Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 06:51, контрольная работа

Описание работы

Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком — при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества.

Содержание работы

Задание 1. 2
Школьный возраст (подростковый возраст (11-15 лет). 2
Старший школьный возраст (ранняя юность 15-17 лет) 20
Задание 2. 33
Опросник Басса-Дарки 33
Задание 3. 42
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

Возрастная психология.docx

— 82.04 Кб (Скачать файл)

Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные, прежде всего, с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими.Поведение подростка становится поведением для себя, он осознает себя целостно. Это конечный результат и центральная точка всего переходного возраста.

Чрезвычайно важный компонент самосознания — самоуважение. Самоуважение выражает установку одобрения или неодобрения  по отношению к самому себе и указывает, в какой мере индивид считает  себя способным, значительным, преуспевающим  и достойным. У подростков 12—14 лет  наблюдается существенное понижение  самоуважения, причем “плохими” считают  себя в большинстве девочки.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  ВОЗРАСТА

Самая существенная черта переходного  возраста та, что эпоха полового созревания является вместе с тем и эпохой социального созревания личности.

В целом, у значительного числа  подростков отношения дисгармонизированы в той или иной мере. Это взаимное непонимание с родителями, проблемы с учителями, негативные переживания, тревога, беспокойство, дискомфорт, ожидание агрессии, ссоры со сверстниками, закрытость, нежелание и неумение говорить о себе, своем внутреннем мире, незнание того, как и какую информацию получать о себе, незнание и неумение работать с ней. Отношения подростков с окружающим миром спонтанны, неконструктивны, незрелы, некомпетентны.

Подростки проявляют негативизм по отношению к взрослым (учителям), трагически переживают ситуации невключенности в группу сверстников (если все против меня — я против всех), надеются на неопределенное светлое будущее, бравируют своей независимостью, приверженностью материальным интересам, испытывают потребность в общении.

Интенсивное развитие абстрактного мышления приводит к изменению способов мышления, его социализации.

В результате изменяются взгляды на окружающую действительность и на самого себя. Поведение подростка становится для него той реальностью, в которой  он начинает оценивать себя как то, что он есть на самом деле. Активное формирование самосознания и рефлексии  рождает массу вопросов о жизни  и о себе. Постоянное беспокойство “какой я?” вынуждает подростка  искать резервы своих возможностей. Интерес к себе чрезвычайно высок. Происходит открытие своего внутреннего  мира. Внутреннее “Я” перестает  совпадать с “внешним”, что приводит к развитию самообладания и самоконтроля.

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других подросток часто испытывает чувство одиночества. С одной стороны, растет потребность в общении, с другой — повышается его избирательность, появляется потребность в уединении.

Подростки особенно чувствительны  к особенностям своего тела и своей  внешности, постоянно сопоставляют свое развитие с развитием сверстников. Специфическим для них является фиксация на реальных или воображаемых недостатках. Описывая себя, подросток  часто употребляет выражения: “некрасивый”, “неумный”, “безвольный” и др. Важно, насколько его тело соответствует  стереотипному образу маскулинности (мужественности) или феминности (женственности). Подростки часто становятся жертвами так называемого синдрома дисморфомании (страх или бред физического недостатка).

Подросток стремится осмыслить  свои права и обязанности, оценить  свое прошлое, обдумать настоящее, утвердить  и понять самого себя. Формируется  стремление быть и считаться взрослым. Чувство взрослости как проявление самосознания является стержневым, структурным центром личности.

Особенности самосознания и самооценки проявляются в поведении. При заниженной самооценке подросток стремится к решению самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной (что довольно редко встречается в этом возрасте) он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться.

Важным моментом является противоречивость самохарактеристик, особенно для мальчиков. Так, в сочинениях на тему “Какой я?” подростки пишут: “Я хороший, честный, иногда вру родителям...” и т. п.

Мощным фактором саморазвития в  старшем подростковом возрасте становится появившийся интерес к вопросу “Каким я могу стать в будущем?” Именно с таких размышлений начинается перестройка мотивационной сферы, обусловленной ориентацией на будущее (Н. Н. Толстых).

