей коллективов и учреждений, основных элементов позиции противника. В дискуссии главный упор делается на дискредитацию ведущих ее участников, представляющих сторону противника, на опровержение основных тезисов его позиции.
Еще один немаловажный метод - уход от борьбы - реализация стиля уклонения. Он применяется в ряде ситуаций: тогда, когда не решена задача по мобилизации необходимых для победы ресурсов и сил; для того, чтобы заманить противника в заранее подготовленную ловушку и выиграть время при смене обстановки на более выгодную для себя, и имитировать бегство, чтобы затем застигнуть противника врасплох, спровоцировав его на выполнение вредных для него действий.
Основным позитивным методом разрешения конфликтов являются переговоры. Переговоры - это совместное обсуждение конфликтующими сторонами е возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия. Они выступают некоторым продолжением конфликта и в то же время служат средством его преодоления. В том случае, когда делается акцент на переговоры как часть конфликта, их стремятся вести с позиции силы, с целью достигнуть односторонней победы. Естественно, такой характер переговоров, обычно, приводит к временному, частичному разрешению конфликта, и переговоры служат лишь дополнением к борьбе за победу над противником.
Конкретные виды борьбы как средства разрешения конфликта избираются и применяются с учетом специфики разрешаемых конфликтов и обстановки, в которой эти действия осуществляются.
8. Какую роль играет язык тела в невербальной коммуникации?
Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении? Около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу!
Исследователи давно отметили, что понимание целостного экспрессивного поведения заключается в поиске опорного, систематизирующего признака, поскольку фактически любая часть тела (внешности) так или иначе несет информацию о характере и интенциях партнеров по коммуникации и потому может попасть в поле внимания наблюдателя. Подавляющее большинство исследований по невербальной коммуникации посвящены лицу человека: традиционно считается, что именно лицо является главной составляющей внешности, а его выражения играют важнейшую роль в общении людей. Но в реальности - и многие специалисты знают это - важную информацию несет все же не только лицо, а и позно-тоническая активность. В специфике поз, в динамике их смены отчетливо проявляются психодинамические характеристики и личностные свойства человека. Именно позно-тонические выражения характера личности служат тем зримым языком, посредством которого происходит невербальный диалог.
Язык тела не только передает то, что мы хотим выразить, но и выдает то, что мы хотели бы скрыть. Через «язык тела», который мы используем бессознательно, более непосредственно и правдиво выражается человеческая личность: ее чувства, эмоции, потребности, отношения. Отслеживание невербальных сигналов в ходе беседы позволяет их исследовать и выявлять скрытое в них значение.
Типичная поза критической оценки. Главным здесь является жест «подпирание щеки указательным пальцем», в то время как другой палец прикрывает рот, а большой палец лежит под подбородком. Следующим подтверждением того, что слушающий относится к вам критически, является то, что ноги его крепко скрещены, а вторая рука лежит поперек тела, как бы защищая его, а голова и подбородок наклонены (враждебно). Это невербальное предложение говорит вам приблизительно следующее: «Мне не нравится, что вы говорите, и я с вами не согласен».
Позы отличаются от жестов тем, что они обозначаются всеми частями тела человека одновременно. Позы каждого человека сугубо индивидуальны и изучение их сопряжено с определенными трудностями: строение тела, физическая форма и эмоциональное состояние в целом, стиль и мода в одежде и поведении, элементы случайности и неповторимости отдельных поз - вот те дополнительные, плохо поддающиеся контролю переменные, которые всегда следует учитывать при восприятии поз. Поскольку положения тела, как правило, принимаются бессознательно, то их смысл может вступать в противоречие с содержанием слов и отдельных жестов и сигнализировать о переживаемой на самом деле внутренней эмоции.
Список используемых источников
1. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. - М.: Изд-вo МГУ, 1983. С. 144.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. - М. , 1990. С. 364.
3. Бодалев А.А. Восприятие
и понимание человека
4. Евсикова Н.И. Метод беседы в исследовании личности. // Метод беседы в психологии. Ред.-сост. Айламазьян. - М: Смысл. 1999. С. 136.
5. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии.: Курс лекций.(Серия «Учебники и учебные пособия»). - Ростов-н/Д: «Феникс»,1998.- С. 480.
6. Мотков О. Основные
понятия теории природной и
гармоничной личности http://www.syntone.ru/library/
7. Мерлин В.С. Темперамент // Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1970. С. 376.
8. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М., 1982. С. 231.
9. Харламов И.Ф. Педагогика:
Учеб.для студентов вузов,
10. Ягнюк К.В. Присутствие и невербальная коммуникация. Журнал практической психологии и психоанализа. № 1 (январь), 2000.
11.Интернет-ресурс: Статьи по психологии http://www.psyarticles.ru/
12. Интернет-ресурс: Орлов
А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я»
человека. http://www.trialog.ru/library/