Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:44, контрольная работа

Описание работы

Психология - это наука о человеческой душе. Она несет знания о моти-вах поведения людей, о внутренней, скрытой жизни человека, о побуждениях к действию, о его воле и безволии, о способности сохранить свой статус, человеческое достоинство в самых неблагоприятных условиях, то, что является отличительной особенностью человека.
Психология глубоко вошла сегодня в жизнь человека, в его повседневный быт, речевую деятельность.

Содержание работы

1. Для чего вы изучаете психологию?
2. Какова структура психики человека?
3. Как изменяется восприятие в зависимости от внимания, мотивов,
ценностей, ожиданий?
4. Опишите, какую роль играют мимика и жесты в выражении эмоций.
5. Какие мотивационные образования характеризуют личность?
6. В чем состоит роль темперамента?
7. Опишите методы ослабления межгрупповой враждебности.
8. Какую роль играет язык тела в невербальной коммуникации?

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

-предвидеть, какое впечатление  произвело на собеседника услышанное  еще до того, как он выскажется  по данному поводу.

Другими словами, такой  бессловесный язык может предупредить вас о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Какие мотивационные образования характеризуют личность?

 

Личностью и рождаются, и становятся. Личность человека - это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно-потребностных отношений, опосредствующих взаимодействия субъекта и объекта.

Личность человека - это  центральный организатор и регулятор  поведения, главная управляющая программа психики. Состоит из мотивационной сферы, включающей все образования, которые побуждают, направляют, организуют и контролируют поведение, и из аппарата внутреннего программирования поведения («внутреннего программиста»). Фундаментальной, генетически детерминируемой, природной основой личности является ее корневой подблок, который можно обозначить как «Базовая личность».

Полярная природа личности. Личностные образования любого уровня изначально имеют двойственную, полярную природу. Каждому стремлению (в широком смысле - т.е. любому мотивационному образованию) можно отыскать в личности противоположное по направленности побуждение. Например, стремлению жить противостоит стремление умереть. Полярность свойств проявляется и в Исполнительном, неличностном блоке психики: в восприятии, памяти, внимании, мышлении, моторной сфере, речи, сознании, способностях.

Базовая личность - природный  каркас личности. Это система главных, заданных Природой, жизненных ориентиров, стремлений (потребностей) и тенденций, вокруг которых при жизни создаются целые деревья, иерархии различных мотиваций. Она содержит следующие, общие у всех людей, основные компоненты: Базовые стремления, Характерологические и Культурологические тенденции, Жизненные предназначения, Функциональные тенденции к осуществлению адаптивно необходимых занятий (видов поведения - образа жизни). Если набор основных природных ориентаций остается всю жизнь неизменным и одинаковым у всех людей, то характер их реализации в поведении во многом определяется возможностями и характеристиками внешних по отношению к структурам базовой личности сред: внутрипсихической, телесной, социальной сферами, живой и неживой Природой, Миром в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. В чем состоит  роль темперамента?

 

Важнейший компонент  внутренних условий составляет свойства нервной системы. Тип нервной системы, в свою очередь, обуславливает темперамент человека и отражается в его поведенческих особенностях.

Темперамент - это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает в основном динамические аспекты поведения преимущественно врожденного характера. Темперамент окрашивает не только внутреннюю психическую деятельность, но и сказывается на выборе тех ситуаций, в которых проявляется своеобразная манера поведения индивида. Свойства темперамента устойчивы и постоянны, проявляются у человека в самых различных условиях деятельности.

Обычно успешность выполнения деятельности связывают с общими и специальными способностями людей. Так как все свойства темперамента представляют собой одновременно и способности, то они существенно влияют на эффективность деятельности. Особенно ярко проявляется роль темперамента в так называемых стрессовых ситуациях (депривация, дефицит времени перегрузка угроза, повышенный темп деятельности соревнование и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Опишите методы  ослабления межгрупповой враждебности

 

Отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность, пристрастность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в таких феноменах, как стереотипы и предрассудки. Враждебное отношение к представителям других групп связано с определенным набором психологических качеств, характерных для так называемой авторитарной или этноцентрической личности: установка на неукоснительное почитание внутригрупповых авторитетов, чрезмерная озабоченность вопросами статуса и власти, стереотипность суждений и оценок, нетерпимость к неопределенности, склонность подчиняться людям, наделенным властью, и нетерпимость к тем, кто находится на более низком статусном уровне.

Межгрупповой - самый сложный для разрешения конфликт, ибо в противоречия вступают разные правила, установки лидеров, различные мотивы.

Всю совокупность методов  в зависимости от типов моделей  разрешения конфликтов, целесообразно разделить на две группы: негативные методы, включающую все виды борьбы, преследующей цель достижения победы одной стороны над другой, и позитивные методы, при использовании их предполагается сохранение основы взаимосвязи (единства) между субъектами конфликта. Это - в первую очередь разнообразные виды переговоров и конструктивного соперничества.

Метод достижения победы вследствие получения необходимой свободы действий. реализуется следующими приемами: созданием свободы действий для себя; сковыванием свободы оппонента; даже ценой некоторых материальных или других потерь, приобретение лучших позиций в противоборстве и т.д. Например, эффективным приемом дискуссии является навязывание противнику в качестве предмета дискуссии таких вопросов, в которых он мало компетентен и где он сам себя может скомпрометировать.

Эффективен метод использования  одной стороной в своих целях  функций и резервов противника. Приемами при этом могут стать использование аргументов противника в дискуссии; принуждение противника к действиям, полезным для другой стороны.

