Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 07:53, контрольная работа

Описание работы

1. Нервная система представляет собой «невыразимо сложнейший и тончайший инструмент сношений, связи многочисленных частей организма между собой и организма как сложнейшей системы с бесконечным числом внешних влияний» (И. П. Павлов).

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по психологии.docx

— 46.56 Кб (Скачать файл)

 

Позднее, с учетом многих исследований, касающихся поведения, эта гипотеза была доработана и уточнена К.Э. Фабри. Поэтому рассматриваемую гипотезу развития психики принято называть концепцией Леонтьева - Фабри.

К.Э. Фабри считает, что как в пределах элементарной сенсорной, так и в пределах перцептивной психики следует выделить существенно различающиеся уровни психического развития: низший и высший, допуская при этом существование и промежуточных уровней. Важно отметить, что крупные систематические группы животных не всегда и не вполне укладываются в эти рамки. Это неизбежно, так как в пределах крупных таксонов, например классов, подтипов или типов, всегда имеются роды или виды, стоящие на смежных уровнях психического развития. Это можно объяснить тем, что качества высшего психического уровня всегда зарождаются на предшествующем уровне. По мнению Фабри, расхождения между психологической и зоологической классификациями обусловлены тем, что морфологические признаки, на которых построена систематика животных, отнюдь не всегда определяют особенности и степень развития психической деятельности последних. Поведение животных представляет собой совокупность функций эффекторных органов животных. А в процессе эволюции именно функция первично определяет форму, строение организма, его систем и органов. Их строение и двигательные возможности лишь вторично определяют характер поведения животного и ограничивают сферу его внешней активности.Этот диалектический процесс, однако, осложняется еще возможностями многопланового решения задач и компенсаторными процессами в области поведения. Это означает, что если животное в данных условиях лишено возможности решить биологически важную задачу одним путем, оно, как правило, имеет в своем распоряжении еще другие, резервные возможности. Так, одни эффекторы могут замениться другими, т.е. разные морфологические структуры могут служить для выполнения биологически однозначных действий. С другой стороны, одни и те же органы могут выполнять разные функции, т.е. осуществляется принцип мультифункциональности. Особенно пластичны морфофункциональные отношения в координационных системах, и, прежде всего, в центральной нервной системе высших животных.

 

Вся история развития психики и  поведения животных, согласно концепции, делится на ряд стадий и уровней (табл. 1). Выделяется две стадии элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая — три уровня: низший, высший и наивысший.

Таблица 1.Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри)

Стадии и уровень  психического отражения, его характеристика

Особенности поведения, связанные  с данной стадией и уровнем

Виды живых существ,

достигших этого уровня

развития

I . Стадия элементарной сенсорной  психики

   

А. Низший уровень. Примитивные атементы чувствительности. Развитая раздражимость.

А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение  скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность.

А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.

Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования  — челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов.

Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье  в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск  положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую  роль. Главное значение в поведении  имеют жесткие врожденные программы.

Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.

Стадии и уровень  психического отражения, его характеристика

Особенности поведения, связанные  с данной стадией и уровнем

Виды живых существ,

достигших этого уровня

развития

II. Стадия перцептивной психики.

   

А. Низкий уровень. Отражение внешней  действительности в форме образов  предметов. Интеграция, объединение  воздействующих свойств в целостный  образ вещи. Главный орган манипулирования  — челюсти.

А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически  запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избе-гание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение.

А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.

Б. Высший уровень. Элементарные формы  мышления (решение задач). Складывание  определенной «картины мира».

Б. Высокоразвитые инстинктивные формы  поведения. Способность к научению.

Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые  млекопитающие).

В. Наивысший уровень. Выделение  в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и  ту же задачу разными методами. Перенос  однажды найденного принципа решения  задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность  к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических  потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт).

В. Выделение специализированных органов  манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков.

В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).


 

Каждая из стадий и соответствующие  ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и  форм психического отражения, причем в  процессе эволюционного развития то и другое взаимодействуют друг с  другом. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной  деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению  нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредствуется  совершенствованием психики.

3. Высшие психические функции — теоретическое понятие, введенное Л.С. Выготским, обозначающее сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и за счет этого произвольны. По его представлениям, психические явления могут быть „натуральными“, детерминированными преимущественно генетическим фактором, и „культурными“, надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые всецело формируется под влиянием социальных воздействий. Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными „психологическими орудиями“, знаками, возникшими в результате длительного общественно–исторического развития человечества, к которым относится прежде всего речь.

