Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:49, контрольная работа

Описание работы

В начале XX века возникает мощное направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведение, понятое как совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Кредо направления запечатлел термин «поведение» (англ. «бихевиор»), а само оно было названо бихевиоризмом. Его «отцом» принято считать Дж.Уотсона, в статье которого «Психология, каковой ее видит бихевиорист» (1913) излагался манифест новой школы. В нем требовалось «выбросить за борт» как пережиток алхимии и астрологии все понятия субъективной психологии сознания и перевести их на язык объективно наблюдаемых реакций живых существ на раздражители. Ни Павлов, ни Бехтерев, на концепции которых опирался Уотсон, не придерживались столь радикальной точки зрения. Они надеялись, что объективное изучение поведения в конце концов, как говорил Павлов, прольет свет на «муки сознания».

Содержание работы

1. Назовите основные направления западной психологии ХХ в. И их виднейших представителей……………………………………………..……стр2.
2.Проанализируйте ведущие положения гуманистической психологии..стр.11.
3. Укажите, в чем состоит основной метод бихевиоризма…………..…..стр.17.
4.Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

psixologiya не моя.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Различные ветви  гуманистической психологии развились  с целью преодолеть ограниченность теорий, оставивших без внимания своеобразие  психического строя человека как  целостной личности, способной к  самосозиданию, реализации своего уникального  потенциала.

2. Проанализируйте ведущие положения гуманистической психологии.             Гуманистическая психология, или «третья сила» в психологии, возникшая в 50-х гг. ХХ в., противопоставила свое понимание личности человека и психоаналитической, и бихевиористской трактовке личности. С психологической точки зрения, как отмечают представители этого направления, гуманизм предполагает изучение человека как целостность, а не как совокупность его качеств и поступков. В гуманистической психологии впервые происходит обращение к нравственности, поскольку человек рассматривается также и с этических позиций. 
          Гуманистическая психология ориентирована на изучение тех способностей и возможностей человека, к которым не обращался ни психоанализ, ни бихевиоризм, а именно – любовь, творчество, «Я», высшие ценности бытия, развитие, смысл, психическое здоровье. Такой подход связан в первую очередь с именами К. Роджерса, А. Маслоу и В. Франкл. 
          Сторонники гуманистической психологии понимают под личностью «функциональную организацию тех психических систем, существующих в индивиде, которые определяют характеристики поведения и мысли. «Я» - это наиболее важная психическая система личности».

«Я» как центральное  понятие в структуре личности, включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития, представлено в двух формах (рисунок 1).

«Реальное Я» человека формируется на основе разнообразного опыта, который переживает человек  в своем общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему.

«Идеальное  Я» содержит представление человеком  самого себя таким, каким ему хотелось стать в результате реализации своих  возможностей. 
 
Рисунок 1 Формирование образа «Я» (по К. Роджерсу) 
 
К. Роджерс ввел понятие «конгруэнтность» для обозначения соответствия и согласия между «реальным Я» человека и его чувствами, мыслями и поведением. Конгруэнтность означает точное соответствие опыта, осознания и сообщения.

Довольно часто  люди ведут себя не конгруэнтно: говорят одно, думают другое, чувствуют третье, а делают четвертое. Им скучно на деловом совещании, они понимают, что оно бесполезно и плохо подготовлено, но продолжают сидеть и исполнять свои роли. Изображают трудовой энтузиазм, не испытывая его. Неконгруэнтность определяется, как неспособность не только воспринимать мир, но и точно выражать свой опыт. Неконгруэнтность может ощущаться как тревожность, напряжение, а иногда – как внутреннее замешательство. Постепенно расхождение между реальностью и тем, что переживается субъективно, становится столь значительным, что человек не может нормально работать и устанавливать нормальные отношения между людьми. Неконгруэнтный человек не может разобраться в том, что ему хочется, и не может понять, чего от него требуют окружающие.  
           В работе К. Роджерса «Взгляд на психотерапию. Становление человека» представлены его итоги познания людей, ознакомление с которыми поможет существенно улучшить отношения между людьми. Наиболее важные итоги познания людей следующие: 
         1. не получится ничего хорошего, если человек будет представлять из себя того, кем на самом деле не является. Отношения с другими людьми не будут эффективными, если человек старается соблюсти фасад, то есть снаружи действовать по одному, в то время как внутри чувствовать совершенно другое;           

