Конфликты с родителями в старшем подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы состоят в следующем:
• Рассмотреть особенности подросткового возраста;
• особенности стилей воспитания и взаимоотношений с родителями;
• пути решения конфликтов.

Содержание работы

Введение………………………………..……………………………… 3
Особенности подросткового возраста………………….…………….. 4
Подростковый кризис……………………………………….………..... 5
Влияние родителей на подростков…………………………………… 6
Влияние семьи на формирование личности подростка……………… 7
Стили отношений в семье…………………………….……………….. 8
Механизмы воздействия на подростков……………….……………… 10
Пути решения конфликтов……………………………….…….……..…13
Заключение……………………………..………………………………… 14
Список литературы………………………………….……………..…..… 15

Файлы: 1 файл

Курсовая 24.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)
  • многие семьи заражены аномией и девиантным поведением;
  • даже культурные и нравственно здоровые родители потеряли четкие ориентиры относительно ценностей и норм, к которым следует стремиться.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Механизмы воздействия на подростков

Существует несколько  относительно автономных психологических  механизмов, посредством которых  родители влияют на своих детей.

Во-первых, подкрепление : поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью.

Во-вторых, идентификация : ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.

В-третьих, понимание : зная внутренний мир ребенка и  чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют  его самосознание и коммуникативные  качества.

Семейная социализация не сводиться к непосредственному «парному» взаимодействию ребенку с родителями. Так, эффект идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия : юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств его родителей, ни из отдельно взятых методов воспитания.

Вместе с тем  весьма важны эмоциональный тон  семейных взаимоотношений и преобладающий  в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость и наказание.

Множество исследований доказывают преимущества первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных  доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения  с другими людьми и устойчивый положительный образ 'Я'.

Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими  и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями  в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все  эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно.

Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению  к посторонним людям, не сделавшим  им ничего плохого, нередко оказывается  следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.

Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с  определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом - пассивность, зависимость, слепое послушание. За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку, в других - от ребенка к родителям. Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в зависимости от предмета: в одних вопросах старшеклассники имеют почти полную самостоятельность, в других (например, в финансовых) - право решать остается за родителями.

Кроме того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.

Наилучшие взаимоотношения  старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени  способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально : родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком; власть используется лишь в меру необходимости; в ребенке цениться как послушание, так и независимость; родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым; он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пути  решения конфликтов

Кто же должен сделать первый шаг к  примирению?  

В большинстве  случаев  родители. Они мудрее, и у них больше опыта в общении.    
 Первая задача родителей - найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. 

Вторая  задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.). 
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.  

Третья  задача - взрослые должны всегда помнить, что подросткам хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия. Причем юношам и девушкам часто легче поговорить о проблемах с взрослым, чем с ровесником. Перед родителями легче проявить беспомощность, слабость, незащищенность. Если, конечно, в семье нет эмоционального напряжения. Если же это напряжение присутствует, не избежать конфликтов.      
                                 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Таким образом, можно сделать ряд выводов:

Проблема поколений  была, есть и будет – большая, упитанная и неразрешимая. Родители всегда стремятся навязать ребенку  определенную линию поведения, которая  наиболее соответствует их принципам  и идеалам, но такая политика далеко не часто приводит к желаемому результату. Дети не могут во всем потакать родителям, так как каждый человек индивидуален и имеет право на свою точку зрения.

Каждое общество, каждая эпоха вырабатывает определенный тип взаимосвязи поколений и  определенные механизмы передачи культуры во времени. Современное динамичное общество ставит перед каждым новым поколением проблемы, цели, пути развития. Здесь опыт предыдущих поколений не может полностью соответствовать задачам будущего. Формируется образ каждого поколения.

Поэтому неизбежна  проблема, связанная с отношением каждого поколения к прошлому, настоящему и будущему. Для России эта проблема особенно актуальна. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду «связи времен», чувства сопричастности к истории своей страны, своей родины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:  

  1. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. М., 1997.
  2. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства
  3. http://1september.ru/ журнал «Школьный психолог»
  4. Реан А.А. подросток и семейное воспитание
  5. Вульфов Б.З., Синягин Ю. В.  Интересы и потребности современных детей и подростков

Информация о работе Конфликты с родителями в старшем подростковом возрасте