Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 15:55, контрольная работа

Описание работы

Охарактеризуйте основные формы отражения, свойственные органической и неорганической материи, и раскройте их особенности

Файлы: 1 файл

Контрольные вопросы к теме 3.docx

— 25.81 Кб (Скачать файл)

1. Охарактеризуйте основные формы отражения, свойственные органической и неорганической материи, и раскройте их особенности

 

Отражение – это способность  одних тел в результате их взаимодействия с другими телами воспроизводить особенности последних в своей  собственной природе.

Материя неоднородна по своему строению, следовательно, можно сравнивать различные материальные системы  по интенсивности отражения. Можно  выделить следующие уровни в развитии самого отражения материи.

Первый уровень - неорганическая материя. Этому уровню присущи 3 простейшие формы отражения:

а) механическая - результаты таких механических воздействий, как  удар, давление, дробление, перемещение  и др. Примерами таких результатов  могут быть: следы человека, животного  на почве, отпечатки вымерших животных или растений в слоях земли, деформация или разрушение тел при их столкновении и т.д.;

б) физическая - результаты воздействия  тепла, света, влаги, звука, магнетизма, электричества, гравитации и т.д. Это, например, окисление металла под воздействием влаги, расширение тел под воздействием тепла или сжатие под воздействием холода, изменение магнетизма тел под воздействием магнита, деформация пород под воздействием солнца, ветра, влаги и т.д. Физическая форма отражения используется в ЭВМ, при управлении с земли космическими кораблями и системами;

в) химическая - результаты взаимодействия химических элементов, их реакции, т.е. изменения в самих элементах, образование их соединений и т.д.

Второй уровень - органическая материя. Здесь также можно выделить 3 формы отражения:

а) раздражимость как результат  воздействия предметов, внешней  среды, проявляющийся в виде возбуждения  и ответной избирательной реакции. Эта форма отражения присуща  всей живой материи. В деревьях под  воздействием света (солнца) формируются  годичные кольца, запечатлевается радиоактивное  воздействие. Ряд растений отвечают на воздействие насекомых - свертываются и поедают их (например, росянка).

б) чувствительность животных. Эта форма отражения появляется у животных с возникновением нервов и нервной системы Заключается в способности животных чувствовать воздействие внешних факторов (тепла, холода, света, звука, запаха и т.д.), в способности преобразовывать это воздействие в виде элементарных ощущений (светоцветовых, звуковых, обонятельных), в реакции на внутренние, биологически заложенные факторы.

в) психическое отражение  высших животных. Эта форма присуща  высшим животным, имеющим центральную  нервную систему и осуществляющим высшую нервную деятельность. Этим животным свойственны, конечно, раздражимость  и чувствительность в виде безусловных  и условных рефлексов, но у них  уже появляется более высокая  форма отражения в виде психических  ощущений, восприятий и даже элементарных представлений.

 

 

 

2. В чем основное  отличие чувствительности от  раздражимости?

 

Получаемая живым существом  информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения. Следовательно, живая  материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней  среды или на воздействия объектов окружающей среды.

 Элементарная способность  реагировать на воздействие внешней  среды наблюдается уже у простейших  форм живой материи, что отличает  живую материю от неживой. Это свойство — раздражимость. Внешне она выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания.

 Сочетание внутренних  и внешних условий предопределяет  возникновение у живых организмов  более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности. Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям.

 Само по себе появление  у животных чувствительности, или  способности к ощущениям, может  рассматриваться; не только как  зарождение психики, но и как  появление принципиально нового  типа приспособления к внешней  среде. Основное отличие данного  типа приспособления заключается  в появлении особых процессов,  связывающих животное со средой, — процессов поведения.

 

 

3. Существует ли  качественное отличие строения  и функционирования мозга животного  от мозга человека?

 

Да, существует качественное отличие строения и функционирования мозга животного от мозга человека. Сложнейшее строение, которое имеет  человеческий мозг и которое отличает его от мозга животных, скорее всего, связано с развитием трудовой деятельности человека.

