Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:17, реферат
Целью данной работы является рассмотрение общего понятия, структуры, различных психологических теорий Я – концепции, факторов ее развития и значения, для чего стоит обратиться к научным трудам известных психологов.
Введение
1. Понятие Я – концепции
1.1 Общее определение
1.2 Структура
1.3 Я – концепция в различных психологических теориях
2. Развитие Я – концепции
2.1 Факторы, влияющие на развитие Я – концепции
2.2 Источники развития и формирования Я – концепции
3. Значение Я – концепции
Заключение
Список литературы
Экспериментально можно
Зеркальное Я возникает на основе
символического взаимодействия индивида
с разнообразными первичными группами,
членом которых он является. Такая
группам характеризующаяся
В соответствии с концепцией «зеркального Я» Кули Мид считал, что становление человеческого Я как целостного психического явления, в сущности, есть не что иное, как происходящий «внутри» индивида социальный процесс, в рамках которого возникают впервые выделенные Джемсом Я – сознающее и Я – как – объект. Далее Мид предположил, что через усвоение культуры (как сложной совокупности символов, обладающих общими значениями для всех членов общества) человек способен предсказывать как поведение другого человекам так и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение. Мид полагал, что самоопределение человека как носителя тон или иной роли осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека. В результате в сознании человека возникает то, что Мид называл термином Me, понимая под этим обобщенную оценку индивида другими людьми, то есть «обобщенным (генерализованным) другим», иными словами, то, как выглядит в глазах других «Я – как – объект».
Мид считал, что Me образуют усвоенные человеком установки (значения и ценности), а I – это то, как человек в качестве субъекта психической деятельности спонтанно воспринимает ту часть своего Я, которая обозначена как Me. Совокупность I и Me образует собственно личностное, или интегральное, Я (Self).
Мид объяснял развитие взаимной, межличностной перспективы у ребенка игрой, причем такой, когда ребенок сначала играет один, непосредственно имитируя других, а затем, когда им усвоены правила групповой игры, проигрывая роли участников воображаемого взаимодействия. Происходит постепенная интериоризация социальных санкций, требований, норм и моделей поведения, которые преобразуются в индивидуальные ценности и включаются в Я – концепцию.
Так у индивида развивается способность
реагировать на самого себя, формируется
установка на себя, соотносимая с
отношением к нему окружающих. Человек
ценит себя в той мере, в какой
его ценят другие; он утрачивает
свое достоинство в той мере, в
какой испытывает отрицательное
и пренебрежительное отношение
к себе со стороны окружающих. Остается
сделать вывод, к которому уже
пришел в своей теории Кули: индивид
воспринимает себя в соответствии с
томи характеристиками и ценностями,
которые приписывают ему
Человек для Мида – не изолированное существо, не «одинокий остров», и психология дает многочисленные подтверждения тому, что именно общество обусловливает форму и содержание процесса формирования Я – концепции [2].
Подход Эриксона, по существу являющийся
развитием концепции Фрейда, обращен
к социокультурному контексту становления
сознательного Я индивида – эго.
Проблематика Я – концепции рассматривается
Эриксоном сквозь призму эго-идентичности,
понимаемой как возникающий на биологической
основе продукт определенной культуры.
Ее характер определяется особенностями
данной культуры и возможностями
данного индивида. Источником эго-идентичности
является, по Эриксону, «культурно значимое
достижение». Идентичность эго-индивида
возникает в процессе интеграции
его отдельных идентификаций; поэтому
важно, чтобы ребенок общался
со взрослыми, с которыми он мог бы
идентифицироваться. В теории Эриксона
описаны восемь стадий личностного
развития и соответствующих изменений
эго-идентичности, охарактеризованы присущие
каждой из этих стадии кризисные поворотные
пункты и указаны личностные качества,
возникающие при разрешении этих
внутренних конфликтов. Особенно сложным
является процесс развития эго-идентичности
в пору юности. Поэтому Эриксон
уделяет особое внимание юношескому
кризису развития и «размытости»
эго-идентичности в этот период. Эриксон
определяет эго-идентичность как заряжающее
человека психической энергией «субъективное
чувство непрерывной
Механизм формирования эго-идентичности,
по Эриксону, во многом схож с описанным
Кули и Милом действием «
2. Развитие Я – концепции
2.1 Факторы, влияющие на развитие Я – концепции
Все теории развития Я – концепции сосредоточены на особенностях, свойственных тому или иному возрастному периоду, однако две темы, несомненно, проходят через весь процесс развития Я – концепции независимо от возраста. Это – роль семейных отношений и роль значимых других [1].
Поведение родителей
Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным фактором развития Я – концепции. Это объясняется следующими причинами: во-первых, основы Я – концепции закладываются в раннем детстве, когда главными значимыми другими для ребенка являются родители, взаимодействие с которыми обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе; во-вторых, родители имеют уникальную возможность влиять на развитие Я – концепции ребенка, поскольку он зависит от них физически, эмоционально и социально.
Значимые другие
Под термином «значимые другие» понимаются люди, которые важны или значимы для ребенка вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на его жизнь (Бернс Р., 1986, с. 226).