Ускоренному психическому развитию людей  способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение языка и речи. С помощью орудий труда человек получил возможность воздействовать на природу и глубже ее познавать. Совершенствование орудий и выполняемых с их помощью трудовых операций вело, в свою очередь, к преобразованию и улучшению функций руки, благодаря чему она превратилась со временем в самое тонкое и точное из всех орудий трудовой деятельности. На примере руки учился познавать действительность глаз человека, она же способствовала развитию мышления и создавала основные творения человеческого духа. С расширением знаний о мире возрастали возможности человека, он приобретал способность быть независимым от природы и по разумению изменять свою собственную природу (имеются в виду человеческое поведение и психика). Создаваемые людьми многих поколений предметы материальной и духовной культуры не пропадали бесследно, а передавались и воспроизводились из поколения в поколение, совершенствуясь. Новому поколению людей не было необходимости изобретать их заново, достаточно было обучиться пользоваться ими с помощью других людей, уже умеющих это делать. Изменился механизм передачи способностей, знаний, умений и навыков по наследству. Теперь не нужно было менять генетический аппарат, анатомию и физиологию организма для того, чтобы подняться на новую ступень психологического и поведенческого развития. Достаточно было, имея гибкий с рождения мозг, подходящий анатомо-физиологический аппарат, научиться по-человечески пользоваться созданными предыдущими поколениями предметами материальной и духовной культуры. В орудиях труда, в предметах человеческой культуры стали людьми передаваться по наследству их способности и усваиваться следующими поколениями без изменения генотипа, анатомии и физиологии организма' Человек вышел за пределы своей биологической ограниченности и открыл для себя путь к практически безграничному совершенствованию. Постепенно, ускоряясь, из века в век совершенствовались творческие способности людей, расширялись и углублялись их знания о мире, все выше поднимая человека над всем остальным животным миром. Со временем человек придумал и усовершенствовал множество вещей, не имеющих аналогов в природе. Они стали ему служить для удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей и одновременно выступали в качестве источника для развития человеческих способностей. Самым значительным изобретением человечества, оказавшим ни с чем не сравнимое влияние на развитие людей, стали знаковые системы. Они дали толчок для развития математики, инженерии, науки, искусства, других областей человеческой деятельности. Появление буквенной символики привело к возможности записи, хранения и воспроизведения информации. Отпала необходимость держать ее в голове отдельного человека, исчезла опасность безвозвратной утраты из-за потери памяти или ухода хранителя информации из жизни.

Выготский пытается соединить натуральную  и историческую линии. Историческое изучение означает применение категории  развития к исследованию явления. Все  современные ему теории трактовали детское развитие с биологизаторской точки зрения (переход от социального к индивидуальному). ВПФ возможны первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, и в последствии становятся индивидуальными (пример: речь - средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию) У человека нет врожденной формы поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Выготский постулировал структурную аналогию между предметной и внутренней умственной деятельностью. Внутренний план сознания стал пониматься в отечественной психологии как деятельностно освоенный внешний мир. Выготский впервые перешел от утверждения о важности среды для развития к выявлению конкретного механизма влияния среды, который собственно и изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций. Таким механизмом Выготский считал интериоризацию знаков - искусственно созданных человеком стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением. Говоря о существовании натуральных и высших психических функций, Выготский приходит к выводу о том, что главное различие между ними состоит в уровне произвольности. Иными словами, в отличие от натуральных психических процессов, которые не поддаются регуляции со стороны человека, высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять.

 

Схема психических процессов в  представлении Выготского выглядит так 

Для высших психических функций  принципиально наличие внутреннего  средства. Основной путь возникновения  высших психических функций - интериоризация (перенос во внутренний план, «вращивание») социальных форм поведения в систему индивидуальных форм. Этот процесс не является механическим.

Высшие психические функции  возникают в процессе сотрудничества и социального общения – и  они же развиваются из примитивных  корней на основе низших.

Социогенез высших психических функций и есть их естественная история.

Центральный момент – возникновение  символической деятельности, овладение  словесным знаком. Именно он выступает  тем средством, которое, став внутренним, кардинально преобразует психическую  жизнь. Знак вначале выступает как  внешний, вспомогательный стимул.

Высшая психическая функция  в своем развитии проходит две  стадии. Первоначально она существует как форма взаимодействия между  людьми, и лишь позже – как  полностью внутренний процесс. Это  обозначается как переход от интерпсихического к интрапсихическому.

При этом, процесс формирования высшей психической функции растянут на десятилетие, зарождаясь в речевом  общении и завершаясь в полноценной  символической деятельности. Через  общение человек овладевает ценностями культуры. Овладевая знаками, человек  приобщается к культуре, основными  составляющими его внутреннего  мира оказываются значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально - мотивационные компоненты).

В своей теории культурно-исторического развития высших психических функций человека Л.С.Выготский показал, что главные исторические достижения человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, который значительно продвинул вперед филогенетическое и онтогенетическое психологическое развитие людей. Пользуясь всем этим, человек научился управлять собственной психикой и поведением, сделав их произвольными и опосредствованными орудиями и знаками, подвластными его сознанию и воле.

Высшие психические функции  являются специфически человеческим приобретением. Тем не менее, они могут быть разложены  на составляющие их естественные процессы.

А --> Б

При натуральном запоминании образуется простая ассоциативная связь  между двумя точками. Такова память животных. Это своеобразное запечатление, отпечаток информации.

А --> X --> Б

Человеческая память имеет принципиально  иное строение. Как видно из схемы, между элементами А и Б вместо одной простой ассоциативной или рефлекторной связи возникают две другие: АХ и БХ. В конечном итоге это приводит к тому же результату, но другим путём. Необходимость использования такого «обходного пути» возникла в процессе филогенеза, когда естественные формы запоминания стали непригодны для решения задач, вставших перед человеком. При этом Выготский указывал на то, что не существует таких культурных приёмов поведения, которые было бы невозможно полностью разложить на составляющие его естественные процессы. Таким образом, специфически человеческой является именно структура психических процессов.

Формирование высших психических функций — процесс принципиально иной, нежели естественное, органическое развитие. Основным отличием является то, что поднятие психики на высшую ступень, заключается именно в её функциональном развитии, (т.е. развитии самого приёма), а не органическом. На развитие влияют 2 фактора:

-биологический: для развития  человеческой психики необходим  мозг человека, обладающий наибольшей  пластичностью; биологическое развитие  является только условием для  культурного развития, потому что  структура этого процесса задаётся  извне;

-социальный: развитие человеческой  психики невозможно без наличия  культурной среды, в которой человек усваивает специфические психические приёмы.


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"