2. человек добивается  большего успеха в отношениях  с другими людьми, когда он  остается самим собой, принимая  себя таким, каков он есть. Полезно  разрешить себе быть самим  собой в отношениях с людьми, знать, какие реальные чувства испытываешь по отношению к партнеру по общению, и принять их как факт. Когда человек принимает все эти отношения как факт, как часть самого себя, тогда его отношения с другими людьми становятся реальными и они обычно развиваются; 
             3. исключительно важно постараться понять другого человека. Непонимание других людей связано с тем, что первая реакция на большинство утверждений других людей чаще состоит  в их немедленной оценке, чем понимании. В процессе общения происходит постоянное оценивание высказываний собеседника: «это правильно», «это глупо», «это ненормально», «это неверно», «это нехорошо», вместо того чтобы попытаться понять, какой смысл это высказывание имеет для собеседника; 
            4.  в процессе общения нужно делать все возможное, чтобы была обратная связь, то есть, чтобы собеседники сообщали о своем мнении, чувствах,  личном восприятии ситуации;

   5. нужно не только понимать другого человека, но и принимать его, что сделать весьма сложно, поскольку очень многие подвержены штампу: «Каждый человек должен чувствовать, думать и верить так же, как я». Нужно принимать различия между людьми и право каждого человека реализовывать свой жизненной опыт по-своему, как бесценные возможности жизни. 
            Стремление человека к самовыражению и самосовершенствованию в гуманистической психологии выражается понятием «самоактуализация». Актуализация своих возможностей и способностей ведет к развитию «полноценно функционирующего человека». Самоактуализирующаяся личность всегда выбирает движение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникших на пути к высокой цели.  
       Выделим признаки самоактуализации, наиболее важные для личности человека и общения:

 1. Служение. А. Маслоу отмечает, что «самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело... Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода признание». Они не только хотят, но и считают, что должны этим заниматься. 
           2. Эффективное восприятие реальности. Самоактуализирующиеся люди обладают поразительной способностью распознавать ложь, фальшь и неискренность, что, отметим, является очень ценным в общении. Их восприятие гораздо в меньшей степени, чем у неактуализирующихся личностей, подвержено влиянию желаний, потребностей и предубеждений.  
            3. Спонтанность, простота, естественность, приятие себя и других. Самоактуализирующиеся люди ведут себя спонтанно, просто и естественно, не стараясь произвести впечатление. Они не хотят казаться лучше, чем они есть, и живут по принципу «быть», а не «казаться». Самоактуализирующиеся люди принимают себя и других со всеми недостатками, умеют мириться с ними, жить в мире с самим собой и другими людьми. 
           4. Отстраненность и автономность. Самоактуализирующиеся люди объективны, для них более важны проблемы внешнего порядка, чем внутренние переживания. Они способны к такой концентрации, которая делает их отстраненными и хладнокровными. 

Автономность  самоактуализирующихся личностей  – это не только независимость, но и самоопределение, самоуправление, способности к принятию ответственности, активный поиск решений, стремление не быть пешкой в чужой игре. Самоактуализирующийся человек сам формирует свои мнения и суждения, сам принимает решения и сам отвечает за них, сам определяет и прокладывает свою дорогу в жизни. А. Маслоу обращает внимание на то, что многие люди утратили способность к самоопределению и готовы позволить управлять и манипулировать собой.  
           5. Креативность. Способность к творчеству, созиданию – универсальная характеристика всех самоактуализирующихся людей. Самоактуализирующийся человек – это здоровый нормальный человек со своими слабостями и недостатками.

 А. Маслоу не только описывает признаки самоактуализирующихся личностей, но и намечает конкретные пути самоактуализации: 
         - постоянное развитие своих способностей, использование их, чтобы хорошо делать то, что хотим делать. Талант и даже большой талант – это не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли реализовать свои способности, другие же с весьма средними способностями достигли многого;

- при каждом выборе – решать в пользу личностного роста, пробовать свои силы. Выбирать безопасное – значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устаревшим. Выбирать рост – значит открывать себя новому неожиданному опыту, что связано с риском; 
         - становится реальным, существовать фактически, научиться быть в гармонии со своим внутренним миром. Решать для себя, нравятся ли тебе самому определенные вещи, независимо от мнений и точек зрения других. Тогда человек сможет сделать правильный выбор профессии и определять свою жизнедеятельность;

-обнаружение психологических защит и разрушение их.  
          С понятием «полноценно функционирующий человек» связаны понятия «хорошая жизнь» и «смысл жизни». «Хорошая жизнь», по мнению К. Роджерса, это не жизнь, полная удовольствий, не богатство или власть, а движение по пути, определяемому заложенным в человеке возможностям. Поэтому смысл жизни заключается в реализации своих возможностей. 
              По В. Франклу, для человека необходимо обнаружить смысл - логос - своего существования, ибо именно поиск смысла является признаком подлинно человеческого бытия. 

