Следовательно, между человеком
и природой вырастает целый ряд опосредствующих
звеньев, целый мир новых отношений, которого нет в мире природы. Так, благодаря
человеческой деятельности, биологическое
существование становилось одновременно
социальным. В отличие от животных, которые
живут в естественной (природной) среде,
люди живут в среде социальной, являющейся
результатом их сознательной трудовой
деятельности. Между людьми устанавливается
целый ряд связей и отношений: социальных,
экономических, политических, правовых
и т.д. В биологическом мире таких связей
нет. Таким образом, человек, являясь существом
производящим, осуществляющим свою деятельность,
творит новую реальность. Этой новой реальностью
является мир человеческой культуры и
общественных отношений.
6.Что такое социализация личности?
Социализация - становление
личности - процесс усвоения индивидом
образцов поведения, психологических установок,
социальных норм и ценностей, знаний, навыков,
позволяющих ему успешно функционировать
в обществе.
Социализация человека начинается
с рождения и продолжается на протяжении
всей жизни. В её процессе он усваивает
накопленный человечеством социальный опыт в различных
сферах жизнедеятельности, который позволяет
исполнять определенные, жизненно важные
социальные роли.
Социализация рассматривается
как процесс, условие, проявление и результат
социального формирования личности.
Как процесс она означает социальное становление
и развитие личности в зависимости от
характера взаимодействия человека со
средой обитания, адаптации к ней с учетом
индивидуальных особенностей.
Как условие - свидетельствует
о наличии того социума, который необходим
человеку для естественного социального
развития как личности.
Как проявление - это социальная
реакция человека с учетом его возраста
и социального развития в системе конкретных
общественных отношений. По ней судят
об уровне социального развития.
Как результат она является основополагающей
характеристикой человека и его особенностей
как социальной единицы общества в соответствии
с его возрастом. Ребенок в своем развитии
может отставать или опережать своих сверстников.
В этом случае социализация как результат
характеризует социальный статус ребенка
по отношению к его сверстникам.
При более широком истолковании
под социализацией понимается процесс
включения индивида в систему общественных
отношений. В этом случае социализация
может рассматриваться как совокупность
следующих процессов:
1. интернализации социальных
норм;
2. усвоения социальных
функций;
3. вхождения в социальную
группу (социальной мобильности).
7.Дайте определение групповой
сплоченности и назовите условия,
способствующие ее возникновению.
Групповая сплоченность - это показатель
прочности, единства и устойчивости межличностных
взаимодействий и взаимоотношений в группе,
характеризующийся взаимной эмоциональной
притягательностью членов группы и удовлетворенностью
группой. Групповая сплоченность может
выступать и как цель психологического
тренинга, и как необходимое условие успешной
работы. В группе, сформированной из незнакомых
людей, какая-то часть времени обязательно
будет потрачена на достижение того уровня
сплоченности, который необходим для решения
групповых задач.
Групповую сплоченность можно
наблюдать и в неформальных компаниях
подростков, которые ищут любую возможность,
чтобы собраться, даже когда этим "сборищам”
активно мешают родители.
Групповая сплоченность существует
и в формально организованных группах, например, в профессиональных
спортивных командах, военных или полицейских
отрядах, члены которых идут на существенные
жертвы, чтобы помочь друг другу в выполнении
общей миссии. Однако в большинстве организованных
объединений групповая сплоченность не
характеризуется ни неблагоприятной обстановкой,
ни великими потрясениями. Члены группы
могут регулярно встречаться, делиться
опытом, обмениваться информацией и оказывать
друг другу практическую помощь.
Эмоциональная близость в
семьях - это тоже проявление групповой сплоченности,
так как все члены семьи отождествляют
себя с семьей. И в семьях, и в больших харизматических
группах все члены чрезвычайно зависят
друг от друга, находят эмоциональную
поддержку друг у друга, рассчитывают
друг на друга в принятии решений и объединяются
перед лицом общего врага.
8.Дайте определение искренности
и объясните, в чем ее ценность.
Искренность предполагает
под собой умение понимать других людей
и себя. Вы можете быть искренни в оценке
действий человека, в своих размышлениях. Прежде всего желательно
быть искренним с самим собой.
Искренность - моральное качество,
характеризующее личность и ее поступки;
выражается в том, что человек делает и
говорит то, в правильность чего он верит,
действует ради тех соображений, в которых
он готов признаться самому
себе и другим. И противоположна лицемерию
и обману, попыткам создать неправильное
впечатление о тех мотивах, которыми человек
руководствуется, чисто внешнему выполнению
им определенных требований без веры в
правильность совершаемых поступков,
а ради собственной выгоды, из тщеславия,
соображений карьеризма.
