Этническая картина мира и межкультурное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:41, реферат

Описание работы

Образ мира – предмет исследования многих наук, заинтересованных в человекознании. На протяжении веков образ мира выстраивался, раскрывался и обсуждался мыслителями, философами, учеными с различных точек зрения. Картина образа мира позволяет лучше понять человека во всех его связях и зависимостях от окружающего мира. Категория образа мира значима для раскрытия особенностей сознания человека через контекст этносов, культур, ментальностей и др

Содержание работы

Введение _______________________________________________________3
Глава 1. Этническая картина мира __________________________________4-12
Понятие этнической картины мира ____________________________4-6
Образ мира – меняющаяся реальность _________________________7-8
Образ мира в пространстве этносов и культур. Этническая картина
мира как основа менталитета _________________________________9-12
Глава 2. Межкультурное общение __________________________________13-22
2.1. Проблемы межкультурного общения ____________________________13-14
2.2. Этнические стереотипы _______________________________________14-18
2.3. Влияние стереотипов на межкультурное общение _________________19-22
Заключение _____________________________________________________23-26
Список литературы ______________________________________________

Файлы: 1 файл

реферат по этнопсихологии.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Зачастую, присутствующая в этнической картине мира внутренняя логика может  восприниматься членами этноса как  нормативная, но на деле таковой оказывается  лишь отчасти. В один и тот же период различные группы внутри этноса могут иметь разные картины мира, у которых наблюдается общий каркас, но различаются сами схемы, и логика поведения, исходящая из одного источника, на практике проявляется совершенно различным, порой даже противоположным образом. В наибольшей степени это проявляется в современных этносах при рассмотрении межпоколенных различий, а также при детальном сопоставлении различий между образами мира и культурными традициями людей в селениях одного региона. (9)

Большое значение в этнической картине  мира несет разделение окружающего человека пространства на «свое» и «чужое». По сути дела, как показал в своих исследованиях Б.Ф. Поршнев, родовой человек открыл самого себя в мире через разделение мира на «они» и «мы» (9). В настоящее время в традиционных культурах разделение мира на «свой» и «чужой» можно наблюдать в виде так называемого матрешечного принципа. При этом «чужому» пространству приписываются отчужденные от человека свойства, «хозяева», силы, с которыми необходимо уметь выстроить отношения, соблюдая систему существующих нормативов, за нарушение которых от «хозяев» или «высших сил» следует неминуемое наказание. «Свое» пространство определяется системой знаково-предметной опосредованности, своеобразной меточной системой. Человек ограждает «свой» мир от «чужого» различными знаковыми предметами и действиями, создавая своеобразные границы и пороги, определяющие точную границу между мирами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Межкультурное общение

 

2.1. Проблемы  межкультурного общения

   Получившие развитие во второй половине XX века процессы глобализации и интернационализации актуализировали такой аспект социальной коммуникации как взаимодействия в межкультурной среде. На рубеже веков вследствие падения «железного занавеса» Россия и страны Восточной Европы оказались включенными в процессы масштабных изменений миропорядка в целом. Для постсоветского времени стало характерным интенсивное развитие международных взаимодействий на государственном уровне. Кроме того, в разные формы диалога между современной Россией и Западом оказались вовлеченными коммерческие организации и некоммерческие структуры. Интенсивно развивается межкультурное общение и на уровне межличностных связей. 

   Контакты представителей  разных культур порождают множество  проблем, которые обусловлены несовпадением норм, ценностей, особенностей мировоззрения партнеров и т.п. Требуется адаптация традиционных моделей монокультурных интеракций к новой социальной среде на фоне сохранения культурного многообразия мира.

   В нашей стране  проблемы межкультурной коммуникации находятся в фокусе внимания многих исследований. Традиционно изучаются взаимодействия представителей разных этнических групп, сосуществующих в пределах одного государства. Этнонациональная напряженность в современной России как следствие распада СССР, кризиса экономики, интенсивной миграции и других факторов актуализировала исследования различных аспектов этнического и национального сознания, влияющих на поликультурные контакты.

 

   К началу 21 века  наиболее популярной схемой анализа  коммуникации становится трансакционный подход. Согласно его принципам, коммуникативное взаимодействие рассматривается как процесс взаимовлияния участников интеракции друг на друга, предполагающий постоянную ориентацию акторов на коммуникативное поведение партнеров, их готовность корректировать первоначальные установки в зависимости от изменения условий и контекста и т.п.