            Отсутствие или потеря смысла создает экзистенциальный вакуум: человек теряет содержание своего существования, он испытывает скуку, или испытывает тяжелые переживания. Источником экзистенциального вакуума, согласно Франклу, является современный социальный мир. 
Смысл имеет конкретное содержание, он индивидуален и составляет сущность существования применительно к каждому человеку. Обретение смысла делает человека ответственным за свою жизнь. 
            В то же время смысл нельзя найти внутри себя, в своем теле или душе, но только обращаясь к окружающему миру. Смысл достигается, во-первых, путем совершения деятельности человека - это творчество в широком смысле этого слова, как выполнение каких-то задач, работа, какое-то дело, может быть, подвиг. Во-вторых, человек находит смысл в заботе о других людях, в любви к людям. Чем больше человек забывает себя, тем больше он становится человеком, самим собой. В-третьих, человек обретает смысл путем выработки позиций в отношении к различным жизненным ситуациям.  
           В соответствии с этими представлениями В. Франкл разработал психотерапию - логотерапию, отличающуюся от других форм психотерапии. Логотерапия считает своей задачей помочь пациенту в поиске смысла своей жизни. В той мере, в которой логотерапия позволяет ему обрести скрытый смысл своего существования, она является аналитическим процессом. В своей попытке сделать нечто осознанным логотерапия не ограничивается задачей сделать явным для сознания бессознательные явления. 
             Логотерапия применяется к любому человеку, чтобы убедить его в том, что в любой ситуации жизнь имеет смысл, и помочь ему мобилизовать свои ресурсы, уберечь его от отчаяния, чтобы сопротивляться опасным импульсам к самоубийству, алкоголизму, наркомании. Логотерапия имеет свои процедуры - логотерапевтические техники, а также методики, направленные на диагностику экзистенциального вакуума. 
             Значительность проблем, составляющих теорию и практику логотерапии В. Франкла, его обращение к сознанию человека в целях обретения смысла жизни, в отношении к каждому человеку как уникальному в своей неповторимости и соответствующим психотерапевтическим техникам определяют особое место этого направления в современной зарубежной психологической науке. 

3. Укажите, в чем состоит основной  метод бихевиоризма:

а) интроспекция, т.е. целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами;

б)  создание математических моделей  психических процессов;

       +в) наблюдение  и экспериментальное изучение  реакций организма в ответ  на воздействие окружающей среды.

Бихевиоризм –  это наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды. 
 
Бихевиоризм возник в США, основоположником которого является Дж. Уотсон (1878—1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служить практике. 

Поведение —  это всякая реакция (R) в ответ  на внешний стимул (S), посредством  которой индивид приспосабливается. В результате поведение трактуется механистически, поскольку сводится лишь к его внешним проявлениям. 
            Важно отметить заслуги бихевиоризма, во-первых, благодаря ему психология была повернута на естественнонаучный путь развития, во-вторых, он ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий. Благодаря этому нововведению в психологии получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов. Далее, чрезвычайно расширился класс исследуемых объектов: стало интенсивно изучаться поведение животных, доречевых младенцев. Наконец, в работах бихевиористского направления получили значительное развитие отдельные разделы психологии, в частности проблемы научения, образования навыков и другое.

Но основной недостаток бихевиоризма состоял в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности.

Бихевиоризм положил  начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.

Сейчас подобные исследования продолжает наука о  поведении животных и человека —  этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее  значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения).

Необихевиоризм  свидетельствовал о кризисе «классического»  бихевиоризма, неспособного объяснить  целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией  об окружающем мире и зависимость  от потребностей организма. Н. стремился  преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики.

Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий  когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. 

Многие положения  когнитивной психологии лежат в  основе современной психолингвистики. Это направление возникло под влиянием информационного подхода. Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти .

Наибольшее  распространение получил вычислительный вариант, где психика представляется в виде устройства с фиксированной  способностью к преобразованию сигналов. В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности.

 

Список используемой литературы:

1.Психология. Учебник  для экономических вузов (Под общ. ред. В. Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.

2.Ждан А.Н.  История психологии: Учебник. - М.: Изд-во  МГУ, 1990.

3.Гриншпун И.Б.  Введение в психологию.- М.: Международная  педагогическая академия, 1994.

4.Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.

5.Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.-М.; Просвещение – Владос, 1994.

6.Петровский А.В., Ярошевский М.Г.История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

7.Методические  указания  по выполнению контрольной  работы.

Данная  работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 39857

 
 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"