Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:28, контрольная работа
1. Психология творческого мышления. Личностные особенности творческого мышления. Нелинейное мышление. Латеральное мышление по Эдварду де Боно.
2. Уникальность жизненного пути человека. Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону.
С позиций нелинейного мышления все реальные системы — нелинейны и могут считаться линейными лишь приближенно. С этой точки зрения не только Ньютонова механика, но и теория относительности и даже квантовая механика являются линейными теориями. Первыми нелинейными и по-настоящему постнеклассическими теориями явились теория колебаний, развитая Л.И. Мандельштамом и его школой, но, прежде всего, синергетика (И. Пригожин, Г. Хакен, С. Курдюмов и др.), ставшая парадигмой нелинейного мышления в современной постнеклассической науке. (См. нелинейность, нелинейная наука, синергетика).
Латеральное мышление по Эдварду де Боно.
В
своей концепции Эдвард де
Боно пытался найти новое
Латеральный (лат. lateralis - боковой, от latus – бок) – означает «боковой» или «смещенный». Таким образом, латеральное мышление – это мышление, смещенное (перенаправленное) относительно традиционного мышления.
Каким образом мышление можно сместить или перенаправить? Эдвардом де Боно было выделено несколько этапов латерального мышления:
Таким образом, проходя 3 этапа латерального мыслительного процесса (фокус – разрыв – поиск связи), можно создавать из одной идеи множество новых.
Уникальность жизненного пути личности
Проблема жизненного пути в психологической науке
Проблема
жизненного пути человека была сформулирована
в психологии в целях наиболее
полного и адекватного
Осознание
необходимости обсуждения в
Обсуждение
проблемы жизненного пути
Рассмотрим определения этих понятий. Жизненный путь - процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности.
Стратегия жизни - способ организации жизненного процесса.
Жизненная цель - представление об основном результате (результатах) или событии (событиях), которые должны произойти в жизни, интегрирующие все частные события и оправдывающие человеческое существование.
Жизненная перспектива - совокупность обстоятельств и условий жизни, которые обеспечивают эффективность личностного роста.
Психологическая перспектива - когнитивная способность предвидеть будущее. Личностная перспектива - готовность к будущему в настоящем.
Жизненные задачи - реализация жизненной цели в реально происходящих жизненных событиях.
Пространство и время жизни - психологические характеристики организации жизненного процесса; пространство рассматривается как свойство протяженности жизненного процесса, время - как свойство его регуляции.
Инициатива - своевременная формулировка жизненных задач и включенность личности в процесс их выполнения.
Ответственность - умение принимать жизненно важные решения и обеспечивать контроль за их выполнением.
Стиль жизни - уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство его поведения.
Современные психологические исследования показывают, что выбор и планирование индивидуальной стратегии жизни (осознанно или неосознанно) осуществляются самой личностью благодаря наличию у нее права на этот выбор.
Структурным воплощением жизненного процесса и его позитивной части - жизненной перспективы - становится жизненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий. Существуют, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью ее планирования и сценарного воплощения.
Согласно
первому подходу, представленному
работами отечественных авторов (С.
Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.),
личность осознанно выбирает и регулирует
процесс жизни. Подчеркивается роль
родителей в формировании представлений
ребенка о целях и структуре
жизненного пути. В конечном итоге,
по выражению С. Л. Рубинштейна, человек
сам определяет свое отношение к
жизни, гармонично или дисгармонично
связывая между собой трагедию, драму
и комедию. Он полагает, что только
определенные соотношения этих мировоззренческих
чувств этически оправданы, приемлемы,
закономерны как выражение
Второй
подход (Альфред Адлер (1870-1937), Карл Рэнсом
Роджерс (1902-1987), Эрик Берн (1902-1970) и др.)
построен на уверенности в преимущественно
бессознательном выборе жизненного
плана и жизненного сценария, который
осуществляется на ранних стадиях развития
ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный
план рассматривается как
На выбор жизненного сценария влияет целый ряд факторов, которые обсуждаются в рамках этого подхода. Такими факторами являются порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей (их действий, оценок, эмоциональной поддержки или депривации и др.), влияние дедушек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и др.
Жизненный
план формируется на основе ранних
жизненных событий, впечатлений, которые
соотносятся с каким-либо знакомым
ребенку сценарием, заимствованным
из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды,
картины. Сценарий запускается в
детском возрасте. В подростковый
период он проходит стадию доработки,
приобретает определенную структуру.
Позднее он используется взрослым человеком
для структурирования жизненного пространства,
оптимального взаимодействия с окружающим
миром и прогнозирования
Личность
способна выбирать разные сценарии или
модели поведения. Одни из них могут
способствовать успеху, другие - приводить
к неудаче, но все они позволяют
ребенку и взрослому
В соответствии с теоретическими и эмпирическими исследованиями жизненных планов разрабатываются психотерапевтические приемы, направленные на диагностику, а в случае необходимости - и на изменение "сценария неудачника".
Психосоциальные стадии развития личности по Эриксону
Американский психолог Э. Эриксон (1902—1994) известен как представитель направления эго - психологии.
Он выделил 8 психосоциальных стадий развития личности.
1. Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие. Первая психосоциальная стадия — от рождения до конца первого года — соответствует оральной стадии, по Фрейду. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренфней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы — способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний.
Младенец
со сложившимся чувством
Эриксон
показывает огромное значение механизма
ритуализации уже в младенчестве.
Главный из ритуалов — взаимное
узнавание, который сохраняется
всю последующую жизнь и
Надежда (оптимизм в отношении своего культурного пространства) — это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие — недоверие».
2. Раннее детство: автономия / стыд и сомнение. Этот период продолжается от одного до трех лет и соответствует анальной стадии, по Фрейду. Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребенка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то, что я могу».