Человек обладает самым развитым мозгом среди животных. Отношение  массы мозга к массе тела больше, чем у многих других животных (за исключением, например, мелких птиц, коатов или паукообразных обезьян), а абсолютная масса мозга больше лишь у слонов и китообразных.

У человека хорошо развиты  области мозга, отвечающие за равновесие и координацию движений, что позволяет  ходить на двух ногах. Обонятельные области, напротив, развиты слабо, что соответствует  чрезвычайно слабому обонянию.

 

 

 

4. Приведите примеры  навыков животных. Чем они отличаются  от инстинктов?

 

Пример навыков животных. Только что появившийся на свет цыпленок клюет все мелкие предметы, но уже через несколько дней из всех мелких предметов распознает съедобные.

Навыки могут  вырабатываться, у животных как в естественных условиях жизни, так и путем специального обучения, дрессировки.

Навык у попугая: его приучили брать пищу толь ко с черных квадратов шахматной доски. Однако, чем сложнее организм, чем более высоко развита нервная система животного, тем в большей степени у него развита способность к выработке навыков.

У собаки был  выработан навык — лапой нажимать на запор клетки, отпирать ее и овладевать кормом. После этого клетку поворачивали на 180°. Собака подходила не к дверце, а к прежнему месту (т. е. ориентировалась  на пространственное положение) и производила  бессмысленные движения лапой, словно нажимая на запор, который теперь находился с противоположной  стороны.

Безусловно, ярко выраженные навыки наблюдаются у  животных, которые имеют кору головного мозга.

Навыки животных отличаются от инстинктов тем, что вырабатываются вследствие усовершенствования психической деятельности в соответствии с конкретными условиями среды обитания в результате упражнений, в то время, как инстинкты основаны на безусловных рефлексах, слабо зависят от краткосрочных изменений в среде обитания животного. “Включение" инстинкта вызывает развертывание серии последовательных действий по генетически заданной программе.

Навык по сравнению с инстинктом не всегда более сложная форма  поведения (в ряде случаев инстинкты  — гораздо более сложные формы  поведения — вспомним приведенные  выше примеры), но более гибкая, пластичная и вследствие этого более совершенная  форма поведения.

 

 

5. Укажите сходство  и различие звуковой сигнализации  животных и речи человека

 

Речь человека обнаруживает и черты определенного сходства с системой звуковой сигнализации высших животных. Сходство это заключается  в способности голоса человека в  процессе речи передавать слушателю  информацию о своем эмоциональном  состоянии. Способность животных сообщать голосом о своем эмоциональном  состоянии, хорошо известна. Так, мы ощущаем  состояние дискомфорта, слыша тревожный  крик ворон, а вечерняя песня зарянки действует на нас успокаивающе. Услышав раздраженное жужжание ос, мы стараемся отойти подальше. По голосу даже незнакомой собаки мы отлично понимаем, в каком настроении она в данный момент пребывает - в гневе, радости, страхе или в горе. Точно так же собака, как и многие другие животные, не понимая человеческой речи, отлично понимает наши эмоциональные интонации. Весьма интересно, что язык животных носит явное сходство с языком эмоций человека.

В отличие от звуковой сигнализации животных, содержанием речи человека является не выражение внутреннего  состояния, а обозначение, сигнализация объективных вещей, предметов, явлений. Поэтому важнейшей функцией речи является сигнификативная, обозначающая. Слово обозначает при этом не столько единичный предмет, сколько категорию, общие связи предметов. Поэтому речь выполняет функцию обобщения. И, наконец, речь выполняет функцию общения.

 

 

6. В чем качественная  специфика сознательного способа  жизни человека?

 

Человек — существо сознательное. Сознание составляет неотъемлемый атрибут  человеческого способа жизни.

Специфика сознательного  способа жизни человека состоит  в его способности отделить в  представлении себя, свое “Я” от своего жизненного окружения, сделать  свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления, понимания, а  главное —предметом практического преобразования. Именно эта способность и определяет границу, разделяющую животный (натурально-природный) и человеческий (общественно-исторический) способ бытия. Эта способность называется рефлексией, и понимается как сущность, сердцевина человеческого сознания.

Сознание конституирует, собирает, интегрирует многообразные  явления человеческой реальности в  подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком.


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"