Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:57, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Методы изучения личности, используемые в правоохранительной деятельности.
Задание 2. Понятие психологического контакта при допросе. Приемы и способы его установления. Приемы активизации памяти свидетелей и потерпевших.
Задание 3. Проанализировав материалы уголовного дела составить психологическую характеристику на обвиняемого.

Файлы: 1 файл

есть Юридическая психология.docx

— 42.17 Кб (Скачать файл)

Психологический контакт  не должен заканчиваться допросом. Важно сохранить его для повторных  допросов и иных следственных действий. Часто бывает, что характер отношений, сложившихся со следователем, допрашиваемый  переносит и на других лиц, участвующих  в осуществлении правосудия2.

При установлении контакта с допрашиваемым не может быть шаблона, штампа. Здесь нужен индивидуальный подход, с учетом свойств личности. Выбор способа установления психологического контакта с допрашиваемым во многом зависит от того, какое положение в процессе занимает данное лицо. В отличие от допроса потерпевших и добросовестных свидетелей допрос подозреваемых и обвиняемых представляет определенную трудность, так как их психика находится под постоянно действующим раздражителем, доминантой. Следователь должен разобраться в состоянии допрашиваемого и при помощи тактических приемов снять напряжение, отрицательно влияющее на установление контакта. Если обнаружен один из крайних видов психического состояния допрашиваемого – резко возбужденное эмоционально отрицательное (гнев, возмущенность и т.п.) или депрессивно подавленное (печаль, тоска, уныние и т.п.), то дальнейшее поведение следователя должно строиться с учетом этих состояний, дабы не усугубить отрицательное психическое состояние допрашиваемого. Он должен увидеть в следователе честного, принципиального, культурного, знающего свое дело человека, не унижающего личного достоинства, не ущемляющего, равно защищающего гарантированные законом права допрашиваемого. Следователю противопоказаны примитивность, вульгарность, профессиональная некомпетентность и тем более грубость и психическое насилие в разнообразных формах проявления (угроза, шантаж, манипулирование ложной информацией, ущемление национальных и религиозных чувств и т.п.)3.

1.2 Пути установления  психологического контакта.

Пути установления психологического контакта различны. Прежде всего необходимо возбудить у допрашиваемого интерес к общению, постараться вызвать заинтересованность в даче правдивых показаний. Знание цели общения способствует активизации психических процессов. Так, например, если допрашиваемый знает, зачем его вызвали, понимает, что его показания имеют большое значение для дела, он лучше вспоминает и воспроизводит события. Этот путь воздействия рассчитан на положительные моральные качества допрашиваемого.

Процесс установления контакта в основном зависит от следователя, его профессиональной подготовки, опыта, авторитета и личностных качеств. Его  эффективность определяется линией поведения следователя по отношению к допрашиваемому. Важно, чтобы допрос проводился ровным и спокойным тоном, без грубых и оскорбительных выражений и пренебрежения к допрашиваемому, чтобы к любому показанию следователь относился одинаково серьезно, с искренним интересом, независимо от степени важности сведений, получаемых при этом, не следует выражать удовольствие или разочарование при получении ответа.

Следователь всегда является объектом пристального изучения со стороны  допрашиваемых. Находясь в возбужденном состоянии, они чутко реагируют на каждое проявление неуверенности с его стороны, на всю жизнь запоминают его слова. Допрашивая людей изо дня в день, следователь вырабатывает умение распознавать особенности психики допрашиваемых лиц, но, в то же время, может потерять чувство индивидуальности каждого допроса, привыкнуть к его атмосфере, что приводит к автоматизм в ведении допроса. Это симптом профессиональной деформации, и действенное средство борьбы с этим – самоконтроль.

К качествам, которыми должен обладать следователь, относятся также  эмоциональная устойчивость, душевное равновесие, самообладание. Человек, который  нервничает, легко теряет спокойствие. Чтобы сохранить самообладание, не следует резко разговаривать  с допрашиваемым. Надо владеть собой, уметь обуздать вышедшие из-под контроля чувства. В некоторых случаях нужно сделать вид, что обдумывается услышанное, и только после этого говорить. Вспыльчивость, нетерпеливость, раздражительность, грубость – признаки профессиональной слабости.

Умение разговаривать  с людьми – одно из важных коммуникативных  качеств. Культура речи следователя–одна из предпосылок этичности его поведения. Важно не только уметь говорить и грамотно писать, нужно еще, чтобы речь была содержательной, понятной и выразительной. Грамотный следователь имеет больший авторитет и пользуется уважением у допрашиваемых. Для установления контакта с допрашиваемым следователю важно быть хорошим слушателем. Можно сказать, что в известном смысле этим определяется профессиональная пригодность следователя.

Для установления контакта и смягчения обстоятельств, мешающих этому, имеют значение и внешние  факторы: порядок приглашения на допрос, процедура предупреждения допрашиваемого об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний  и за дачу заведомо ложных показаний, место допроса, наличие посторонних  раздражителей.

Место проведения следственного  действия определяет следователь, исходя из конкретных обстоятельств расследуемого  дела. При проведении допроса по месту жительства нежелательно делать это в квартире. Важно лишить допрашиваемого психологического преимущества, которое  он испытывает, если допрос ведется  у него дома. Для установления взаимопонимания  между следователем и участниками  уголовного процесса важно, чтобы допрос проводился наедине (когда иное не предусмотрено  законом). В этом заложен глубокий психологический смысл. Контакт  при допросе предполагает элемент  доверительности. А там, где в  комнате несколько человек, о  ней не может быть и речи.

В связи с широким использованием в следственной практике аудиозаписи  как средства фиксации показаний  возникает вопрос, как отражается его применение на установлении контакта с лицами, проходящими по делу. При  самом положительном отношении  допрашиваемых к записи допроса следует все же признать, что применение аудиозаписи сказывается отрицательно. Во-первых, диктофон сковывает следователя: он больше заботится о форме и грамотности вопросов, а не о существе допроса. Живой беседы, необходимой дня установления контакта, не получается. Во-вторых, сознание того, что весь ход допроса будет записан на пленку, отрицательно влияет на допрашиваемого.

В целях облегчения установления психологического контакта расследование  желательно поручать следователю, который  является местным жителем и пользуется хорошей репутацией, знает язык коренного  населения или одной национальности с допрашиваемым. В некоторых случаях бывает целесообразно передать дело другому следователю.

В процессе допроса следователю  иногда приходится отступать от заранее  намеченной линии поведения вследствие того, что допрашиваемый не готов еще рассказать правду. Нужно провести с ним подготовительную работу, т.к. следует избегать случаев, когда допрашиваемый скажет «нет», потому что затем ему труднее будет произнести «да»4.

1.3 Логическое  управление процессом допроса

Тактика допроса строится с учетом положений формальной логики. В ходе его проведения широко используются тактические приемы, в основе которых  лежат логические категории: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия и др.

При допросе в процессе свободного рассказа допрашиваемому предоставляется полная возможность изложить факты в той логической последовательности, в которой он их наблюдал. Это оправдано, во-первых, потому, что при свободном рассказе допускается меньше ошибок и труднее бывает солгать, чем при ответах на вопросы, память воспроизводит события последовательно, легко и быстро. Поэтому не рекомендуется торопиться ставить допрашиваемому вопросы. Во-вторых, следователь не всегда знает, какой информацией располагает допрашиваемый. Последний же знает гораздо больше того, что может спросить у него следователь. В процессе свободного рассказа можно получить сведения об обстоятельствах, о которых следователь не имел представления. К тому же допрашиваемый, излагая факты в той последовательности, в которой он их воспринимал, легче вспомнит мелкие, но порой очень существенные для дела детали.

Если в ходе допроса  следователь обнаружит, что отдельные  события допрашиваемым забыты, то надо помочь ему восстановить забытые  факты, чему способствуют следующие  тактические приемы. 

1. Допрос в  разных планах.

Допрашиваемого просят рассказать об интересующем следствие событии, подробно и последовательно повторить  показания, начать с середины излагаемого  факта, с конца события или  вспомнить лишь отдельные его  эпизоды. Повторение показаний с различных стадий повествования рассчитано на то, что допрашиваемый, напрягая свою память, при повторном рассказе вспомнит дополнительные обстоятельства и внесет уточнения в свой первоначальный рассказ.

2. Допрос о  фактах, сопутствующих преступлению.