Отношения с родителями

Сфера взаимоотношений с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное  влияние на формирование личности. Старшие подростки впервые “открывают для себя родителей” и начинают предъявлять им чрезвычайно высокие  требования.

Родители осознаются подростками  как люди, обеспечивающие их настоящее  и будущее. В связи с этим подростки  очень эмоционально и заинтересованно  относятся к своим отношениям с родителями, социальному статусу  отца и взаимопониманию с матерью. Однако процесс взаимоотношений  имеет одностороннюю направленность — подростки требуют от родителей  внимания, понимания, поощрения. Собственные  проблемы родители “пусть решают сами”, подросток лишь оценивает успешность таких решений. Нет готовности пойти навстречу родителям, что-то дать, “поделиться собой”. В большинстве случаев присутствует ориентация не только на то, чтобы “взять” от родителей, но и на то, чтобы “дали”, сводя собственную активность к нулю.

В семьях отсутствует атмосфера  теплоты и интимности в отношениях родителей и детей. Каждый шестой подросток (из полной семьи) испытывает эмоциональное отвержение со стороны  обоих родителей. Наиболее типично  враждебно-непоследовательное отношение  родителей в сочетании с их психологической автономией. Подростки  формулируют его как отношение  “не до тебя”. В половине случаев  в отношении подростков к родителям  присутствует явная или скрытая  враждебность

В подростковом возрасте отношение  к семье в целом и к родителям  изменяется в следующих направлениях:

1. Появляются критика, сомнения  и противодействие ценностям,  установкам и образу действий  взрослых.

2. Эмоциональные связи с семьей  ослабевают.

3. Родители как образец для  ориентации и идентификации отступают  на второй план.

4. В целом уменьшается влияние  семьи, хотя, по сути, она остается  важной референтной группой.

Тем не менее, появляются ростки нового позитивного отношения к родителям, как и в целом к взрослым развивается эмпатия, стремление помочь им, разделить с ними радость и горе. Взрослые же, как показывают исследования, в лучшем случае сами готовы проявить сочувствие по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны (Н. Н. Толстых). 

 

Отношение к сверстнику

Общая мотивация подростка смещается  на общение. Здесь возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется  потребность в признании и  стремление к самоутверждению. Доминантная  потребность в общении формулируется  следующим образом: “Научиться общаться”, “Научиться лучше понимать друг друга”. Сверстники рассматриваются как источник безопасности и поддержки.

Потребность в общении со сверстниками актуализирует проблему уверенного поведения. Современные подростки  часто теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая  либо подчинение, либо ответную агрессивность. Другой тип ситуаций, в которых  у подростков преимущественно преобладает  неконструктивный стиль поведения, — это ситуации, когда самому подростку или другому человеку нужна поддержка.

В половине ситуаций коммуникативный  стиль подростков уверенный, вторая же половина ситуаций показывает подавляющее  преобладание зависимого поведения  над агрессивным.

Характерна жесткая  поляризация сверстников, строящаяся на следующих оппозициях “хороший — плохой”, “за меня — против меня”, а также — небрежность и агрессия. Примерно 40 % подростков демонстрируют негативное отношение к сверстнику, 30%— положительное, 30%— нейтральное.

Наблюдается следующая динамика мотивов  общения со сверстниками: в 12—13 лет подростку важно занять определенное место в коллективе сверстников. Содержание общения младших подростков сосредоточивается вокруг процессов учения и поведения — лидер среди сверстников тот, кто лучше учится и правильно себя ведет, положительный образ является ведущим. В 14—15 лет доминирует стремление к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Содержание общения фокусируется на вопросах личностного общения, индивидуальности — наиболее привлекательной становится личность “интересная”, “сильная”, “особенная”. У многих подростков оказывается фрустрированной потребность “быть значимым” в их среде.

Примерно с 12 лет у подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межличностная рефлексия, в  результате которой они склонны  видеть причины своих неудач, конфликтов или успехов в общении в  особенностях собственной личности. Появляется способность брать ответственность на себя за успешность своего общения с окружающими.

