Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 08:13, контрольная работа
1.Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
1. Психокоррекция и ее методы, психолого-педагогическое консультирование. _____стр 3
2. Методы психодиагностики _______________________________________________стр 13
3. Задача__________________________________________________________________стр 21
4. Принципы психодиагностики_______________________________________________стр 21
5. Комплексе психодиагностических методик ___________________________________стр 25
6. Глоссарий________________________________________________________________стр 28
7. Список литературы________________________________________________________стр 36
валидность- комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.
Прогностическая валидность. Степень точности предсказания тестом некоторых будущих критериально-ориентированных измерений.
Валидность очевидная. Валидность, оцениваемая посредством обзора "экспертами" содержания теста с тем, чтобы определить, "выглядит" ли оно как соответствующее. Действительно, это довольно смутная процедура валидизации теста, и из-за свойственной субъективности она обычно используется только на начальных стадиях построения теста. Хотя очевидная валидность, на первый взгляд, кажется подобной содержательной валидности, это совершенно разные процедуры – последняя является систематической процедурой, первая ближе к априорной валидности.
Валидность содержательная. Оценка валидности инструмента тестирования, основанная на детальном исследовании содержания пунктов теста. Под содержанием здесь понимается фактический материал, входящий в пункты тестов; оценка их осуществляется посредством просмотра каждого пункта с тем, чтобы определить, соответствует ли он тесту в целом, и посредством оценки общей согласованности нескольких пунктов.
Констру́ктная вали́дность (концептуальная, понятийная валидность) — частный случай операциональной валидности, степень адекватности метода интерпретации экспериментальных данных теории, которая определяется правильностью употребления терминов той или иной теории.
валидность критериальная-понимается как обоснование корреляции между результатами теста и эмпирическим критерием. На возможную валидность теста по отношению к этому критерию указывает корреляция с ним теста; чем выше коэффициент корреляции, тем выше валидность. Развитие анализа факторного позволило создавать тесты, валидные по отношению к идентифицируемому фактору.
Надёжность — свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.
Надежность параллельных форм — характеристика надежности психодиагностической методики с помощью взаимозаменяемых форм теста (см. Теста .формы альтернативные). При этом одни и те же испытуемые в выборке определения надежности обследуются вначале с использованием основного набора заданий, а затем — с применением аналогичных дополнительных наборов.
Внутренняя надежность показывает, насколько вопросы теста измеряют одну и ту же величину. Внутренняя надежность обычно измеряется при помощи коэффициента Альфа Кронбаха . Чем больше похожих заданий, тем больше внутренняя надежность. Поэтому часто встречаются очень длинные тесты, задающие один и тот же вопрос множеством разных способов – чем больше похожих вопросов вы добавляете, тем большее значение коэффициента Кронбаха вы получаете.
Надежность ретестовая — характеристика надежности психодиагностической методики, получаемая путем повторного обследования испытуемых с помощью одного и того же теста. Надежность в этом случае вычисляется по соответствию результатов первого и второго обследований или по сохранению ранговых мест испытуемых в выборке при ретесте. Коэффициент надежности соответствует коэффициенту корреляции между результатами таких обследований.
надежность теста— один из критериев качества теста (см. тестирование), относящийся к точности психологических измерений. Чем больше Н. т., тем относительно свободнее он от погрешностей измерения. При одном из подходов Н. т. рассматривается как устойчивость (стабильность) результатов при повторном тестировании. При другом подходе Н. т. рассматривается как проявление степени эквивалентности двух одинаковых по форме и цели (параллельных) тестов. Определение Н, т. может быть связано и с понятием внутренней состоятельности теста. Это выражается в расчленении теста на части с последующим сопоставлением результатов частей. Н. т. определяется также методами дисперсионного и факторного анализа.
Стандартизация- установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определённой области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности.
Валидность психологического теста – степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен. Валидность обеспечивается непосредственным контролем за тем, насколько хорошо тест выполняет свою функцию. Для опреления валидности обычно требуется независимый внешний критерий всего того, что тест должен измерять.
