Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 15:09, реферат
Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их.
1.Введение
2.Этапы развития мышления
3.Этапы развития речи
4.Роль биологических и социальных факторов в развитие речи и мышления
5.Заключение
6.Список используемой литературы
АО Медицинский университет “
Кафедра:
СРС
На тему:
Этапы развития речи и мышления. Роль биологических и социальных факторов в развитии речи и мышления
План:
1.Введение
2.Этапы развития мышления
3.Этапы развития речи
4.Роль биологических
и социальных факторов в
5.Заключение
6.Список используемой литературы
1.Введение
Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит прежде всего в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.
Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение.
Облекаясь в словесную
форму, мысль вместе с тем формируется
и реализуется в процессе речи.
Движение мысли, уточнение её, связь
мыслей друг с другом и прочее происходят
лишь посредством речевой
Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно рече-слуховыми и рече-двигательными.
2.Этапы развития мышления
1. В раннем детском
возрасте мышление ребенка
2. На этой стадии ребенок
еще не способен к
3. Овладение ребенком речью к концу второго года жизни значительно расширяет его возможности обобщения вещей и их свойств. Этому содействует называние разных предметов одним и тем же словом, а также обозначение одного предмета разными словами с более широким и более узким значением. (Н. А. Менчинская).
4. Образуемые при этом
ребенком понятия вещей пока
еще очень сильно связаны с
их конкретными образами: постепенно
эти образы благодаря участию
речи становятся все более
и более обобщенными. Понятия,
которыми ребенок оперирует на
данной стадии развития
5. Значительная перестройка процесса мышления происходит у детей в дошкольном возрасте. Общение с взрослыми, от которых дети получают словесные описания и объяснения явлений, расширяет и углубляет знания детей об окружающем мире. Он начинает сравнивать и сопоставлять явления, более точно выделять их существенные признаки, оперировать при этом простейшими абстрактными понятиями.
6. В младшем школьном
возрасте у детей начинает
вырабатываться способность к ц
7. Способность к абстрактно-
3.Этапы развития речи
1. Непременным условием развития речи является речевое общение детей со взрослыми. Наблюдения над детьми, в младенческом возрасте похищенными и вскормленными животными (волками, тиграми) и затем в 5—6-летнем возрасте возвращенными в людскую среду, показывают, что речь у них полностью не развита (д-р Сингх, 1940). Огромную роль в развитии речи у детей играет систематическое и направленное воздействие со стороны взрослых. По данным Н. А. Тих (1956), этим объясняются значительные индивидуальные различия в темпах развития речи у детей.
2. Понимание чужой речи развивается у детей раньше, чем самостоятельная устная речь. Уже на втором месяце жизни ребенок способен довольно отчетливо реагировать на слова окружающих лиц. Ребенок по-разному реагирует на одни и те же фразы, произнесенные матерью или другими людьми. Речь взрослых понимается, если она относится к известной ребенку ситуации или подкрепляется непосредственными первосигнальными раздражителями.
3. Развитие самостоятельной устной речи у детей значительно отстает от развития понимания ими речи других людей. Это объясняется более поздним развитием рече-двигательного аппарата и двигательного речевого анализатора.
Ребенок рождается на свет с недостаточно развитым рече-двигательным аппаратом: его гортань расположена значительно выше, чем у взрослого, ее хрящи очень тонки, мышцы диафрагмы очень слабы, рече-двигательный анализатор не в состоянии обеспечить точные артикуляционные движения губ, языка и т. д.
4. Дальнейшим этапом в развитии речи детей является овладение правильными грамматическими и синтаксическими формами речи. В 2—3 года ребенок начинает широко применять в речевом общении с другими людьми уже не отдельные слова, а целые предложения. Дети в этом возрасте часто допускают ошибки речи. В основе этих ошибок лежит неточность дифференцировки уже не отдельных фонем, а сложных сочетаний слов в предложения по правилам родного языка. Эти неточности преодолеваются путем систематического упражнения в правильном построении речи.
5. Большое значение в развитии речи имеет изучение языка и литературы в школе. Это изучение знакомит учащихся с элементами речи и правилами ее построения, содействуя, таким образом, сознательному овладению речью, увеличивает запас слов учащихся, который до поступления в школу в значительной степени определяется только условиями быта детей. Знакомит при помощи литературных примеров с образцами правильной речи, путем письменных и устных упражнений приучает к самостоятельному, связанному, составленному по определенному плану изложению своих мыслей.
4. Влияние биологических и социальных факторов в развитии речи и мышления.
Нередко в педагогической
литературе не дифференцируются понятия
«человек» и «личность», т. е. говорят
о развитии и воспитании человека
или о развитии и воспитании личности,
хотя это и не одно и то же.