В отношениях мальчиков и девочек  исчезает непосредственность. Появляющееся у подростка чувство взрослости толкает его к освоению “взрослых” видов взаимодействия, в том числе с противоположным полом. Возникающий интерес к другому полу у младших подростков часто проявляется неадекватно. Мальчики начинают “задираться”, “приставать” и пр. Девочки чаще всего, понимая причины таких действий, не обижаются, демонстрируя, что не обращают внимание на это. У старших подростков возникает стеснительность, напряженность, скованность.

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Подростковый возраст является сензитивным для формирования психологической культуры личности. Специфика феномена отчуждения в подростковом возрасте и психологические особенности возраста позволяют решить проблему отчуждения в подростковом возрасте посредством целенаправленного развития Я-концепции.

В этом возрасте дети особенно восприимчивы к психологическим  знаниям и психологическим тренингам, направленным на развитие базовых навыков  общения.

КРИЗИС 13 ЛЕТ

Кризис 13 лет протекает со свойственной любому кризису симптоматикой: взрыв непослушания, грубость, немотивированное противостояние взрослым, негативизм по отношению к учителям, трагическое переживание ситуации невключенности в группу сверстников, надежда на неопределенное светлое будущее, бравада своей независимостью, приверженностью материальным интересам. Однако суть кризиса не столько в ярко выраженных его проявлениях, сколько в качественном изменении процесса психического развития. В кризис 13 лет происходит резкое изменение переживаний — как их структуры, так и содержания.

Подросток подвержен сильнейшим переживаниям, вызванным как чувством наступающей  взрослости и формированием образа “Я”, так и идентификацией с образом  пола. Для младших и особенно для старших подростков характерны переживания, связанные с их отношением к себе, к собственной личности, процессом познания себя и преимущественно эти переживания отрицательные. Один из первых результатов самопознания — пониженная самооценка. По многим критериям — “ум”, “общение”, “здоровье”, “характер” и др. — в 10-балльном измерении подросток оценивает себя примерно на 5 баллов, а по критерию “счастье” не поднимается выше 3— 4 баллов. Процесс самопознания идет по пути обнаружения все новых недостатков и негативных качеств, подросток во всем винит себя — и в плохой учебе, и в конфликте с родителями. Этому способствует усвоение им представлений и оценок, которые есть у окружающих взрослых. Исследования показывают, что родители и учителя практически не видят положительных черт, достоинств подростка, тогда как суждения о недостатках предельно разнообразны, конкретны. Подросток еще не умеет опираться на сильные стороны своей личности, характера, свои достоинства, поэтому уязвим.

Изменившаяся система мотивов  и переживаний провоцирует разного  рода патологические реакции. Известно, что среди подростков наблюдается  рост психопатий, переходящих в нарушения  поведения, неврозы, шизофрению (А. П. Личко). Поведение 13-летних беспорядочно и неустойчиво: регрессивные тенденции и детские модели поведения (особенно в моменты стресса и замешательства) могут сменяться абсолютно зрелыми действиями.

К новообразованиям кризиса 13 лет  можно отнести изменение взаимоотношений  между ребенком и взрослым, появляется необходимость выработки новых  критериев оценки окружающих и себя самого. Потребность оценить себя с новой точки зрения и практическое отсутствие возможности ее удовлетворения во многом и порождают отмеченные особенности, тревожность и отчаянное  желание “быть хоть кем, только не семиклассником!”.

Механический перенос на подростков прежних воспитательных мер “борьбы  с недостатками” оказывается  крайне неэффективным, необходимы качественно  иные педагогические воздействия —  опора на положительные, конструктивные тенденции развития и новые психологические  образования.

 

Старший школьный возраст (ранняя юность 15-17 лет)

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ

Социальная ситуация развития характеризуется  в первую очередь тем, что старший  школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему  предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место  в жизни. В связи с этим меняются требования к старшему школьнику  и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду; к семейной жизни; к выполнению гражданских  обязанностей (И. С. Кон, 1982).

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"