Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 14:13, контрольная работа
1. Психологические теории воли.
2. Способы коррекции тревожности.
3. Провести диагностику ситуативной и личностной тревожности у 2-3 испытуемых, сделать выводы, дать рекомендации.
"Волшебное
путешествие"
По сути, это игра-медитация, помогающая
расслабиться не только мышцами, но и душой,
уносясь мыслями в заоблачные дали.
Предложите ребенку сесть поудобнее
и закрыть глаза. Можно включить какую-нибудь
плавную, приятную мелодию (музыка обязательно
должна быть без слов!). Объясните, что
сейчас вы будете играть в волшебное путешествие.
Попросите ребенка расслабиться, сделать
глубокий вдох, выдох и постараться представить
то, о чем вы ему будете говорить.
А рассказать вы можете примерно следующее.
"Представь себе, что мы сидим в комнате
и смотрим в окно, а там синее-синее небо.
По небу неторопливо плывут облака. Очень
красиво. Вдруг мы видим, что одно пушистое
облако приближается к нашему окну. Его
форма напоминает пони. Мы залюбовались
этим зрелищем, а облако подплыло совсем
близко к нам. Смотри, оно машет нам лапкой,
как будто приглашает присесть! Мы осторожно
открываем окно и усаживаемся на теплое
облако. Устраивайся поудобнее, ощути,
как здесь мягко и уютно. Можно даже полежать.
Куда же мы полетим? Наверное, надо подумать
о месте, где тебе всегда хорошо. Подумай
о таком месте. Облако стало двигаться.
Вот уже наш дом кажется крошечным вдалеке,
ниже пролетают стаи птиц. Удивительно
хорошо. Вот, кажется, мы начинаем снижаться.
Облако опускает нас на землю. Теперь ты
можешь идти. Мы там, где ты спокоен и счастлив,
где тебе очень хорошо. Посмотри, что там
вокру? Какие в этом месте запахи? Что ты
слышишь? Есть ли здесь кроме тебя какие-то
люди или животные? Тут ты можешь делать
все, что хочешь. Побудь в этом месте еще
немного, пока я посчитаю до десяти, а потом
снова пойдем к облаку (медленно считайте
от одного до десяти). Ну вот, нам пора возвращаться,
залезай на облако. Мы снова летим по самому
синему небу. Вот уже показался наш дом.
Облако аккуратно подплывает к самому
окну. Мы с тобой залезаем в нашу комнату
прямо через окно. Мы благодарим облако
за чудесную прогулку и машем ему рукой.
Оно медленно уплывает вдаль. Когда я посчитаю
до пяти, оно растворится в небе, а ты раскроешь
глаза (считайте до пяти)". После того
как ребенок раскроет глаза, попросите
его поделиться с вами впечатлениями от
путешествия. Приятно ли ему было плавать
на облаке? Какое место он себе представил?
Каким оно было? Как он там себя чувствовал?
Существует ли это место на самом деле
или оно полностью создано его воображением?
Примечание. Отнеситесь внимательно
к рассказу ребенка - он может содержать
очень важную информацию о том, где и от
чего ваш сын (дочь) чувствует себя наиболее
комфортно. А это уже можно использовать
не только для фантастических путешествий,
но и для того, чтоб "сказку сделать
былью".
Умение управлять собой.
Это третье очень важное направление
в работе с тревожными детьми. Оно предполагает
переход от новых приобретений внутреннего
мира ребенка (в виде более высокой самооценки
и умения расслабляться, делать комфортным
свое состояние) к их внешнему выражению.
То есть мы должны обучить ребенка применению
своих знаний и умений на практике, чтобы
изменилось не только его восприятие,
но и поведение.
Когда родители тревожных детей обращаются
к психологу, они обычно хотят сразу же
перейти к этому пункту, минуя работу на
невидимых невооруженным глазом ступенях
самооценки и расслабления. Но чтобы коррекция
поведения ребенка оказалась эффективной,
нужна грамотная и систематическая работа
на предыдущих этапах. Так что не торопитесь
переходить к этому разделу. Занятия с
использованием описанных здесь игр, конечно,
можно начинать и параллельно с ранее
предложенными играми, но не с самого начала,
а когда часть программы помощи уже будет
выполнена.
"Покажи того,
кого боишься"
У тревожных детей нередки ситуации,
когда они начинают больше беспокоится,
если рядом находится определенный человек
или животное. При этом они не то чтобы
их боятся, а, скорее, чувствуют смутные
опасения и дискомфорт. Их отрицательные
эмоции могут являться следствием неопределенности,
неизвестности и непонятности этих существ
и их внутреннего мира. Чтобы они перестали
быть такими чужими и пугающими, вы можете
воспользоваться этой игрой.
Расспросите ребенка, в какой ситуации
он почти всегда ощущает себя неспокойно.
Например, вы услышали следующее: хотя
учитель никогда не вел себя грубо по отношению
к нему, он все равно сильно волнуется,
когда отвечает у доски или остается один
на один с педагогом.
Предложите ребенку разыграть такую
сценку. Пусть он выберет игрушку, которая
будет играть его роль. Сам же он должен
перевоплотиться в учителя и начать типичные
для ситуации разговоры или действия.
Когда наступает очередь ученика отвечать,
то ребенок должен озвучить игрушку, взяв
ее в руки и двигая в соответствии со сценарием.
Сценка может длиться столько, сколько
хочется юному режиссеру-исполнителю.
Если же, напротив, вы видите, что действие
зашло в тупик, то можете сыграть экспромтом
за других персонажей, например за случайно
заглянувшего директора школы или за другого
ученика. Главное - своими действиями поддержать
игру, возможно, придать ей более глубокий
смысл.
После окончания "премьеры" побеседуйте
с ребенком. Узнайте, как он чувствовал
себя в роли учителя. Чего он хотел от ученика?
Что радовало педагога, что огорчало? Боялся
ли чего-нибудь сам учитель? Такой взгляд
из "тыла врага" поможет ребенку увидеть
ситуацию по-другому и осознать, как это
ни банально, что "учителя - тоже люди".
Если удастся вызвать у ребенка сочувствие
учителю и желание ему помочь, то это будет
просто замечательно и для самого тревожного
ребенка, и для его отношений с педагогом.
Примечание. Дети часто предлагают
и своим близким сыграть какую-нибудь
роль в игре. Не отказывайте им в таких
просьбах. Игра от этого только выиграет,
так как вы сможете влиять на ее ход. Возьмите
на себя роль ученика в вышеописанном
сюжете. И тревожьтесь в этой роли изо
всех сил! Так ребенок сможет со стороны
увидеть нелепость таких волнений и узнает,
что чувствует педагог, когда перед ним
такой школьник.
3. Я диагностировала на
тревожность своих сыновей: