Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 23:14, контрольная работа
Существуют различные точки зрения на феномен эффективности руководства. На наш взгляд следует выделяют следующие критерии эффективности:
Психологические критерии
- удовлетворенность членов коллектива различными аспектами членства в нем (отношениями с коллегами и руководителями, условиями труда, заработной платой и т. д.)
- мотивация членов коллектива (речь идет об их желании трудиться и сохранить членство в данном коллективе)
- авторитет руководителя в коллективе (формальный, т.е. обусловленный набором властных полномочий, которые дает руководителю занимаемый им пост; моральный, т.е. основанный на мировоззренческих и нравственных качествах личности; функциональный, основанный на профессиональной компетентности, разнообразных деловых качествах руководителя)
Все зависит от того, нужно ли человеку быть главным. Часто лидером быть небезопасно: это значит быть в эпицентре внимания, рисковать, отказываться от определенных потребностей. Но сейчас лидерство - один из самых ярких признаков социальной значимости. Это слава, внимание, лучшие куски. Поэтому многие проходят тренинги лидерства, не подозревая, что там их ожидает стресс, если они не рождены быть главными. Другое дело, бывает, что у некоторых лидерские способности проявляются ярче. И в этом случае возникает тот самый феномен неформального лидерства в рабочем коллективе. Неформальные лидеры, как и формальные, бывают разных типов.
Дело в том, что каждому человеку хочется влиять на ситуацию. И он делает это с помощью тех средств, которыми владеет лучше всего. Иногда люди осознают, каким потенциалом они владеют, иногда - нет. Но картина в группе от этого не меняется.
Из вышеперечисленной типологии можно сделать вывод, что неформальный лидер пользуется большим влиянием в коллективе. Такой человек может добиться саботажа решений менеджмента, увести из компании часть коллектива, устроить забастовку. Но неформальный лидер может быть очень полезен руководителю, например, помочь внедрить инновации в компании, которые обычно плохо идут из-за сопротивления среднего менеджмента.
В одной компании неформальный лидер, занимавший пост профсоюзного руководителя, не давал акционерам провести реорганизацию бизнеса и сократить часть сотрудников. Бизнес рассыпался на глазах. Уволить лидера компания не могла. Тогда ему предложили занять должность директора по социальным вопросам и войти в группу по оздоровлению компании. Как только лидер взглянул на происходящее с другой позиции, руководство тут же заручилось его поддержкой и реорганизовало бизнес.
Многие убеждены, что сам факт существования неформального лидера - большая удача для компании. Если выявить неформального лидера и заручиться его поддержкой, руководитель может намного облегчить себе жизнь. Неформальный лидер будет проводить идеи, и подкреплять распоряжения начальника. К тому же люди с лидерскими качествами - лучший кадровый резерв, именно сотрудников с такими качествами в первую очередь назначают на руководящие посты. Проще доучить человека, чем сделать из него лидера.
Специалисты считают, что
неформальный лидер появляется там,
где руководитель упускает какие-либо
функции - неформальный лидер берет
их на себя. Чаще всего недостаточное
внимание директор уделяет управлению
персоналом: мотивации, контактам с
сотрудниками. В результате нарушается
процесс коммуникации между руководителем
и коллективом. Для людей это
равнозначно отсутствию лидера как
такового, поэтому у них появляется
необходимость в лидере неформальном.
Директору в этой ситуации нужно
как можно быстрее
Однако неформальные лидеры
могут наносить и вред бизнесу. Они
могут подрывать авторитет
Чаще всего вред наносят неформальные лидеры, которые по совместительству руководят профсоюзами. Если они не согласны с решением руководителя, то могут склонить на свою сторону весь коллектив. В одной фармацевтической компании в противовес такому профсоюзному лидеру руководство организовало еще один профсоюз, куда переманило большинство сотрудников. Неформальный лидер, поняв, что остался ни с чем, пошел на уступки.
Деструктивными лидерами
могут стать и так называемые
ветераны, которые достаточно опытны
и хорошо выполняют свои обязанности,
однако их по разным причинам не продвигают
по службе. Ситуация может усугубляться,
если начальник отдела намного моложе
ветерана. Неформальному лидеру становится
обидно, и он начинает вставлять
палки в колеса. Увольнять неформальных
лидеров специалисты советуют в
самом крайнем случае: коллектив
будет слишком долго переживать
уход такого человека. К тому же своим
уходом лидер только докажет несостоятельность
начальника. Лучше всего неформальных
лидеров рассматривать как
В случае конфликта с неформальным лидером руководителю нужно попытаться понять, что он делает неправильно, встать на место неформального лидера. Тогда руководитель сможет лучше понять собственные недостатки и слабости. А если начальник не может справиться с неформальным лидером, то, что он тогда за начальник.