Этнопсихологическая школа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:02, реферат

Описание работы

Вплоть до 1930-х гг. развитие американской этнологии шло исключительно под влиянием школы Ф. Боаса . В ходе регулярных полевых исследований американские этнологи часто использовали различные психологические и психиатрические методики, что позволило накопить большой материал в области психологической антропологии. При этом все острее чувствовалась потребность в общей психоантропологической теории, которая позже получила название этнопсихологической школы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
§ 1. Теория А. Кардинера……………………………………………………….4
§ 2. Теория Р. Бенедикт…………………………………………………………7
§ 3. Теория М. Мид……………………………………………………………...9
Заключение……………………………………………………………………...13
Библиография…………………………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в разных типах культуры то или иное новшество получает соответствующее символическое содержание. По мере движения к префигуративной культуре общение между людьми как носителями разных культурных стилей теряет жесткий и формальный характер, уступая место все более гибким «горизонтальным» связям.

Мид не только создала учение о трех типах культур, она участвовала и во многих исследованиях различных феноменов культуры. Например, показав условность наших представлений о мужских и женских чертах характера, материнских и отцовских ролях в воспитании детей, ей удалось доказать уникальность различных культур.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Этнопсихологическая школа  много внимания уделяет изучению двух явлений в культуре современной  эпохи. Прежде всего, это феномен  национального экстремизма, искаженной формы этнической идентичности. Обостренное чувство ценности своей культуры и этнической истории становится гипертрофированным и оборачивается в ненависть к другим народам и культурам. Нередко это происходит в результате сознательных компаний но созданию образа врага — источника бед и несчастий данной общности. Национальному экстремизму соответствует гиперэтнический тип личности. Общество, состоящее из таких личностей, не в состоянии воспроизводить свою культуру и поэтому деградирует.

Другое явление связано  с фундаментализмом, когда идеал будущего формируется на основе идеализированного представления о прошлом и модели поведения последнего внедряются в жизнь. Это означает возвращение к «добрым старым» временам, возрождение культурных стереотипов прошлого. Сегодня оно наиболее ярко проявляется в исламских странах.

Таким образом, заслуга  этнопсихологической школы в  развитии этнологии состояла в следующем.

• Была высказана и  обоснована идея о существовании  определенных психологических особенностей, характерных для членов той или иной культуры. 
" Впервые было показано действие психологических защитных механизмов применительно не к индивиду, а к обществу.

• Были начаты исследования национального характера и национальных культуре психологической гонки зрения, в ходе которых удалось доказать, что национальный характер отражает психологические особенности представителей той или иной нации.

• Была выдвинута важная для последующего развития этнология  идея о возможности описания национального  характера как особого способа  распределения и регулирования внутри культуры ценностей или поведенческих моделей.

 

БИЛИОГРАФИЯ

1. Арутюнян Ю.В. Этносоциология: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 271 с.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.

3. Кочетков В.В. Психология  межкультурных различий. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 416 с.

4. Крысько В.Г. Этнопсихология  и межнациональные отношения.  Курс лекций. – М.: Издательство «Экзамен», 2002. – 448 с.

5. Кукушин В.С., Столяренко  Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.

6. Лурье С.В. Историческая  этнология: Учебное пособие для  вузов. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2004. – 624 с.

7. Налчаджян А.А. Этнопсихология. – СПб.: Питер, 2004. – 381 с.

8. Преображенский П.Ф. Курс этнологии: Учебное пособие. – М.: Эдиториал УРСС, 2004. – 216 с.

9. Садохин А.П. Этнология:  Учебник. – М.: Гардарики, 2000. – 256 с.

10. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов – М.: Аспект Пресс, 2003. – 368 с.

11. Тавадов Г.Т. Этнология: Учебник для вузов. – М.: Проект, 2004 – 352 с.

1 Лурье С.В. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2004. С. 301.

2 Садохин А.П. Этнология: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. С. 153.

3 Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. – М.: Издательство «Экзамен», 2002. С. 267.

4 Налчаджян А.А. Этнопсихология. – СПб.: Питер, 2004. С. 102.

5 Налчаджян А.А. Этнопсихология. – СПб.: Питер, 2004. С. 98.

6 Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. С. 193.

7 Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. С. 234.

8 Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. – М.: Издательство «Экзамен», 2002. С. 387.


Информация о работе Этнопсихологическая школа