Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:50, контрольная работа

Описание работы

Пищеварительная система обеспечивает усвоение организмом необходимых ему в качестве источника энергии, а также для обновления клеток и роста питательных веществ. Пищеварительный аппарат человека представлен пищеварительной трубкой, крупными железами пищеварительного тракта (слюнные железы, поджелудочная железа, печень), а также множеством мелких желез, залегающих в слизистой оболочке всех отделов пищеварительного тракта. Общая длина пищеварительного тракта от полости рта до заднего прохода составляет 8–10 м. По большей части он представляет собой изогнутую в виде петель трубку и состоит из переходящих одна в другую частей: полости рта, глотки, пищевода, желудка, тонкой, толстой и прямой кишки. От пищевода до прямой кишки стенки пищеварительной трубки образуются выстилающей ее изнутри слизистой оболочкой, подслизистой основой, мышечной оболочкой, наружной серозной, или соединительной, оболочкой.

Файлы: 1 файл

Альфия - контрольная Пищеварительный.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Выделение вегетативной (автономной) нервной системы обусловлено некоторыми ее особенностями строения и различиями с соматической нервной системой. К ним относятся: 1) очаговость расположения вегетативных ядер в спинном и головном мозге; 2) широкое её распространение в организме; З) отсутствие строгого сегментарного строения; 4) наличие многочисленных узлов в составе периферической части; 5) наличие местных рефлекторных дуг за счёт собственных афферентных клеток, которые переключаются в узлах и делают последние местными рефлекторными (периферическими) центрами иннервации органов. Первыми эфферентными нейронами на пути от спинного и головного мозга к иннервируемому органу являются нейроны ядер центрального отдела вегетативной нервной системы. Образованные отростками этих нейронов, волокна называются предузловыми (преганглионарными) волокнами, поскольку они идут и заканчиваются синапсами на клетках узлов периферической части вегетативной нервной системы.

Узлы периферической части вегетативной нервной системы содержат тела других нейронов, которые находятся на пути к иннервируемым органам. Отростки этих вторых нейронов эфферентного пути, которые передают импульс от вегетативных узлов к рабочим органам, называются послеузловыми (постганглионарными) нервными волокнами. Предузловые волокна покрыты миелиновой оболочкой и выходят из головного и спинного мозга в составе корешков черепных и спинномозговых нервов. В послеузловых волокнах миелиновая оболочка отсутствует; эти волокна несут импульс от узлов к гладкой мускулатуре, железам и тканям. Вегетативные волокна тоньше, чем соматические, и нервные импульсы по ним передаются с меньшей скоростью.

На основании функциональных отличий вегетативная нервная система делится на две части: симпатическую и парасимпатическую. Влияние этих двух частей на деятельность различных органов обычно носит противоположный характер: если одна система оказывает усиливающее действие, то другая – тормозящее.

Кроме функциональных, существует ряд морфологических отличий симпатической и парасимпатической частей вегетативной нервной системы.

Отличаются эти системы и медиаторами – веществами, осуществляющими передачу нервного импульса в синапсах. Симпатические и парасимпатические) содержат медиатор ацетилхолин или вещества, аналогичные ему, и называются холинергическими веществами. Парасимпатические постганглионарные волокна также холинергические. Симпатические постганглионарные волокна содержат адреналин, норадреналин или вещества, по действию аналогичные норадреналин, или вещества, по действию аналогичные норадреналину, и называются адренергическими. Строение рефлекторной вегетативной дуги также отличается от строения рефлекторной дуги симпатической части нервной системы. В рефлекторной дуге вегетативной части эфферентное звено состоит не из одного, а из двух нейронов.

Простая вегетативная рефлекторная дуга представлена тремя нейронами.

1. Первое звено рефлекторной  дуги – это чувствительный нейрон, тела которого находятся в спинномозговых узлах и в чувствительных узлах черепных нервов. Периферический отросток такого нейрона, имеющий чувствительное окончание – рецептор, берёт начало в органах и тканях. Центральный отросток в составе задних корешков спинномозговых нервов или в составе черепных нервов направляется к соответствующим ядрам в спинной и головной мозг.

2. Второе звено рефлекторной дуги является эфферентным, поскольку несёт импульсы от спинного или головного мозга к рабочему органу. Это эфферентный путь вегетативной рефлекторной дуги с двумя нейронами. Первый из этих нейронов располагается в вегетативной рефлекторной дуге) располагается в вегетативных ядрах ЦНС и называется вставочным, так как он находится между чувствительным звеном рефлекторной дуги и вторым нейроном эфферентного пути. Эффекторный нейрон представляет собой третий нейрон вегетативной рефлекторной дуги; тела его находятся в периферических узлах вегетативной нервной системы. Отростки этих нейронов направляются к органам, тканям и сосудам в составе вегетативных или смешанных нервов. Заканчиваются постганглионарные нервные волокна на гладких мышцах, железах и других тканях, где являются концевыми нервными волокнами.

 

 

 

 

 

3. Скелет человека (строение и функции), нарушение осанки.