Искренность относительно
людей не состоит в том, чтобы бездумно
говорить всем обо всем. Осознанной искренности
не чуждо умение хранить свои и чужие тайны.
Подлинная искренность состоит в том, чтобы быть открытым
относительно близких в тех делах, к которым
они тоже имеют отношение или имеют право
знать о них.
Открытость перед людьми
приходит в состоянии полной внутренней
свободы. Искренность и открытость, которые
возникают под психическим давлением и, тем
более, под давлением среды имеют сомнительную
ценность. Иногда они могут быть как раз
наоборот двусмысленными или даже уничтожающими.
Взаимное доверие между людьми возникает
под влиянием пожертвованной друг другу
свободы. Свобода является одной из фундаментальных
ценностей, которая соединяет людей между
собой. Искренность и доверие становятся
невозможными, если кто-то пытается ограничить
нашу свободу или манипулировать ею.
Итак, если чувствуем внутренне
сопротивление, чтобы открыться перед человеком в каком-то
важном для нас деле, то не должны делать
это насильно. Не нужно ломать собственную
свободу. Не должны также поддаваться
давлению людей, которые заставляют нас
открываться в тех делах, которыми не хотим
делиться с ними. Также мы не должны чувствовать
себя виноватыми, если искренность и открытость
является для нас большой проблемой. Полная
искренность и открытость показывают
эмоциональную и духовную зрелость, до
которой иногда очень долго надо расти.
Она является также знаком большой внутренней
свободы, на которую мы не всегда способны.
Поэтому спонтанная искренность и открытость
рождаются по мере нашего все более глубокого
созревания и внутренней свободы.
Искренность и открытость
не состоит, прежде всего, в том, чтобы
говорить о себе и других, но в том, чтобы
слушать себя и других. Собственно искреннее
открытое и свободное умение слушать рождает
умение говорить.
Если перед тем, как говорить
другим, не выслушаем их и не попытаемся
понять, тогда слова, сказанные нами, могут
быть не только ненужными, но даже
ранящими. Существует такой вид искренности
и открытости, который возникает не от
желания поделиться с ближним своим внутренним
опытом, но скорее полным напряжения выплескиванием
из себя собственной тревоги, которая
только отягощает других. Когда не можем
распознать собственного отношения к
себе и другим, тогда говорим с ближними
поспешно, хаотически и бездушно. Такая
искренность не считается с их потребностями
и желаниями, но навязывает им много информации,
иногда психически отягощающей, которую
они не хотят ни слушать, ни воспринимать.
И хотя такая искренность может принести
определенное облегчение и уменьшить
стресс, однако это происходит за счет
тех людей, на которых мы перебрасываем
свои отрицательные эмоции. Этот вид искренности
может быть связанным с определенным эмоциональным
эксгибиционизмом. Такого типа люди без
всякого стеснения говорят о самых трудных
делах случайным людям, не чувствуя, что
это их смущает или отягощает.
9.Какие цели реализуются в
педагогическом процессе?
Педагогический процесс - специально
организованное взаимодействие старшего
(обучающего) и младшего (обучаемого) поколений
с целью передачи старшими и освоения
младшими социального опыта, необходимого
для жизни и труда в обществе.
Педагогическим процессом
называется развивающее взаимодействие
воспитателей и воспитуемых, направленное
на достижение заданной цели и приводящее
к заранее намеченному изменению состояния,
преобразованию свойств и качеств воспитуемых.
Иными словами, педагогический
процесс - это процесс, в котором социальный опыт
переплавляется в качества личности. Обеспечение
единства обучения, воспитания и развития
на основе целостности и общности составляет
главную сущность педагогического процесса.
Рассмотрим педагогический процесс как
систему.
Педагогический процесс - это
главная, объединяющая все система. В ней
воедино слиты процессы формирования,
развития, воспитания и обучения вместе
со всеми условиями, формами и методами
их протекания.
Целевой компонент процесса
включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности:
от генеральной цели - всестороннего и
гармонического развития личности - до
конкретных задач формирования отдельных
качеств или их элементов.
Цель определяет деятельность
и общение, в процессе которых изучается
личность.
Список литературы
1. Ильин Е.П. Психология, - 2004;
2. Грановская Р.М. Элементы практической
психологии, 2003;
3. Основы психологии и педагогики
/ под ред. Н.А. Березовина, В.Т. Чепикова,
2004;
4. Психология. Учебник для экономических
вузов / под общ. ред. В.Н. Дружинина, 2003.