Очень важный метод борьбы - выведение из строя в первую очередь управляющих центров противостоящих комплексов: руководящих личностей коллективов и учреждений, основных элементов позиции противника. В дискуссии главный упор делается на дискредитацию ведущих ее участников, представляющих сторону противника, на опровержение основных тезисов его позиции.

Еще один немаловажный метод - уход от борьбы - реализация стиля уклонения. Он применяется в ряде ситуаций: тогда, когда не решена задача по мобилизации необходимых для победы ресурсов и сил; для того, чтобы заманить противника в заранее подготовленную ловушку и выиграть время при смене обстановки на более выгодную для себя, и имитировать бегство, чтобы затем застигнуть противника врасплох, спровоцировав его на выполнение вредных для него действий.

Основным позитивным методом разрешения конфликтов являются переговоры. Переговоры - это совместное обсуждение конфликтующими сторонами е возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия. Они выступают некоторым продолжением конфликта и в то же время служат средством его преодоления. В том случае, когда делается акцент на переговоры как часть конфликта, их стремятся вести с позиции силы, с целью достигнуть односторонней победы. Естественно, такой характер переговоров, обычно, приводит к временному, частичному разрешению конфликта, и переговоры служат лишь дополнением к борьбе за победу над противником.

Конкретные виды борьбы как средства разрешения конфликта  избираются и применяются с учетом специфики разрешаемых конфликтов и обстановки, в которой эти действия осуществляются.

 

 

8. Какую роль  играет язык тела в невербальной коммуникации?

 

Психологи считают, что  чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении? Около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу!

Исследователи давно  отметили, что понимание целостного экспрессивного поведения заключается в поиске опорного, систематизирующего признака, поскольку фактически любая часть тела (внешности) так или иначе несет информацию о характере и интенциях партнеров по коммуникации и потому может попасть в поле внимания наблюдателя. Подавляющее большинство исследований по невербальной коммуникации посвящены лицу человека: традиционно считается, что именно лицо является главной составляющей внешности, а его выражения играют важнейшую роль в общении людей. Но в реальности - и многие специалисты знают это - важную информацию несет все же не только лицо, а и позно-тоническая активность. В специфике поз, в динамике их смены отчетливо проявляются психодинамические характеристики и личностные свойства человека. Именно позно-тонические выражения характера личности служат тем зримым языком, посредством которого происходит невербальный диалог.

Язык тела не только передает то, что мы хотим выразить, но и  выдает то, что мы хотели бы скрыть. Через «язык тела», который мы используем бессознательно, более непосредственно и правдиво выражается человеческая личность: ее чувства, эмоции, потребности, отношения. Отслеживание невербальных сигналов в ходе беседы позволяет их исследовать и выявлять скрытое в них значение.

Типичная поза критической  оценки. Главным здесь является жест «подпирание щеки указательным пальцем», в то время как другой палец  прикрывает рот, а большой палец лежит под подбородком. Следующим подтверждением того, что слушающий относится к вам критически, является то, что ноги его крепко скрещены, а вторая рука лежит поперек тела, как бы защищая его, а голова и подбородок наклонены (враждебно). Это невербальное предложение говорит вам приблизительно следующее: «Мне не нравится, что вы говорите, и я с вами не согласен».

Позы отличаются от жестов тем, что они обозначаются всеми  частями тела человека одновременно. Позы каждого человека сугубо индивидуальны  и изучение их сопряжено с определенными  трудностями: строение тела, физическая форма и эмоциональное состояние в целом, стиль и мода в одежде и поведении, элементы случайности и неповторимости отдельных поз - вот те дополнительные, плохо поддающиеся контролю переменные, которые всегда следует учитывать при восприятии поз. Поскольку положения тела, как правило, принимаются бессознательно, то их смысл может вступать в противоречие с содержанием слов и отдельных жестов и сигнализировать о переживаемой на самом деле внутренней эмоции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

1. Агеев B.C. Психология  межгрупповых отношений. - М.: Изд-вo  МГУ, 1983. С. 144.

 

2. Асмолов А.Г. Психология  личности. - М. , 1990. С. 364.

 

3. Бодалев А.А. Восприятие  и понимание человека человеком. - М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 277.

 

4. Евсикова Н.И. Метод беседы в исследовании личности. // Метод беседы в психологии. Ред.-сост. Айламазьян. - М: Смысл. 1999. С. 136.

 

5. Зеркин Д.П. Основы  конфликтологии.: Курс лекций.(Серия  «Учебники и учебные пособия»). - Ростов-н/Д: «Феникс»,1998.- С. 480.

 

6. Мотков О. Основные  понятия теории природной и  гармоничной личности http://www.syntone.ru/library/books/content/1015.html

 

7. Мерлин В.С. Темперамент  // Общая психология / Под ред. А.В.  Петровского. М., 1970. С. 376.

 

8. Стреляу Я. Роль  темперамента в психическом развитии. - М., 1982. С. 231.

 

9. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.для студентов вузов, обуч-ся  по пед.спец./ И.Ф. Харламов. - 4-е  изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2002. - С. 517.

 

10. Ягнюк К.В. Присутствие  и невербальная коммуникация. Журнал практической психологии и психоанализа. № 1 (январь), 2000.

 

11.Интернет-ресурс: Статьи по психологии http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=57

 

12. Интернет-ресурс: Орлов  А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека. http://www.trialog.ru/library/scipubl/952005.htm

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"