Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 16:40, контрольная работа

Описание работы

Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?








1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ В ПСИХОЛОГИИ
Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?
Для того чтобы понять, что предшествует развертыванию реального действия, необходимо прежде всего проанализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деятельности. В общей теории личности рассматривается соотношение потребностей и мотивов для уяснения внутреннего механизма, побуждающего к действию. Однако при этом остается еще не ясным, чем определен сам выбор мотива. Этот вопрос имеет две стороны: почему люди в определенных ситуациях поступают так или иначе? И чем они руководствуются, когда выбирают именно данный мотив?
Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки. Оно широко используется в житейской практике при составлении прогнозов поведения личности: «Н., очевидно, не пойдет на этот концерт, поскольку у него предубеждение против эстрадной музыки»; «Вряд ли мне понравится К.: я вообще не люблю математиков» и т.д. На этом житейском уровне понятие социальной установки употребляется в значении, близком к понятию «отношение». Однако в психологии термин «установка» имеет свое собственное значение, свою собственную традицию исследования, и необходимо соотнести понятие «социальная установка» с этой традицией.
Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д. Н. Узнадзе. Внешнее совпадение терминов «установка» и «социальная установка» приводит к тому, что иногда содержание этих понятий рассматривается как идентичное. Тем более что набор определений, раскрывающих содержание этих двух понятий, действительно схож: «склонность», «направленность», «готовность». Вместе с тем необходимо точно развести сферу действия установок, как их понимал Узнадзе, и сферу действия «социальных установок».
В концепции Узнадзе «установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией». Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной. На первый взгляд как будто бы речь идет именно о том, чтобы объяснить направление действий личности в определенных условиях. Однако при более подробном рассмотрении проблемы выясняется, что такая постановка вопроса сама по себе не может быть применима в социальной психологии.
Предложенное понимание установки не связано с анализом социальных факторов, детерминирующих поведение личности, с усвоением индивидом социального опыта, со сложной иерархией детерминант, определяющих саму природу социальной ситуации, в которой личность действует. Установка в контексте концепции Узнадзе более всего касается вопроса реализации простейших физиологических потребностей человека. Она трактуется как бессознательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности. Сама идея выявления особых состояний личности, предшествующих ее реальному поведению, присутствует у многих исследователей. Прежде всего, этот круг вопросов обсуждался В. Н. Мясищевым в его концепции отношений человека. Отношение, понимаемое «как система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами, объясняет как раз направленность будущего поведения личности. Отношение и есть своеобразная предиспозиция, предрасположенность к каким-то объектам, которая позволяет ожидать раскрытия себя в реальных актах действия. Отличие от установки здесь состоит в том, что предполагаются различные, в том числе и социальные объекты, на которые это отношение распространяется, и самые разнообразные, весьма сложные с социально-психологической точки зрения ситуации. Сфера действий личности на основе отношений практически безгранична.
При формировании личности в детском возрасте было установлено, что направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды. Хотя эти позиции могут быть различными по отношению к многообразным ситуациям и объектам, в них возможно зафиксировать некоторую общую тенденцию, которая доминирует, что и дает возможность прогнозировать поведение в неизвестных ранее ситуациях и по отношению к неизвестным ранее объектам. Направленность личности сама по себе может быть рассмотрена также в качестве особой предиспозиции — предрасположенности личности действовать определенным образом, охватывающей всю сферу ее жизнедеятельности, вплоть до самых сложных социальных объектов и ситуаций. Такая интерпретация направленности личности позволяет рассмотреть это понятие как однопорядковое с понятием социальной установки.
С

Содержание работы

1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ В ПСИХОЛОГИИ
2. АТТИТЮД: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ
3. АТТИТЮДЫ И РЕАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

социальнаяпсихология непряхина.docx

— 24.24 Кб (Скачать файл)

Прежде всего, были установлены  причины, «осложняющие» воздействие  аттитюда на поведение (их было названо 40!), и вместе с тем факторы, которые  могут противостоять этим причинам: сила аттитюда (аттитюд считается  сильным, если он в ответ на стимул возникает немедленно: «змея» —  «зло»!), ожидаемостъ аттитюда («я так  и знал!»). Таким образом, были оговорены  условия, при которых положение  о влиянии аттитюда на поведение  сохраняло свое значение.

Другие попытки связаны  с разработкой особых теорий, также  оговаривающих более сложную  связь между аттитюдом и поведением. А. Айзен и М. Фишбайн предложили идею «точечного совпадения» элементов  аттитюда и поведения, суть которой  состоит в том, что необходимо сравнивать однопорядковые уровни того и другого явления, а именно: если берется «глобальный» аттитюд, то его  надо сравнивать не с отдельным поведенческим  актом, а с целой их совокупностью. В противном случае совпадения не будет, но это и не будет доказательством  ложности общего положения о связи  аттитюдов с поведением. Близкую  теорию — «смывающего потока»  — предложил Л. Райтсмен, перечислив обстоятельства, которые как бы «смывают»  очевидность влияния аттитюда на поведение (например, «вмешательство»  других факторов, столкновение противоречивых аттитюдов и пр.).

Все названные подходы  пытались сохранить устоявшееся  положение о том, что знание аттитюда полезно, поскольку позволяет —  с той или иной степенью уверенности  — прогнозировать поведение. По-видимому, не слишком большая убедительность аргументации заставила искать и  принципиально иной подход к вопросу. Д. Бем предположил, что существует обратное отношение между аттитюдом  и поведением, а именно: поведение  влияет на аттитюд. Логика его рассуждений  такова: возможно, что человек сначала  наблюдает свое поведение (не ходит  на рок-концерты), а лишь затем умозаключает о своем аттитюде (не любит рок-музыку).

Поиски свидетельствуют  о признании важности проблемы аттитюдов  для объяснения поведения. Однако, поскольку  исчерпывающих объяснительных моделей  создать так и не удалось, вопрос упирается как минимум в две  общие методологические трудности. С одной стороны, все исследования, как правило, ведутся в условиях лаборатории: это и упрощает исследовательские  ситуации (схематизирует их), и отрывает их от реального социального контекста. С другой стороны, даже если эксперименты и выносятся в поле, объяснения все равно строятся лишь при помощи апелляций к микросреде, в отрыве от рассмотрения поведения личности в более широкой социальной структуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА 

 

1.  Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000.

2.  Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979.

3.  Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2001.

4.  Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1969.

5.  Магун В. С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983.

6.  Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. М., 1997.

7.  Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

8.  Надирашвили Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси,1974.

9.  Тихомандрицкая О. А. Социальные изменения и изменение социальных установок // Социальная психология в современном мире. М., 2002.

10.  Узнадзе Д. И. Экспериментальные основы исследования установки // Психологические исследования. М., 1966.

11.  Хьюстон М., Штребе В., Стефенсон Дж. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. М, 2001.

12.  Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М., 1999 (Гл. 6).

13.  Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"