   Особый интерес  представляет изучение барьеров  коммуникации представителей разных  социокультурных систем, которые  могут вызвать культурный и коммуникативный шок. Барьеры в широком смысле слова определяются как проблемы, возникающие в процессе взаимодействия и снижающие его эффективность.

   Представители  разных культур используют различные  модели восприятия социальной  действительности посредством символических систем, что находит отражение в используемых языковых конструкциях, стилях устной и письменной коммуникации. В межкультурной среде лингвистическая компетентность как владение абстрактной системой правил языка, используемого партнерами в качестве средства общения, выступает необходимым, но не достаточным условием эффективности интеракций. Кроме того, они должны обладать коммуникативной компетентностью – умением применять правила в конкретных социальных ситуациях, а также когнитивной – способностью словообразования и генерирования мыслей на языке общения (навыками речепроизводства).

   Проблемы лингвистического  характера часто становятся первыми  (и вследствие этого наиболее  запоминающимися) затруднениями  при общении с представителями  других культур.

 

 

2.2. Этнические  стереотипы.

Человек, воспринимая  мир в соответствии с представлениями, отношениями и ценностями, господствующими  в его родной культуре, ведет себя в соответствии с ними. Поэтому  представления людей о мире всегда относительны и разнообразны и зависят от того, в какой культуре человек родился и воспитывался.

   Сравнение с  другими народами помогает каждому  из них почувствовать свою  собственную индивидуальность.

   Стереотипные  представления человек обычно  привлекает тогда, когда он не имеет возможности интерпретировать каждый новый факт или ситуацию более глубоко или сознательно отклоняется от такого подхода. В процессе коммуникации между представителями различных культур стереотипные представления занимают значительное место.

   Встречаясь с  представителями других народов  и культур, человек обычно проявляет  естественную склонность воспринимать  их поведение с позиций своей  культуры, «мерить их на свой  аршин». При этом без умения  быстро и правильно оценить  собеседника сложно ориентироваться в ином социальном и культурном окружении. Чаще всего непонимание чужого языка, символики жестов, мимики и других элементов поведения ведет к искаженному истолкованию смысла их действий, что порождает такие негативные чувства, как настороженность, презрение, враждебность.

   Реальным выходом  из негативных ситуаций являются  стереотипы, которые становятся  своего рода подсказками, помогающими  сформировать суждения, предположения  и оценки других людей. 

   Своим появлением  стереотипы обязаны межкультурным или межэтническим контактам, когда выявляются наиболее типичные черты, характерные для того или иного народа или культуры, и в зависимости от этих характерных признаков и качеств они подразделяются на группы (категории). Так постепенно складываются этнокультурные стереотипы, представляющие собой обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-либо народа или его культуры.

   В отечественной  науке есть несколько определений  стереотипов которых отражается  разное понимание их основных составляющих факторов и разный подход к определению сути стереотипа.

   Реальным носителем  стереотипов является группа, и  поэтому именно в опыте группы  следует искать корни стереотипа. В повседневной жизни наибольшее  распространение получили этнические стереотипы — устойчивые суждения о представителях одних национальных групп с точки зрения других.

   Содержание этнических  стереотипов определяется тремя  группами факторов:

• специфичностью этнической группы — особенностями, закрепленными в культуре и общественном сознании, выработанными в ходе общественно-исторического развития

• социально-политическими и экономическими условиями развития этнической группы и особенностями взаимодействия между ними

• длительностью и глубиной исторических контактов с другими этносами

   Этнические стереотипы  могут быть двух видов —  автостереотипы (описание собственного  этноса) и гетеростереотипы (описание  другого, не своего, этноса).

   Для автостереотипов  характерно стремление внести  в их содержание идеалы собственного этноса, поддержание наиболее самобытных качеств национального характера.

   Для гетеростереотипов  характерна склонность к антропостереоретипам, то есть обусловленности стереотипа  внешним обликом индивида. В гетеростереотипах,  на уровне обыденного сознания, внешний облик представителя соответствующего этноса связывают с определенными психическими чертами. На основе этнических стереотипов возникают соответствующие типы поведения и общения между представителями разных этносов.