При этом проводится беседа с допрашиваемым об обстоятельствах, хотя и не имевших прямого отношения  к делу, но смежных с ним по времени и месту происшествия. Здесь большую роль играют ассоциации: по сходству; по смежности, когда устанавливаются пространственные и временные отношения между предметами, явлениями; по контрасту – припоминание какого-нибудь факта, предмета, вызывающего воспоминание о другом факте или предмете, отличающемся прямо противоположными признаками; причинно-следственные, при которых факты и предметы вспоминаются как следствия или, наоборот, как причины следствий.

3. Предъявление  вещественных доказательств.

Процесс вспоминания опирается не только на мыслительные ассоциации, но и на непосредственные зрительные ощущения, в значительной степени оживляющие память. Допрашиваемый, узнав предмет, который видел в момент преступления, вспомнит детали, связанные с ним, а заодно и с данным событием.

4. Допрос на  месте события.

В этом случае допрашиваемому оказывается помощь в восстановлении и оживлении в памяти определенных событий путем, повторного их восприятия. Однако производство допроса на месте совершения преступления вызывает определенные организационные трудности.

5. Проведение  очной ставки.

Это способствует оживлению  памяти, заставляет вспомнить события, связанные с данной личностью. При  решении вопроса о порядке  и условиях проведения очной ставки следует принять меры к недопущению оказания психического воздействия ее участников друг на друга, так как вместо ожидаемого положительного результата может произойти обратное.

6. Ознакомление  допрашиваемого с показаниями других лиц.

Здесь нужно соблюдать  следующее правило: допрашиваемый  знакомится не со всеми показаниями  того или иного лица, а только с той их частью, которая будет  способствовать оживлению его памяти. С этой же целью допрашиваемому можно напомнить его прежние показания. Но это не должно принимать форму подсказки и делается лишь после того, как он дал новые показания, противоречащие предыдущим5.

Иногда допрашиваемые, чтобы  заполнить пробелы в памяти, дополняют  показания на основе логики и воображения  в соответствии со своими обычными представлениями о нормальном ходе вещей. Следует также иметь в  виду, что допрашиваемый, не припомнив  факта, о котором его спрашивает следователь, может дать неверные ответы не из желания обмануть, а просто потому, что не в силах вспомнить  забытое. Свидетель дает воспринимаемым событиям свою нравственную оценку, субъективно  окрашивает их, в чем наглядно убеждаешься  при допросе нескольких свидетелей, наблюдавших одно и то же событие. Их показания всегда различны в деталях.

Если в деле имеются  доказательства, то следует применить  метод прямого логического убеждения  в бесполезности ложных показаний. Для этого доказательства анализируют, устанавливают между ними связь, определяют их значение для дела. Этот тип доводов называют логическим. Он основан на доказательствах, факты  здесь истинны, логика безупречна, выводы правильны. Задача следователя заключается  в последовательном их предъявлении. Доказательства желательно предъявлять  по мере нарастания их изобличающей силы, чтобы постепенно привести допрашиваемого к выводу о необходимости дать правдивые показания. Основное назначение вещественных доказательств на допросе  – активизация ассоциативных  связей у свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого с целью лучшего припоминания обстоятельств, по которым даются показания.

Более трудно в тактическом  отношении проводить допрос, когда  имеются подозрения, основанные на косвенных уликах, есть определенная уверенность в виновности подозреваемого, но нет прямых доказательств, которые  можно было бы использовать для изобличения. Тактическими приемами, основанными на логике, здесь будут: подробный допрос с последующим анализом показаний для выявления в них противоречий; повторный допрос в иной последовательности; косвенный допрос, постановка встречных и опережающих вопросов.

По групповым делам  хорошие результаты дают подробные  допросы с сопоставлением показаний  допрашиваемых для выявления  и демонстрации в них противоречий. Допрашиваемого можно подвести к  мысли о том, что в даче правдивых  показаний его могут опередить  соучастники, и тогда он предстанет перед судом в невыгодном свете. Этот прием эффективен, так как  каждый из соучастников боится, что  другой признается первым или переложит  свою вину на других. Но, пользуясь этим приемом, надо говорить о действиях  соучастников не как о факте, а  лишь как о возможности их поведений. В противном случае это будет  обманом, и допрашиваемый может  потребовать очной ставки с соучастником или протокол его допроса. 

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"