Этнопсихология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 19:43, контрольная работа

Описание работы

Происходящие за последние годы в России перемены заставляют по новому осмыслить межнациональные связи во всех регионах страны. Необходимо сегодня признать: в течение длительного времени в нашей стране не замечалось нарастание противоречий в одной из самых сложных областей человеческого бытия – межнациональной, которое сейчас отражается в экономической, политической, культурной и других сферах жизни общества. Дело дошло до открытых межнациональных конфликтов, разрешение которых представляет большие трудности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1.Понятие этнопсихологии…………………………………………………4
2.История этнопсихологии…………………………………………………6
3.Направления развития этнопсихологии…………………………………9
Заключение………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

Копия этнопсихология1.docx

— 30.44 Кб (Скачать файл)

Основными особенностями etic-подхода, который характерен для кросс-культурной психологии, можно считать: изучение психологической жизни индивидов двух или нескольких этносов со стремлением объяснить межкультурные различия и межкультурное сходство; использование единиц анализа, которые считаются свободными от влияния культуры; занятие исследователем позиции внешнего наблюдателя со стремлением дистанцироваться от изучаемых этносов; предварительное конструирование психологом структуры исследования и категорий для ее описания, выдвижение гипотез.

Предмет кросс-культурной психологии, опирающейся  на etic-подход, – изучение сходства и  различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях. Кросс-культурные исследования проводятся в рамках разных отраслей психологии: общая психология изучает особенности восприятия, памяти, мышления; индустриальная психология – проблемы организации труда и управления; возрастная психология – методы воспитания детей у разных народов. Особое место занимает социальная психология, так как сравнению подвергаются не только закономерности поведения людей, обусловленные их включенностью в этнические общности, но и психологические характеристики самих этих общностей.

Наиболее  очевидная из стоящих перед кросс-культурной психологией задач – проверка универсальности существующих психологических  теорий. Этой задаче было дано название «перенос и проверка», так как  исследователи стремятся перенести  свои гипотезы на все новые этнические группы, чтобы проверить, подтверждаются ли они во многих (а желательно, во всех) культурных контекстах. Предполагается, что лишь решив эту задачу, можно  придти к конечной цели – попытаться собрать и интегрировать результаты и обобщить их в подлинно универсальной  психологии.

Невозможно  перечислить все моменты, влияющие на надежность результатов кросс-культурных исследований. Особенно опасно, если в  работах этнопсихологов проявляются  тенденции этноцентризма, когда стандарты своей культуры используются в качестве универсальных. Как отмечает канадский психолог Дж. Берри, достаточно часто этноцентризм в сравнительно-культурных исследованиях можно обнаружить при выборе предмета исследования без учета особенностей одной из изучаемых культур. Например, на Западе, как правило, изучается содержание общения, тогда как для восточных культур не менее важен контекст, в котором оно протекает.

Американский  этнопсихолог Г. Триандис считает, что  в большинстве кросс-культурных исследований мы имеем дело с псевдо-etic подходом, поскольку их авторы не могут  освободиться от стереотипов мышления своей культуры. Как правило, специфика  западной культуры «налагается» на феномены других культурных систем. Для достижения надежности кросс-культурных исследований необходимо сначала выделить универсальные (etic) явления и процессы, затем проанализировать их с помощью специфичных для каждой культуры (emic) методов и, наконец, сравнивать, используя etic подход. Такое комбинированное исследование требует совместных усилий психологов и этнологов, а, следовательно, создания междисциплинарной этнопсихологии. Но хотя и наметилось сближение психологической антропологии и кросс-культурной психологии, пока этнопсихология не представляет собой единого целого.

Стремясь  к развитию единой этнопсихологии, не следует забывать и о третьей  ее ветви – психологии межэтнических  отношений, находящейся на стыке  социальной психологии и социологии. В наши дни в социальном контексте  роста межэтнической напряженности  и непрекращающихся межэтнических  конфликтов как в мире в целом, так и в России именно эта ветвь  этнопсихологии требует к себе самого пристального внимания. Не только специалисты-этнопсихологи, но и педагоги, социальные работники, представители других профессий  должны способствовать оптимизации  межэтнических отношений хотя бы на бытовом уровне. Но помощь психолога  или педагога будет действенной, если он не только разбирается в  механизмах межгрупповых отношений, но и опирается на знание психологических  различий между представителями  разных этносов и их связей с культурными, социальными, экономическими, экологическими переменными на уровне общества. Только выявив психологические особенности  взаимодействующих этносов, которые  могут мешать в налаживании отношений  между ними, специалист-практик может  выполнить свою конечную задачу –  предложить психологические способы  их урегулирования.  
 
 
 

                                          Заключение 

     В завершениим можно прийти к выводу, что этническая психология – это междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая:

   1) особенности психики людей различных народов и культур;

   2) проблемы национальных особенностей мировосприятия;

   3) проблемы национальных особенностей взаимоотношений;

   4) проблемы национального характера;

   5) закономерности формирования и функции национального самосознания и этнических стереотипов;

   6) закономерности формирования обществ, национальных общин.

Множественность точек зрения на содержание, своеобразие  и роль этнических детерминант восприятия и обилие работ, посвященных этому  вопросу за последнее время как  в России, так и за рубежом, лишний раз демонстрируют актуальность и важность изучения особенностей межэтнического восприятия. Характер межнациональных  отношений на современном этапе, массовые миграции, нарастание процессов  дезинтеграции при одновременном  стремлении человечества к объединению  и стиранию государственных границ, предъявляют свои требования к выбору тем и методов социальной психологии. 
 
 

Список  литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996.

2.Крысько  В.Г Этническая психология. – М.,2002.

3.Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. – М., 1996.

4.Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. – М., 1999.

5.Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. – СПб., 1996.

Информация о работе Этнопсихология