Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 17:30, контрольная работа
Представления древнейших философов о душе: Демокрит, Платон, Аристотель.
Общая характеристика гештальтпсихологии.
Развитие "глубинной психологии" в XX веке: А. Адлер, К.Г. Юнг, Э. Фромм, Э. Берн.
Основные стадии развития психики в филогенезе.
Психология общения. Малые группы. Межличностные отношения.
Виды и процессы памяти. Законы ассоциации. Приемы запоминания.
Педагогическая практика: педагогические проблемы, педагогические задачи, педагогическое мастерство.
Основные компоненты образовательной системы. Цели, содержание и структура образования.
Единство образования и самообразования.
Самовоспитание и дисциплинированность.
Формы организации учебной деятельности в школе.
Управление образовательными учреждениями.
б) наследственную - память ближайших родственников.
Также долговременная память бывает двух типов :
1) ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию ) ;
2) ДП закрытая (человек в естественных
условиях не имеет к ней
доступа, лишь при гипнозе, при
раздражении участков мозга
Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.
О6ъем памяти -- это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию.
Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.
Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Запоминание - это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).
Непреднамеренное запоминание - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.
Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. По другому признаку -- по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти,-- запоминание делится на механическое и осмысленное.
Механическое запоминание - это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности.
Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения.
Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт.
Воспроизведение и узнавание- процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же - в отсутствие объекта.
7. Педагогическая практика: педагогические проблемы, педагогические задачи, педагогическое мастерство.
Педагогика (пайд - дитя, гогос - веду), искусство о воспитании, обучении и образовании человека. - наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности;- наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л.В. Мардахаев);- наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности (И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович) .
Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования.
Объект педагогики - воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Предмет педагогики - целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Постоянные задачи: -вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами, -изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности. -прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее. -внедрение результатов исследований в практику. Примерами временных задач могут быть такие: создание библиотек, электронных учебников, разработка стандартов педагогического профессионализма, выявление типичных стрессов в работе учителей, создание дидактических основ обучения хворающих школьников, разработка тестов уровней педагогического мастерства и др.
Функция педагогики - обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся. В каждой из них учитель выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно. Педагогические методы: наблюдение, изучение опыта, изучение продуктов ученического творчества (домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов), беседы (интервьюирование).
Педагогическая деятельность - это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях. В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми - педагогами.
Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Оно представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников (воспитанника), следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). В целостном педагогическом процессе необходимо решать такие, задачи: - структурирование и конкретизация целей обучения и воспитания; - преобразование содержания образования в учебный материал; - анализ межпредметных и внутрипредметных связей; - выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса; - анализ результатов и эффективности педагогического процесса и др.
Педагогическая технология - это последовательная, взаимосвязанная система действий педагогов и воспитанников, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.
8. Основные
компоненты образовательной
Система образования намного сложнее любых других, более жестко детерминированных - технических, кибернетических, экономических и т.п. Система образования - это не замкнутая, жестко централизованная и упорядоченная система. Она - открытая система, способная к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию в силу тех изменений, которые непрерывно происходят как в макросоциуме, так и внутри самой системы.
Гуманистическая, личностно-ориентированная направленность современного образования усиливает такие его характеристики, как гибкость и динамичность. Структура образовательных учреждений России: - Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детский ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) Общеобразовательные учреждения - государственные общеобразовательными школы, гимназии, лицеи.
Имеют 3 ступени: I ступень - начальная школа (3-4 года); II ступень - основная школа (5 лет ); III ступень - средняя школа (2-3 года). Ступени школы соответствуют 3 этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность. Для обучающихся с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера.
Для граждан , содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования. Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах. Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования. Начальное профессиональное образование получают в профессионально-технических и иных училищах.
Среднее профессиональное образование получают в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (техникумах, училищах, колледжах).Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня. Его получают в образовательных учреждениях высшего профессионального образования - университетах, академиях, институтах, колледжах.
Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Для его получения созданы институты, аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях. Дополнительные образовательные программы проходят в учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников и др.
Обучение - передача человеку определенных знаний, умений, навыков; целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников, целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений; процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки , опыт деятельности и поведения, личностные качества.
Основные функции процесса обучения: Образовательная функция - вооружает учащихся системой научных знаний (факты, понятия, законы, закономерности, теории), умений , навыков и её использование на практике. Воспитательная функция - отчетливо проявляющаяся закономерность, которая органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Развивающая функция осуществляется при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности.
Профориентационная функция обучения - выявление и развитие задатков, способностей, интересов, дарований, склонностей в процессе обучения. Структурные компоненты процесса обучения: целевой, потребностно- мотивационный, содержательный, операционно- деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный.
9. Единство образования и самообразования.
Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус, - это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования. Образование как процесс отражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период.
Эта динамическая характеристика образования связана с процессом достижения цели, способами получения результата, затраченными при этом усилиями, условиями и формами организации обучения и воспитания, результативностью обучения и воспитания как степенью соответствия требуемого и нежелательного изменения в человеке. В этом процессе взаимодействуют обучение и воспитание, деятельность педагога и деятельность обучаемого.
Немаловажный фактор здесь - атмосфера и среда , в которой осуществляется образовательный процесс: хорошие взаимоотношения между всеми субъектами образовательного процесса, постоянный пример добросовестности и творческих усилий со стороны педагога, его помощь и доброжелательность ко всем обучающимся и вместе с тем рациональная и эффективная организация учения , создание атмосферы творческого поиска и напряженного труда, стимулирование к самостоятельности и постоянная поддержка интереса к учению и др.
Образовательный процесс отражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания: - двусторонность взаимодействия педагога и ученика; - направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие личности; - единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон; - взаимосвязь всех структурных элементов: цели-содержания образования и средств достижения образовательных задач - результата образования; - реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека.
Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие человека -- это результат реализации всех функций образовательного процесса в их единстве .Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, компьютеризация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.
Основания для развития образования - это новые концепции и модели образования на уровне государства или конкретного региона и отдельных образов тельных учреждений; новые государственные образовательные стандарты; нормативно-правовые документы; новые источники, механизмы и формы финансирования; новые системы подготовки и переподготовки специалистов для образов тельной сферы.