   На основе стереотипов  формируется этнический образ — форма описания этноса, в которой выделяются наиболее значимые и типичные свойства, и которые основываются на чувственном восприятии своего или чужого этноса. Этнический образ служит эталоном, в соответствии с которым человек мотивирует свое собственное поведение и ожидание его от других людей.

   Этнический образ,  основанный на автостереотипах,  может значительно отличаться  от этнического образа, основанного  на гетеростереотипах.

   Этнический образ  русских, основанный на автостереотипах:

• Ориентация на коллективность: гостеприимство, взаимопомощь, щедрость, терпимость, открытость, доверчивость.

• Ориентация на духовные ценности: стремление к справедливости, совестливость, альтруизм, широта души, правдивость, долготерпимость, оптимизм, мудрость, талантливость, поиск абсолютной истины.

• Ориентация на идолопоклонство: чинопочитание, верноподданичество, создание кумиров, управляемость, конформизм.

• Ориентация на лучшее будущее: неуверенность в себе, установка на авось, необязательность, беспечность, безответственность, бесхозяйственность, неорганизованность, лень, непрактичность, выносливость, фанатизм.

• Ориентация на быстрое решение жизненных проблем: трудовой героизм, жертвенность, удаль, трудолюбие, привычка к овралу, умение собраться в экстремальных ситуациях.

   Этнический образ,  как основанный на автостереотипе, так и на гетеростереотипе, является  обобщенной характеристикой и  может не совпадать с индивидуальными  характеристиками отдельных членов  этноса.

    Такого рода  стереотипы-клише становятся основными детерминантами общения для представителей соответствующих групп, где эти стереотипы распространены.

    Например, стереотипны  представления о вежливости и  худобе англичан, об эксцентричности  итальянцев, легкомысленности французов  или «загадочной славянской душе».

 

 

            2.3. Влияние стереотипов на межкультурное  общение

   При всем своем схематизме и обобщенности стереотипные представления о других народах и культурах подготавливают людей к взаимодействию с чужой культурой, ослабляют ее воздействие на психику человека, снижают силу проявления культурного шока. Ведь в процессе межкультурной коммуникации один партнер воспринимает другого вместе с его действиями и через действия. От адекватности понимания действий и их причин во многом зависит построение взаимоотношений с другим человеком. Поэтому стереотипы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов человек наделяется теми или иными чертами и качествами, и на этой основе прогнозируется его поведение. Таким образом, и в коммуникации вообще, и в процессе межкультурных контактов стереотипы играют очень важную роль.

   Анализ вопроса  роли стереотипов в межкультурном  общении позволяет выявить их  значение во взаимодействии и взаимопонимании культур. В результате исследования сложились два подхода. Первый из них можно назвать «академическим». Он представлен в работах английского психолога Р. Стагнера, который считает, что стереотипы в межгрупповом межкультурном взаимодействии облегчают восприятие незнакомых или малознакомых явлений чужой культуры, позволяя быстро, просто и достаточно надежно категоризировать, упрощать социокультурное окружение индивида .

   Другой подход  заключается в анализе роли  стереотипов в контексте социального взаимодействия. Здесь стереотипы предстают как проявление скрытого расизма, этноцентризма и дискриминации.

   Несмотря на  различия в подходах, в них  отчетливо просматривается мысль,  что в межкультурной коммуникации  стереотипы являются результатом этноцентрической реакции — попытки судить о других людях и культурах с позиций исключительно только своей культуры. Нередко при межкультурном общении и оценке своих партнеров по общению коммуниканты уже изначально руководствуются ранее сложившимися стереотипами. Очевидно, нет людей абсолютно свободных от стереотипов, реально можно говорить только о разной степени стереотипизации коммуникантов. Исследования показывают, что степень стереотипизации обратно пропорциональна опыту межкультурного взаимодействия.

Стереотипы жестко «встроены» в нашу систему ценностей, являются ее составной частью и обеспечивают своеобразную защиту наших позиций  в обществе. По этой причине стереотипы используются в каждой межкультурной  ситуации. Механизмы межкультурного восприятия приводят в действие избирательное применение норм и ценностей родной культуры. Без употребления этих  предельно общих культурно специфических способов оценки, как собственной группы, так и других культурных групп, невозможно обойтись. Представители другой группы при этом идентифицируются по таким признакам, как пол, этническая принадлежность, особенности речи, внешний облик, цвет кожи, брачные обычаи, религиозные убеждения и т.д.

Информация о работе Этническая картина мира и межкультурное общение