Этноцентризм как психологическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 23:45, реферат

Описание работы

Термин "этноцентризм" ввел в 1906 году американский учёный Уильям Грэхэм Самнер, полагавший, что люди имеют тенденцию видеть мир таким образом, чтобы своя группа оказывалась в центре всего, а все другие соизмерялись с ней или оценивались со ссылкой на нее. В настоящее время мы можем видеть в учебниках и толковых словарях описание понятия этноцентризма как склонности человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона; предпочтение собственного образа жизни всем остальным. Этноцентризм существовал на протяжении всей истории человечества.

Файлы: 1 файл

реферат по этноцентризму.docx

— 26.43 Кб (Скачать файл)

Примеры этноцентристской делегитимизации хорошо известны – это отношение первых европейских поселенцев к коренным жителям Америки и отношение к "неарийским" народам в нацистской Германии. Этноцентризм, внедренный в расистскую идеологию превосходства арийцев, оказался тем механизмом, который использовался для вдалбливания в головы немцев идеи, что евреи, цыгане и другие меньшинства – не имеющие права на жизнь "недочеловеки".

Этноцентризм и процесс  развития межкультурной коммуникации. Практически все люди в той  или иной степени этноцентричны, поэтому каждый человек, осознавая  собственный этноцентризм, должен стремиться вырабатывать в себе гибкость при  взаимодействии с другими людьми. Достигается это в процессе развития межкультурной компетентности, то есть не только позитивного отношения  к наличию в обществе различных  этнических групп, но и умения понимать их представителей и взаимодействовать  с партнерами из других культур.

Процесс развития этнокультурной компетентности описан в модели освоения чужой культуры М. Беннетта, который  выделяет шесть этапов, отражающих отношение индивидов к различиям  между родной и чужими этническими  группами. Согласно этой модели, человек  проходит шесть этапов личностного  роста: три этноцентристских (отрицание  межкультурных различий; защита от различий с их оценкой в пользу своей группы; минимизация различий) и три этнорелятивистских (признание  различий; адаптация к различиям  между культурами или этносами; интеграция, т.е. применение этнорелятивизма к  собственной идентичности).

Отрицание межкультурных  различий характерно для людей, не имеющих  опыта общения с представителями  других культур. Различия между культурами ими не осознаются, собственная картина  мира рассматривается как универсальная (это случай абсолютного, но не воинственного  этноцентризма). На этапе защиты от культурных различий люди воспринимают их как угрозу для своего существования  и пытаются им противостоять, рассматривая ценности и нормы своей культуры как единственно истинные, а чужие  – как "неправильные". Этот этап может проявиться в воинственном этноцентризме и сопровождаться навязчивыми призывами гордиться собственной культурой, которая рассматривается как идеал для всего человечества. Минимизация межкультурных различий означает, что индивиды их признают и не оценивают негативно, но определяют как незначительное.

Этнорелятивизм начинается с этапа признания этнокультурных различий, принятия индивидом права  на иной взгляд на мир. Люди, находящиеся на этом этапе благожелательного этноцентризма, испытывают радость при обнаружении и исследовании различий. На этапе адаптации к межкультурным различиям индивид способен не просто осознавать межкультурные различия, но и вести себя в соответствии с правилами чужой культуры, не испытывая при этом дискомфорта. Как правило, именно этот этап свидетельствует о достижении человеком этнокультурной компетентности.

Но в процессе развития этнокультурной компетентности человек  способен подняться еще на одну ступень. На этапе интеграции ментальность индивида включает миропонимание не только своей, но и других культур, у него формируется  бикультурная идентичность. Индивида на этом – высшем этапе личностного  роста, практически преодолевшего  этноцентризм, можно определить как  человека-посредника между культурами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

Этноцентризм – психологическое  явление, означающее склонность воспринимать все жизненные явления с позиции своей этнической группы, которые рассматриваются как эталон, то есть при ее постоянном преобладании. Несмотря на то, что об этноцентризме часто говорят в негативном ключе, а не как о неизбежном следствии приобщения к культуре и социализации, нужно знать, что этноцентризм - это нормальная часть повседневного психологического функционирования. Однако определенная степень этноцентризма неотъемлема от социального порядка и согласия. Без подобных имплицитных позитивных оценок собственной культуры не было бы оснований для того, чтобы соблюдать нормы поведения и законы общества или работать совместно с другими людьми в повседневной жизни. Тем самым, этноцентризм играет важную роль и функцию, помогая объединению общества и культуры. Более серьезный вопрос касается того, как мы можем более гибко использовать свой этноцентризм.


Информация о работе Этноцентризм как психологическое явление