Контрольная работа по психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Память - психический процесс, проявляющийся в способности человека сохранять прошлый опыт, а также в возможности его повторного использования в своей жизни и деятельности. Память - это следовое психическое отражение прошлого. Она дает возможность увязать в единый процесс прошлое, настоящее и будущее. Благодаря памяти человек впитывает опыт предшествующих поколений, приобретает новые знания, умения и навыки.

Содержание работы

Понятие о памяти. Виды памяти и их развитие в трудовой деятельности. Движущие силы развития личности. (Стр. 3-5)

Самосознание и самовоспитание личности современного специалиста. (Стр. 6-8)

Содержание, структура, цели и функции делового общения. Особенности общения по «горизонтали» и «вертикали». (Стр. 9-12)

Список использованной литературы. (Стр. 13)

Файлы: 1 файл

Домашняя контрольная работа.docx

— 35.08 Кб (Скачать файл)

Профессиональная компетентность имеет отношение не только к профессии специалиста, но и к личности в целом. То есть помимо того, что специалист должен владеть глубокими знаниями, высокоразвитыми умениями и навыками в своей сфере труда, он должен постоянно работать над совершенствованием личностных качеств, необходимых в его профессиональной деятельности. Современный специалист должен владеть навыками делового общения, способствовать созданию положительного социально-психологического климата в коллективе, брать инициативу на себя, принимать креативные, нестандартные решения в самых неожиданных ситуациях.

Как показали исследования, самовоспитание является одним из эффективных средств формирования профессиональной компетентности будущего специалиста

Самовоспитание — сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Необходимым условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания. Самовоспитание обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергается личности в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для самовоспитания, формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели. Самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, личностных смыслов. Необходимыми компонентами самовоспитания являются: самоанализ личностного развития, самоотчет, самоконтроль.

Так как саморазвитие и самовоспитание личности происходит вследствие личного  опыта, то единицей анализа развития являются те события, которые влияют на человека, а также его реакция  на них.

Саморазвитие и самовоспитание тесно связаны между собой. Первое практически невозможно без последнего. Саморазвитие по своей сути - процесс самовоспитания, который направлен на самосовершенствование.

Выбрав правильный путь самосовершенствования, мы можем достичь настоящего благополучия и успеха в нашей профессиональной деятельности.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. В последнее время наблюдается возрастание количества учебной и популярной литературы по проблемам делового общения, делового этикета. И это не случайно. Современный человек проводит на работе большую часть своей жизни. Изучение правил делового общения дает будущему специалисту обширный материал для понимания процессов, происходящих в деловом мире, открывает возможности для самосовершенствования с учетом знания психологических аспектов. Знание и умение использовать правила делового этикета, позволяет лучше ориентироваться в мире бизнеса. Кроме того, изучение психологии делового общения в значительной мере способствует лучшему пониманию не только других, но и самого себя, своих целей и интересов в деловом мире.

Понятие общения является чрезвычайно  широким и включает в себя различные  аспекты.

Общение - это, во-первых, сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, возникает на основе потребностей и совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого, во-вторых, это взаимодействие субъектов через знаковые средства, вызванное потребностями совместной деятельности и направлена на значимые изменения состояния, поведения партнера.

Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Деловое общение отличается от общения в широком смысле тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.

Специфика делового общения обусловлена  тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При  этом стороны делового общения выступают  в формальных (официальных) статусах, которые определяются необходимыми нормами и стандартами (в том числе и этическими) поведения людей.

В структуре делового общения можно  выделить три взаимосвязанных компонента: коммуникцию, перцептцию и интеракцию.

Коммуникация — это обмен информацией, ее создание и передача от отправителя к получателю в ходе делового общения. Отправитель, посылая информацию, побуждается определенным мотивом и преследует конкретную цель. Получатель воспринимает информацию, опосредуя ее своим опытом и отношением к отправителю. Для эффективной коммуникации важны обратная связь и адекватное понимание получателем, предаваемой ему информации.

Перцепция — это восприятие и оценка партнерами друг друга, обеспечивающие взаимопонимание между ними. На основе восприятия формируется определенный позитивный или негативный образ партнера. Перцепция в процессе общения подчиняется общепсихологическим закономерностям восприятия (избирательность, константность, пристрастность, подверженность иллюзиям и др.)

Интеракция — это взаимное влияние в процессе общения. Интеракция существенным образом зависит от авторитетности партнеров, от занятых ими позиций, от явных и скрытых намерений и т.д. Ясно, что коммуникация, перцепция и интеракция неотделимы друг от друга в процессе реального общения.

Целью делового общения становится воздействие коммуникатора на окружающих с тем, чтобы сделать собеседников в каких-то проявлениях  близкими себе, склонить их к определенным действиям  и поступкам, изменить их мнения и взгляды, и благодаря такому воздействию, у людей, находящихся в положительном повседневном контакте, вырабатывается понимание вкусов, интересов и взглядов друг друга. Они учатся объективнее оценивать окружающих и проявлять толерантность, учитывать индивидуально-психологические особенности личности при взаимодействии. По закреплению такого взаимодействия межличностные отношения становятся товарищескими, формируется готовность к общению как важнейшему показателю положительного психологического климата в коллективе. Важно отметить, что стремление коммуникатора (ведущего) воздействовать на людей, хотя является и главной, но не единственной целью делового общения.