Еще К. Маркс указывал, что в
понятии «личность» раскрывается общественная
сущность человека. Сущность человека,
писал он, «не есть абстракт, присущий
отдельному индивиду. В своей действительности
она есть совокупность всех общественных
отношений». В силу этого, когда специально
рассматривается влияние среды на развитие
человека, следует говорить о формировании
его личности, поскольку речь должна идти
о тех качествах, которые формируются
у человека, прежде всего под влиянием
самых разнообразных средовых контактов,
т. е. взаимоотношений с людьми и различными
общественными институтами. Под средой
в педагогике понимается вся окружающая
ребенка действительность, в условиях
которой происходит развитие человека,
формирование его личности.
Рассматривая влияние среды
на развитие человека, марксистско-ленинская
педагогика указывает, прежде всего на
то, что для формирования человеческой
личности, для развития чисто человеческих
задатков — речи, мышления, хождения в
вертикальном положении — необходимо
человеческое общество, социальное окружение.
Примеры развития детей, попадавших с
младенческого возраста в окружение животных,
свидетельствуют о том, что эти человеческие
задатки у них не развивались. И способность
к их развитию оказывалась настолько заторможенной,
что даже после того, как эти дети попадали
в человеческое общество, они с огромным
трудом обучались простейшим формам общения
с людьми и не привыкали к образу жизни
современного человека.
Когда говорят о влиянии среды,
то имеют в виду, прежде всего среду социальную,
т. е. определяемую экономическими и политическими
условиями, свойственными данной общественно-экономической
формации. Определенную роль играет среда
географическая, большое значение придается
домашней среде — ближайшему окружению
ребенка.
В понятие «социальная среда»
входят материальные условия жизни общества,
социальный и государственный строй, система
производственных и общественных отношений
и определяемый ими характер протекания
социальных процессов и функционирования
различных учреждений, создаваемых обществом.
Действительно, социальное
лицо человека определяется прежде всего
его государственной принадлежностью:
человек рождается гражданином того или
иного государства. Еще в большей степени
это влияние определяется той системой
общественно-экономических отношений,
которые установились в стране, в том обществе,
в котором происходит развитие и формирование
человека, что определяет классовое положение
человека.
К социальным процессам, оказывающим
наибольшее влияние на
развитие человека, относятся в первую
очередь изменения условий жизни в городе
и на селе, миграционные процессы. Т. е.
перемещения населения в пределах территории
страны, из города в деревню и обратно,
демографические процессы — изменения
в рождаемости, продолжительности жизни,
возрасте вступления в брак и т. п.
К числу основных социальных
институтов, влияющих на развитие и формирование
личности человека, относятся: семья как
основная ячейка общества, учебно-воспитательные
заведения, охватывающие все звенья системы
народного образования, внешкольные и
культурно-просветительные учреждения,
массовые средства распространения информации.
В нашем обществе вся система
социальных институтов — дошкольные учреждения,
средняя и высшая школа, общественные
организации, государственные учреждения,
система массового распространения информации
— целенаправленно воздействует на сознание
всех граждан на основе единых коммунистических
принципов, норм и идеалов. Человек как
продукт социальной среды подвергается
ряду изменений в зависимости от изменения
социальных условий жизни. В этом плане
личность человека отражает и исторические
особенности социальных условий его жизни,
и его классовую принадлежность, и положение
его класса в структуре общества. При коренном
изменении социальных условий меняется
Ярким примером этому служит
формирование духовного мира человека
в условиях социализма. Социалистическое
общество, представляет собой особую,
новую социальную среду развития личности,
оказывающую определяющее воздействие
на развитие и формирование личности советского
человека. Изменения, происходящие в этой
области, столь значительны, что дают основание
говорить о новом типе личности — личности
советского человека или социалистическом
типе личности. Вместе с тем это же историческое
явление вызывает яростные нападки буржуазной
пропаганды, которая, опираясь на теоретические
построения буржуазных педагогов и психологов,
старается доказать, что изменением социальных
условий нельзя сформировать новых людей
и новый тип личности, так как все плохое,
что заложено в человеке от природы, остается
неизменным, несмотря ни на какие улучшения
материальных и социальных условий. При
этом, как правило, используются отрицательные
примеры в поведении отдельных представителей
нашей молодежи, случаи преступности,
нарушения норм морали, сообщения о которых
даются в нашей печати. Это направление
в буржуазной пропаганде имеет главной
целью отвлечение внимания трудящихся
от борьбы за демократизацию образования,
за создание равных для всех условий обучения
и воспитания, от мыслей о необходимости
радикального изменения общественного
строя, революционного его преобразования.
5.Заключение.
Итак, связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в явления действительности, в отношения между вещами, действиями и качествами но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение. Речь располагает более сложными образованиями, которые дают основу для теоретического мышления и которые позволяют человеку выйти за пределы непосредственного опыта и делать выводы отвлеченным вербально- логическим путем. К числу аппаратов логического мышления относятся и те логические структуры, моделью которых является силлогизм. Переход к сложным формам общественной деятельности даёт возможность овладеть теми средствами языка, которые лежат в основе наиболее высокого уровня познания- теоретического мышления. Этот переход от чувственного к рациональному и составляет основную черту сознательной деятельности человека, являющейся продуктом общественно-исторического развития.
6.Список используемой литературы