Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:28, контрольная работа

Описание работы

1. Психология творческого мышления. Личностные особенности творческого мышления. Нелинейное мышление. Латеральное мышление по Эдварду де Боно.
2. Уникальность жизненного пути человека. Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону.

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 51.11 Кб (Скачать файл)

С позиций  нелинейного мышления все реальные системы — нелинейны и могут  считаться линейными лишь приближенно. С этой точки зрения не только Ньютонова  механика, но и теория относительности  и даже квантовая механика являются линейными теориями. Первыми нелинейными  и по-настоящему постнеклассическими  теориями явились теория колебаний, развитая Л.И. Мандельштамом и его  школой, но, прежде всего, синергетика (И. Пригожин, Г. Хакен, С. Курдюмов и  др.), ставшая парадигмой нелинейного мышления в современной постнеклассической науке. (См. нелинейность, нелинейная наука, синергетика).

Латеральное мышление по Эдварду де Боно.

 В  своей концепции Эдвард де  Боно пытался найти новое латеральное  мышление, как отдельный вид мышления, отличающийся от вертикального  логического и горизонтального  фантазийного видов мышления. Новое  мышление, которое планировал описать  де Боно, должно было приводить  к созданию чего-то нового из  того, что уже известно. Другими  словами, латеральное мышление  должно было из известной идеи (или нескольких идей) создавать  абсолютно новую концепцию…

Латеральный (лат. lateralis - боковой, от latus – бок) –  означает «боковой» или «смещенный». Таким образом, латеральное мышление – это мышление, смещенное (перенаправленное) относительно традиционного мышления.

Каким образом  мышление можно сместить или перенаправить? Эдвардом де Боно было выделено несколько  этапов латерального мышления:

  1. Выбор фокуса. Чтобы что-то создать новое нужно обязательно выбрать область творческой деятельности, определенную уже известную идею, концепцию, вещь и т.п., от которых мы будем отталкиваться. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше. Чем лучше фокусировка, тем проще будет создавать что-то новое.
  2. Генерирование латерального разрыва. По сути создание разрыва в рамках установленного фокуса является главным этапом латерального мышления. Из некоторой логичной идеи, сформулированной на первом этапе, важно сделать определенное смещение, нарушающее логику этой идеи. Другими словами нам нужно модифицировать наш фокус. Каким образом это сделать будет рассказано в третьем уроке.
  3. Установление связи. После того, как на втором этапе мы разорвали шаблон и получили измененное (скорее всего абсурдное) суждение, нам потребуется уже в новом суждении найти что-то логичное. Сделать это может оказаться довольно трудно, однако результат все окупит. Именно на этом этапе происходит настоящее творчество, и мы получаем что-то новое. Об устранении разрыва и последнем этапе латерального мышления читайте в четвертом уроке.

Таким образом, проходя 3 этапа латерального мыслительного  процесса (фокус – разрыв – поиск  связи), можно создавать из одной  идеи множество новых.

Уникальность  жизненного пути личности

Проблема  жизненного пути в психологической  науке

Проблема  жизненного пути человека была сформулирована в психологии в целях наиболее полного и адекватного исследования психологических особенностей личности. Она дополняла работы, посвященные  исследованию структуры личности, выявлению  движущих сил развития личности, проверке гипотезы о влиянии личностных особенностей на познавательные процессы. Проблема жизненного пути была поставлена Ш. Бюлер, но исследована позднее - в ряде работ  отечественных и зарубежных психологов.

 Осознание  необходимости обсуждения в психологических  кругах проблемы жизненного пути  возникло вслед за изменением  представлений о человеке в  целом и о личности в частности.  Личность стала рассматриваться  двояко: и как объект, и как  субъект жизни. Как объект жизненного  процесса личность подвергается  воздействию условий, событий  жизни, находится под влиянием  социальных отношений, культурных  традиций и нравственных законов.  Обладая качеством субъекта жизни,  личность организует и структурирует  свою жизнь, регулирует ее ход,  выбирает и осуществляет избранное  направление.

 Обсуждение  проблемы жизненного пути личности  ведется с помощью целого ряда  понятий:

    • "жизненный путь";
    • "стратегия жизни";
    • "жизненная цель";
    • "жизненная перспектива";
    • "психологическая перспектива";
    • "личностная перспектива";
    • "жизненные задачи";
    • "пространство и время жизни";
    • "инициатива" и "ответственность";
    • "стиль жизни", "жизненный план";
    • "сценарий жизни".

Рассмотрим  определения этих понятий. Жизненный  путь - процесс развития человека в  качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция  жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности.

Стратегия жизни - способ организации жизненного процесса.

  Жизненная цель - представление об основном результате (результатах) или событии (событиях), которые должны произойти в жизни, интегрирующие все частные события и оправдывающие человеческое существование.