Деловое общение служит задаче удовлетворения психологической потребности в сопереживании, желании быть понятыми, оцененным, выразить кому-то свое сочувствие и расположение. Это обстоятельство особенно важно иметь в виду при деловом общении руководителя с подчиненным. В данном случае ролевое (формальное) общение всегда носит характер личностной (неформальной) коммуникации. В процессе делового общения руководитель познает интересы подчиненных, мотивы их поведения, что создает предпосылки для повышения эффективности управленческой деятельности. В умелом, организованном деловом общении коллективный труд доставляет людям глубокое удовлетворение, что в свою очередь расширяет и закрепляет социальные связи человека, усиливает контакты между членами коллектива. Совершенствование межличностных отношений неизбежно приводит к повышению производительности труда.

Кроме преследуемой цели, деловое  общение ещё и выполняет определённые функции.

Первая функция делового общения  состоит в реализации базовой  потребности людей в общении. Посредством делового общения мы раскрываем и познаем себя и других людей, оцениваем свои деловые качества и то, как другие люди реагируют  на наше поведение. Деловое общение  позволяет совершенствовать и поддерживать свой деловой имидж, обеспечивает эффективную  самопрезентацию.

Деловое общение создает возможность  для построения взаимоотношений  с потенциальными и действующими партнерами. Через общение мы не только знакомимся с другими людьми, но и, что еще более важно, строим деловые взаимоотношения, которые  могут развиваться и углубляться, а могут затухать и увядать.

В ходе делового общения происходит обмен информацией. Большую часть  информации в деловой жизни мы получаем через общение с другими  людьми. Обсуждая со своим шефом  подробности выполнения служебного задания, решая, в какую компанию обратиться с конкретным вопросом, как ответить на запрос по факсу, мы советуемся с коллегами и руководством. Во всех этих случаях происходит бесконечное  количество обменов информацией, включающих отправление и получение сообщений.

Важнейшая функция делового общения  состоит в обеспечении возможности  оказания воздействия на других людей. Практически ежедневно каждый из нас стремится повлиять на чье-либо поведение — убедить коллегу  принять ваш вариант действия или поддержать определенного кандидата  на выборах, побудить начальника повысить вам зарплату или уговорить преподавателя  поставить вам более высокую  оценку.

Общение подразделяется на следующие  формы:

- «по вертикали»;

- «по горизонтали».

«По вертикали» -  в отношениях между руководителями и подчиненными правило этики можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своим подчиненным так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель».

Отношение руководителя к подчиненным («сверху-вниз») и наоборот («снизу-вверх») влияет на характер делового общение  и во многом определяет его нравственно-психологический  климат.

В деловом общении  «снизу-вверх» общее этическое правило  формулируется  следующим образом: «Относись  к  своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные».  Для этого необходимо:

1. Стараться помогать  руководителю  в создании в коллективе доброжелательной  атмосферы; 

2. Не навязывать руководителю  свою точку зрения;

3. Не разговаривать с руководителем  категоричным тоном; 

4. Быть преданным и надежным;

5. Не обращать за помощью,  советом, предложением к вышестоящему  руководителю, минуя непосредственного. 

Форма общения «по горизонтали» - это общение между руководителями различных уровней или рядовыми членами группы (общение внутри  однородного коллектива). Основа общения -  профессиональная честь, достоинство, вежливость, порядочность. Этот принцип можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как Вы хотели бы, чтобы относились к Вам».  Основные принципы общения между коллегами:

1. Не требуйте к себе какого-либо  особого внимания или каких-либо  привилегий;

2. Попытайтесь достичь четкого  разделения прав и ответственности  в выполнении общей работы;

3. Нельзя относиться к коллегам  с предвзятостью; 

4. Называйте своих собеседников  по имени; 

5. Не давайте обещаний, которые  вы  не сможете выполнить; 6. Старайтесь  слушать не себя, а другого; 7. Посылайте  импульсы ваших симпатий –  словом, взглядом, жестом дайте участнику  общения понять, что он вас  интересует. Улыбайтесь, смотрите прямо  в глаза.  8. Рассматривайте вашего  коллегу как личность, которую  уважать саму по себе, а не  как средство для достижения  ваших собственных целей.    

Процесс общения наряду  с речью  обеспечивают: жесты, мимика, интонация, взгляд, расположение партнеров в  пространстве. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Бороздина, Г.В. Психология и этика деловых отношений / Г.В. Бороздина. Минск, 2008.

 

  1. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений / А.Я. Кибанов. М., 2004.

 

  1. Рогова Е.И. Общая психология / Е.И. Рогова. М., 2008

 

  1. Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений / Л.Д. Столяренко. Ростов - на – Дону., 2003.

 

  1. Столяренко Л.Д. Общая психология / Л.Д. Столяренко. Ростов - на – Дону., 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по психологии