Чтобы установить валидность теста, его следует провести на большой группе испытуемых. А. Анастази приводит следующий пример определения валидности теста. Если тест медицинских способностей используется при отборе поступающих в медицинское училище, критерием будет являться успешность обучения в этом училище. Чтобы установить валидность такого теста, его следует нести на большой группе студентов в то время, когда они поступают в училище. Показателями результативности их обучения в медициском училище будут служить получаемые каждым учащимся отметки, характеристики преподавателей, какие-либо заметные успехи или неудачи в учебе и т.п. Совокупность таких показателей и будет критерием, с которым следует соотнести исходные тестовые показатели студентов. Высокая корреляция, или высокий коэффициент валидности, означала бы, что индивиды, имевшие высокие показатели, добивались в медицинском училище заметных успехов, а у имевших низкие показатели успехи были слабыми. При низкой корреляции соответствие между тестовым показателем и критерием было бы незначительным и, следовательно, валидность теста была бы низкой.
В современной психометрии выделяются три основных вида валидности:
1) содержательная (логическая);
2) эмпирическая;
3) конструктная.
Содержательная валидность.Ее часто называют «логической валидностью», или «валидностыо по определению». Содержательней валидность означает, что тест является валидным по мнению специалистов. Содержательную валидность следует отличать от очевидности, внешней валидности .
Очевидная валидность – валидность с точки зрения испытуемого. Она означает впечатление о предмете измерения, которое сформировалось у испытуемого при знакомстве с инструкцией и материалом теста. Очевидная валидность играет важную роль, поскольку именно она определяет отношение испытуемых к обследованию. В. Л. Аванесов Водит пример отказа от выполнения теста испытуемыми из-за отсутствия у теста очевидной валидности. Он столкнулся со случаем отказа моряков рыболовного флота заполнять анкету под предлогом того, что в ней нет вопросов, относящихся к морякам, «на морские темы» [Аванесов, 1982]. Именно в силу этого обстоятельства валидность очевидную иногда называют также «доверитель-палидностью». В отличие от очевидной валидности содержащая валидность всегда связана с оценкой отношения содержания тестового материала к истинной, а не мнимой цели измерения.
Для определения содержательной валидности используется экспертные методы. Здесь важно предусмотреть возможность контроля компетентности и добросовестности экспертов.
Эмпирическая валидность (empirical validity) Идея эмпирической валидности заключается в определении способности теста служить индикатором или предсказателем строго определенной психической особенности или формы поведения человека.
Для измерения этого свойства вычисляется коэффициент корреляции тестового материала с высшим критерием.
Вопрос о выборе критерия является в этом виде валидности основным. Условно можно выделить три группы критериев: экспертные, экспериментальные и жизненные. Экспертный критерий предполагает использование экспертных оценок для независимого измерения свойств личности. Однако, как показали исследования, экспертные оценки учителей часто имеют низкую валидность и надежность. Это связано с тем, что их оценки имеют субъективные искажения (симпатии и антипатии). В связи с низкой надежность и трудностями организации экспертиз экспертные критерии валидности используются редко [Мельников, Ямпольский, 1985]. На практике больше распространены экспериментальные критерии. В этих случаях в качестве критерия валидности используются результаты одновременного и независимого тестирования испытуемых другим тестом, предположительно измеряющим то же свойство личности, что и валидизируемый тест. Коэффициент корреляции между результатами двух измерений называется эмпирической взаимной валидностью.
Эмпирическая валидность теста – это всегда валидность по отношению к конкретному критерию. Поэтому процесс конструирования теста часто сопровождается поиском подходящего критерия. Если к моменту проверки валидности такого эксперимен тального критерия не оказывается, в качестве него используются характеристики реального поведения, которые связаны предположительно измеряемыми свойствами. Например, для тестов интеллекта используются показатели успешности обучения в качестве жизненных критериев. Однако использование жизненных критериев в качестве валидизации тестов имеет смысл только и отношении многомерных тестов.