Скелет человека состоит  из костей (их более 200) и их соединений. Как опора он несёт большой груз: в среднем 60-70 кг.

Кости отличаются друг от друга по форме и строению. Выделяют кости трубчатые, плоские, смешанные и воздухоносные. Среди трубчатых костей различают длинные и короткие. Губчатые кости состоят из губчатого вещества, покрытого тонким слоем компактного вещества. Они имеют форму неправильного куба или многогранника и располагаются в местах, где большая нагрузка сочетается с подвижностью.

Плоские кости  участвуют в образовании полостей, поясов конечностей и выполняют  функцию защиты.

Смешанные кости  имеют сложную форму и состоят  из нескольких частей, имеющих разное происхождение. К смешанным костям относятся позвонки, кости основания черепа.

Воздухоносные кости имеют в своем теле полость, выстланную слизистой оболочкой  и заполненную воздухом.

Форма и рельеф костей зависят от характера прикрепления к ним мышц. Если мышца прикрепляется  к кости с помощью сухожилия, то в этом месте формируется бугор, отросток или гребень. Если же мышца непосредственно сочетается с надкостницей, то образуется углубление.

Межклеточное  вещество на 67% состоит из неорганических веществ, в основном из соединений кальция и фосфора. Различают компактное и губчатое вещество. Компактное вещество образовано плотно прилегающими костными пластинками, формирующими сложно организованные цилиндрические структуры. Губчатое вещество состоит из перекладин, образованных межклеточным веществом и расположенных дугообразно, соответственно направлениям, по которым кость испытывает давление силы тяжести и растяжение прикрепляющимися к ней мышцами. Цилиндрическое строение плотного вещества и делают ее прочной и упругой.

В трубчатых  костях повышению их прочности служат и различия в структуре по направлению от центра к концам. В надкостнице имеется много чувствительных нервных окончаний, сама же кость нечувствительна.

Полость трубчатых костей заполнена красным костным мозгом, который в течение жизни заменяется жировой тканью.

Основные функции скелета следующие:

1. Опора. Скелет служит жестким, устойчивым к сжатию каркасом тела. Он помогает телу сохранять определенную форму, обеспечивая опору для всей его массы, противодействуя силе тяжести и поднимая тело над землей, что облегчает передвижение по суше.

2. Защита. Эндоскелет (внутренний скелет) человека защищает внутренние органы. Черепная коробка обеспечивает защиту головного мозга и органов чувств, позвоночник - защиту спинного мозга, а ребра и грудина - защиту сердца, легких и крупных кровеносных сосудов.

3. Локомоция. Скелет, построенный из жесткого материала, служит местом прикрепления мышц. При сокращении мышц части скелета работают приводят к различным движениям. Кости скелета участвуют в минеральном обмене, а также содержат красный костный мозг - орган кроветворения.

Нарушение осанки

Осанка - привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Она определяется и регулируется рефлексами позы и отражает как физическое, так и психическое состояние человека. Осанка обусловлена наследственностью.

Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая ее правильное развитие и исправление осанки.

Причины, которые могут  привести к нарушениям осанки, многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности, длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела.

В результате неправильного  положения тела происходит образование  навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык  неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера.

Кроме того, появление неправильной осанки связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника, или ослаблением мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.

Причиной нарушений осанки могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствие мебели росту ребенка и другие.

В 90-95% случаев нарушения  осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения. Дефекты осанки способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.

Итак, правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий, глубиной треугольников талии, прямой вертикальной линией остистых отростков позвонков во фронтальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области.

Различают следующие варианты осанки, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:

  1. "сутуловатость" - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза;
  2. "круглая спина" - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника;
  3. "вогнутая спина" - усиление лордоза в поясничной области;
  4. "кругло-вогнутая спина" - увеличение грудного кифоза при увеличении поясничного кифоза;
  5. "плоско-вогнутая спина" - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном лордозе.

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю, тренировать мышцы спины и брюшного пресса.

Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить  силу и статическую выносливость мышц спины и брюшного пресса, - тогда  они могут в течение долгого  времени удерживать позвоночник  в правильном положении. Необходимо помнить, что сформировать правильную осанку можно только в период роста позвоночника.

Используемая литература:

    1. Анатомия, физиология, психология человека. Краткий иллюстрированный словарь / Под ред. А. С. Батуева. – СПб.: Питер, 2002. – 256 с.
    2. Основы физиологии человека / Под ред. Б. И. Ткаченко.- СПб: Международный фонд истории науки, 1994. – 128 с.
    3. Психологический словарь/авт.-сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова; Под общей ред. Ю. Л. Неймера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 640 с. 
    4. Психологический словарь/Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. – 479 с.
    5. Современная Энциклопедия для девочек / Авт. – сост. Н. М. Волчек. – Мн.: Литература, 1997. – 672 с.
    6. Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. – Мн.: «Современное слово», 2001. – 640 с.
    7. Физиология человека / Под ред. Г.И. Косицкого.- М.: Медицина, 1985.- 178 с..
    8. Физиология человека / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько.- М.: Медицина, 1997. – 241 с.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"