 Жизненная перспектива - совокупность обстоятельств и условий жизни, которые обеспечивают эффективность личностного роста.

Психологическая перспектива - когнитивная способность предвидеть будущее.   Личностная перспектива - готовность к будущему в настоящем.

Жизненные задачи - реализация жизненной цели в реально происходящих жизненных событиях.

Пространство и время  жизни - психологические характеристики организации жизненного процесса; пространство рассматривается как свойство протяженности жизненного процесса, время - как свойство его регуляции.

Инициатива - своевременная формулировка жизненных задач и включенность личности в процесс их выполнения.

Ответственность - умение принимать жизненно важные решения и обеспечивать контроль за их выполнением.

Стиль жизни - уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство его поведения.

Современные психологические исследования показывают, что выбор и планирование индивидуальной стратегии жизни (осознанно или  неосознанно) осуществляются самой  личностью благодаря наличию  у нее права на этот выбор.

                                Жизненные планы и жизненный сценарий

Структурным воплощением жизненного процесса и  его позитивной части - жизненной  перспективы - становится жизненный  план, который представляет собой  стратегию жизни. Совокупность жизненных  тактик образует жизненный сценарий. Существуют, по крайней мере, два  подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью ее планирования и сценарного воплощения.

Согласно  первому подходу, представленному  работами отечественных авторов (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений  ребенка о целях и структуре  жизненного пути. В конечном итоге, по выражению С. Л. Рубинштейна, человек  сам определяет свое отношение к  жизни, гармонично или дисгармонично  связывая между собой трагедию, драму  и комедию. Он полагает, что только определенные соотношения этих мировоззренческих  чувств этически оправданы, приемлемы, закономерны как выражение отношения  человека к типичным ситуациям жизни.

Второй  подход (Альфред Адлер (1870-1937), Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987), Эрик Берн (1902-1970) и др.) построен на уверенности в преимущественно  бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который  осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный  план рассматривается как прогнозирование  собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни - как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное  пространство личности.

На выбор  жизненного сценария влияет целый ряд  факторов, которые обсуждаются в  рамках этого подхода. Такими факторами  являются порядок рождения ребенка  в семье, влияние родителей (их действий, оценок, эмоциональной поддержки  или депривации и др.), влияние  дедушек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные  экстремальные события и др.

Жизненный план формируется на основе ранних жизненных событий, впечатлений, которые  соотносятся с каким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды, картины. Сценарий запускается в  детском возрасте. В подростковый период он проходит стадию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком  для структурирования жизненного пространства, оптимального взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдаленного будущего.    Основными составляющими сценария являются:

    • герой, с которым идентифицирует себя ребенок;
    • антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;
    • идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют у ребенка именно он определяет направление личностного роста;
    • сюжет - модель событий;
    • другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;
    • свод нравственных правил.

Личность  способна выбирать разные сценарии или  модели поведения. Одни из них могут  способствовать успеху, другие - приводить  к неудаче, но все они позволяют  ребенку и взрослому структурировать  жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность  достижения жизненной цели.

  В соответствии с теоретическими и эмпирическими исследованиями жизненных планов разрабатываются психотерапевтические приемы, направленные на диагностику, а в случае необходимости - и на изменение "сценария неудачника".

Психосоциальные стадии развития личности по Эриксону

Американский  психолог Э. Эриксон (1902—1994) известен как представитель направления эго - психологии.

Он выделил 8 психосоциальных стадий развития личности.

1. Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие. Первая психосоциальная стадия — от рождения до конца первого года — соответствует оральной стадии, по Фрейду. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренфней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы — способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний.

  Младенец  со сложившимся чувством базового  доверия воспринимает свое окружение  как надежное и предсказуемое;  он может переносить отсутствие  матери без чрезмерного страдания  и тревоги по поводу «отделения»  от нее. Чувство недоверия,  страха, подозрительности появляется, если мать ненадежна, несостоятельна, отвергает ребенка; оно может  усилиться тогда, когда ребенок  перестает быть для матери  центром ее жизни, когда она  возвращается к тем занятиям, которые оставила на время  (возобновляет прерванную карьеру  или рожает следующего ребенка). Способы обучения доверию или  подозрительности в разных культурах  не совпадают, но универсален  сам принцип: человек доверяет  социуму, исходя из меры доверия  к матери.

Эриксон показывает огромное значение механизма  ритуализации уже в младенчестве. Главный из ритуалов — взаимное узнавание, который сохраняется  всю последующую жизнь и пронизывает  все отношения с другими людьми.

Надежда (оптимизм в отношении своего культурного  пространства) — это первое положительное  качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта  «доверие — недоверие».

2. Раннее детство: автономия / стыд и сомнение. Этот период продолжается от одного до трех лет и соответствует анальной стадии, по Фрейду. Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребенка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то, что я могу».

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"