А. Анастази выделяет и так называемую текущую и прогностическую валидность. Термин «предсказание», по Анастази, может использоваться как в широком смысле, означая прогноз поведения испытуемого на основе данных тестирования в реальной ситуации, так и в узком смысле, указывая лишь на временной интервал. Информация, содержащаяся в прогностической валидности, особенно важна для тестов, используемых при отборе и распределении персонала. Прием на работу, отбор учащихся в колледжи или профессиональные училища, военнослужащих на курсы специальной подготовки – вот примеры ситуаций, когда нужно знать валидность используемых тестов [Анастази, 1982, т. I].
Текущая валидность используется в тестах, оценивающих настоящее положение дел, а не предсказывающих будущие результаты. В этом различении А.Анастази приводит такой пример. Если мы хотим узнать, является ли Смит невротиком, то нас интересует текущая валидность; если мы хотим знать, склонен ли Смит к неврозам, то это значит, что нас интересует прогностическая валидность. Вместе с тем в определенных ситуациях текущая валидность гораздо точнее отвечает существу решаемых задач. Различии между этими двумя видами валидности основано не на времени, а на целях тестирования.
Конструктная валидность (constuct validity) Концептуальная, или конструктная, валидность теста показывает, насколько его результаты могут рассматриваться в качестве меры некого теоретического конструкта или свойства. Она устанавливается путем доказательства правильности теоретических концепций, положенных в основу теста. Примерами таких конструктов являются интеллект, понимание пространственных отношений, невротизм и тревожность и т.д. Концептуальная валидность имеет также значение при разработке новых тестов, для которых не определены внешние критерии валидности. По существу проверка концептуальной валидности проходит через три основных этапа:
Определяется некоторая теоретическая концепция, предположительно объясняющая выполнение валидизируемого теста.
Из теоретической концепции выводятся одна или несколько гипотез, связанных с валидизируемым тестом.
Выдвинутые гипотезы
подвергаются эмпирической
Если эмпирические данные подтверждают гипотезу, то тем самым подтверждается психологическая концепция, положенная в основу теста, и способность теста служить инструментом измерения этой концепции. Чем убедительнее эмпирическое подтверждение, тем определеннее можно говорить о валидности теста по отношению к психологической концепции, положенной в его основу. Если эмпирические данные не подтверждают выдвинутых гипотез, то ошибка могла возникнуть из-за:
неправильности теоретической концепции, положенной в основу теста;
отсутствия соответствия между тестом и теоретической концепцией;
ошибок при выдвижении гипотез, относящихся к квалифицируемому тесту.
В отличие от эмпирической валидности, для которой обычно имеется единственный внешний критерий, при оценке концептуальной валидности проверке подвергаются по возможности все гипотизы, вытекающие из теоретической концепции, лежащей в основе валидизируемого теста.
На практике для определения концептуальной валидности широко пользуется предложенная Д. Т. Кэмпбеллом и Д. В. Фиске процедура оценки «конвергентной и дискриминантной валидности».
Эта процедура предполагает использование наряду с валидизируемым тестом специальной многомерной батареи контрольных тестов, подобранной таким образом, чтобы в нее входили как тесты, предположительно связанные с валидизируемым тестом, такие связанные с ним. Экспериментатор должен заранее предсказать, какие тесты будут высоко коррелировать с валидизируемые тестом, а корреляция с какими тестами будет низкой.
На чем основана процедура измерения валидности теста?
Методологической основой психодиагностики выступает психометрика. Именно эта наука разрабатывает технологию создании конкретных психодиагностических методик и определяет методологию обеспечения научных требований к ним:
надежности – внутренней согласованности частей теста и воспроизводимости результатов при повторном тестировании;
валидности – отражения в результатах теста именно того свойства, для диагностики которого он предназначен;
достоверности – защищенности теста от влияния на результаты стремления испытуемого изменить их в желательную сторону;
репрезентативности – наличия норм результатов массового обследования в популяции, на которую рассчитан тест, позволяющих оценить степень отклонения от средних значений любого индивидуального показателя.
Эти психометрические требования относятся к разным группам тестов, при этом в наибольшей степени – к объективным тестам и личностным опросникам, в наименьшей – к проективным техникам.
Информация о работе Контрольная работа по «Основы психодиагностики»