Значимые другие – это те, кто играет в жизни личности большую роль. Они влиятельны, и их мнение имеет большой вес. Уровень воздействия значимых других на индивида зависит от степени их участия в его жизни, близости отношений, социальной поддержки, которую они оказывают, а также от власти и авторитета, которыми они пользуются у окружающих [5].
В раннем детстве наиболее значимыми другими в окружении ребенка являются родители. Позже к ним присоединяются учителя и группа сверстников. В поисках образа «Я» человек выбирает значимого другого и высоко оценивает созданное им изображение своего «Я». Точность этого образа зависит от индивидуальных особенностей значимого другого. Одобрение значимого другого создает у ребенка позитивный образ «Я», в то время как постоянное порицание способствует возникновению у него негативной самооценки. В любом случае, созданный образ становится главным источником психологического опыта, необходимого для формирования Я – концепции [1].
2.2 Источники развития и формирования Я – концепции
Из многочисленных источников формирования «Я – концепции» человека, по-видимому, наиболее важными являются следующие, хотя их значимость, как показывают исследования, меняется в различные периоды жизни человека:
1) представление о своем теле (телесное «Я»);
2) язык как развивающаяся
3) субъективная интерпретация
4) идентификация с приемлемой
моделью половой роли и
5) практика воспитания детей в семье [1].
Телесное «Я» и образ тела – рост, вес, телосложение, цвет глаз, пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя. Образ своего тела, подобно другим компонентам «Я – концепции», субъективен, но ни один другой элемент так не открыт для внешнего обозрения и социальных оценок, как тело человека. (разное отношение к атлету и толстяку) Так же, как для каждого из нас существует идеальная «Я – концепция» себя, существует, по-видимому, и идеальный образ тела. Этот идеальный образ формируется на основе усвоения индивидом культурных норм и стереотипов. Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой «Я – концепции» в целом. Эти идеальные представления меняются со временем и между культурами.
Язык и развитие «Я – концепции». Значение языка для развития «Я – концепции» очевидно, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира («Я», «мое», и т.д.) и дает первый толчок к развитию «Я – концепции». Обратная связь от значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении, привязанности, защите и т.п.) – другой важный источник формирования «Я – концепции». Чтобы переживать и осознавать это, ребенок (человек) должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания и другие знаки от значимых других, особенно родителей, которые сигнализировали бы ему о его принятии этими другими. Большинство теоретиков и исследователей по проблемам личности согласны с тем, что стандарты, устанавливаемые значимыми другими (родителями, учителями, ближайшим социальным окружением) жизненно важны для развития «Я – концепции». С помощью этих стандартов индивид удостоверяется, в какой мере другие заинтересованы в нем, принимают его или отвергают. Существует много исследований, посвященных этому вопросу, результаты которых позволяют выделить общую закономерность. Если другие люди принимают, то у него, вероятнее всего, развивается положительная «Я – концепция». Если другие отвергают, у него будет развиваться отрицательная «Я – концепция». Не подлежит сомнению, что первичная группа сверстников (школьные группы и др.) имеет огромное значение для «оформления» центральных «Я – установок» в подростковом возрасте.
Полоролевая идентификация. Различают два процесса формирования половой принадлежности индивида: половая идентификация и половая типизация. Идентификация – это более ранний процесс (в основном бессознательный) отождествления себя с ролью другого человека (родителя или его заместителя) и подражание его поведению. Половая типизация, следующая за идентификацией, – более осознанный процесс овладения культурно одобряемыми нормами поведения, типичными для роли женщины или мужчины в данной культуре. Формирование представлений о половой роли и их освоение – важнейший и универсальный компонент «Я – концепции».
Воспитание детей в семье. Не подлежит сомнению, что практика воспитания детей в семье оказывает огромное и во многих семьях преобладающее влияние на развитие «Я – концепции» личности. Большинство психологов считают, что первые пять лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и «Я – концепции» человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми. Психологи предпринимали многочисленные попытки категоризации различных типов воспитания с формированием различных типов личности. Но в реальной жизни воспитание трудно подогнать под чистые категории, в чем каждый из нас может убедиться на собственном опыте. Вместе с тем, как показали исследования, определенные корреляции и тенденции в формировании типов личности вполне очевидны в отношении таких установок воспитания, как авторитарность, безразличие, отвержение, вседозволенность и теплота, забота, уважение детей, разумный контроль со стороны родителей за их воспитанием. В целом результаты исследований позволяют утверждать, что нет общей модели воспитания, позволяющей ребенку развить высокую самооценку. Но в целом, по-видимому, следующие условия воспитания в семье способствуют развитию здоровой высокой самооценки личности:
1) положительная расположенность
к ребенку, сердечное, теплое,
уважительное принятие
2) четкое установление
3) уважение со стороны родителей
индивидуальной инициативы
4) минимум агрессивности,
3. Значение Я – концепции
Я – концепция формируется под
воздействием различных внешних
влияний, которые испытывает индивид.
Особенно важными являются для него
контакты со значимыми другими, которые,
в сущности, и определяют представления
индивида о самом себе. Но на первых
порах практически любые
1) Я – концепция как
средство обеспечения
Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представлениям чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дисгармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.