Конфликты внутриличностные и межличносные

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 13:24, доклад

Описание работы

Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями .Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

Файлы: 1 файл

доклад конфликтология.docx

— 79.24 Кб (Скачать файл)

                         Классификация конфликтов.

 

 «Конфликт-это пересечение  интересов. Виноватых нет. Есть только причины».

Отношения являются неизбежной частью нашей жизни. Любовь, привязанность, дружба, знакомство - нам, так или  иначе, приходится общаться с другими  людьми и выстраивать определённую форму сотрудничества с себе подобными  и своим окружением. Поиск наилучшей стратегии построения отношений между людьми всегда занимал умы великих людей.  Не существует одной единственной стратегии, даже самой продвинутой, которая бы помогла вам одинаково легко знакомиться и заводить отношения с разными людьми. К каждому человеку необходим свой подход, ибо каждый из нас по-своему уникален и необычен.

Конфликт (лат. conflictus)   — столкновение противоположно направленных, несовместимых  друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных  взаимодействиях или межличностных  отношениях индивидов или групп  людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями1.Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется  с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и  т. п. Бытует мнение, что конфликт —  явление всегда нежелательное и  его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает  конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной  личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями  для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д.

 

                          Классификация конфликтов

Одна из самых распространенных классификаций конфликтов представлена в табл. 12.

Признак классификации

Виды конфликтов

По действию на функционирование группы/организации

Конструктивные (функциональные, созидательные )

Деструктивные (дисфункциональные, разрушительные )

По содержанию

Реалистические (предметные)

Нереалистические (беспредметные)

По характеру участников

Внутриличностные

Межличностные

Между личностью и группой

Межгрупповые


 

Таблица 1. Классификация  конфликтов.

 

Конструктивные (функциональные. созидательные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.

Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:

    • Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к ее решению.
    • Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
    • Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.
    • Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» — страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности.
    • Улучшаются отношения между людьми.
    • Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.

Деструктивные (дисфункциональные, разрушительные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.

Основными дисфункциональными последствиями конфликтов являются:

    • Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
    • Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
    • Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции — только как об отрицательной, а о своей позиции — как об исключительно положительной.
    • Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.
    • Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
    • Чувство обиды, неудовлетворенность, плохое настроение.

Реалистические  конфликты вызываются неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ.

Нереалистические  конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Внутриличностный  конфликт можно олределить как острое негативное переживание, вызванное затянувшийся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающие принятие решений.

Наш с вами внутренний мир  включает: мотивы, ценности, самооценку.

Мотивы-«хочу» (потребности, интересы, желания), ценности- «надо», самооценка «могу».

Исходя из этого понимания  внутреннего мира человека выделяют следующие внутриличностные конфликты:

-Мотивационный

-нравственный конфликт

-Конфликт нереализованных  желаний

-Ролевой конфликт

-Адаптационный конфликт

-Конфликт нереализованной  самооценки.

Межличностный конфликт — это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Однако причина конфликта — это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т. п.). Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой. Конфликты возникают также между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.

Конфликт между личностью  и группой возникает тогда, когда  кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах. К этому виду относятся и конфликты  между группой и руководителем, которые протекают наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства.

 Межличностный конфликт — это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками. Для женщин более характерны конфликты, связанные с личными проблемами, для мужчин — с профессиональной деятельностью.

Межгрупповой  конфликт — это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация. Например, между администрацией и рядовыми работниками, между работниками различных подразделений, между администрацией и профсоюзом.

Межгрупповые конфликты  предполагают, что сторонами конфликта  являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими  действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между  представителями различных социальных категорий (например, в организации: рабочие и ИТР, линейный и офисный  персонал, профсоюз и администрация  и т. д.). В социально-психологических  исследованиях показано, что «своя» группа в любой ситуации выглядит лучше «другой». Это так называемый феномен ингруппового фаворитизма, который выражается в том, что  члены группы в той или иной форме благоприятствуют своей группе. Это источник межгрупповой напряженности  и конфликтов. Основной вывод, который  делают из этих закономерностей социальные психологи, следующий: если мы хотим  снять межгрупповой конфликт, то необходимо уменьшить различия между группами (например, отсутствие привилегий, справедливая оплата труда и т. д.).

Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества, сильная преданность своей группе при большой непродуктивной конкуренции с другими группами. Довольно часто возникает представление о другой стороне как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных, уменьшается взаимодействие и общение между сторонами, больше значения придается «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.

Группа более устойчива  к конфликтам, если она кооперативно взаимосвязана. Следствием этой кооперации являются свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие  по отношению к другой стороне. Поэтому  вероятность межгрупповых конфликтов выше в диффузных, незрелых, малосплоченных и ценностно разрозненных группах.

Следующая классификация  конфликтов. По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным конфликтам относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. По оценкам психологов  конфликты, имеющие вертикальную составляющую, то есть вертикальные и смешанные, — это приблизительно 70-80% всех конфликтов.

По характеру причин конфликты  можно разделить на объективные  и субъективные. Первые порождены  объективными причинами, вторые — субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается  деструктивно.

По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:

- развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;

- способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.

 

   Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по различным признакам. С практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения.

Межличностные стили разрешения конфликтов:

-Уклонение

-Сглаживание

-Принуждение

-Компромисс

-Решение проблемы.

Когда люди сталкиваются со сложностями во взаимоотношениях, они  склонны винить во всем своего партнера. Они отчетливо видят, что нужно  изменить в другом, чтобы улучшить отношения, но им крайне сложно заметить, что в них самих создает проблемы. 

 

    Приводимая в табл. 2 классификация является самой общей, и в ней мы выделяем виды конфликтов по различным признакам. В других темах практикума дается классификация конкретных видов конфликтов по типам.

 

Таблица 2. Классификация  конфликтов

 

 

 

 

«Из двух спорщиков умнее  тот, кто первый замолчит».

                                                                            пословица

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Анцупов А. Я. Конфликтология: [учебник для студентов вузов] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2007.
  2. Волков Б. С. Конфликтология: учебное пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: Альма Матер, 2006.
  3. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб., 2000.
  4. Конфликтология: хрестоматия: учебное пособие [для студентов вузов] / сост.Н.И. Леонов; [гл. ред. Н.И. Фельдштейн]. – 3-е изд., испр. и доп. - М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2005.
  5. Управление человеком в конфликтной ситуации. Дон Гейбор, пераод с англ. А.П. Исаевой; М.: АСТ Транзит книга, 2006- 346с.

Информация о работе Конфликты внутриличностные и межличносные