Эстетическое воспитание дошкольников с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Цель - изучение особенностей эстетического развития детей с задержкой психического развития и разработка методических рекомендаций для коррекционно-педагогической работы, направленной на эстетическое воспитание детей данной категории. Объект – особенности эстетического развития дошкольников с ЗПР. Предмет - содержание коррекционно-педагогической работы по эстетическому воспитанию дошкольников с ЗПР. Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач: Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования. Выявить особенности эстетического развития дошкольников с задержкой психического развития. Разработать методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы в психолого-педагогической литературе 6
1.1.Понятие эстетического воспитания и эстетического развития. 6
1.2.Особенности эстетического воспитания нормально развивающихся дошкольников 10
1.4.Методические подходы к работе по эстетическому воспитанию нормально развивающихся детей дошкольного возраста. 16
1.5.Особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. 20
1.6. Методические подходы к работе по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста с ЗПР. 24
Глава 2. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы, направленной на эстетическое воспитание дошкольников с ЗПР. 29
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Mikhaylova_Alena.docx

— 85.14 Кб (Скачать файл)

Чувство комического у детей  в значительной степени отличается от данного чувства взрослого  человека. Оно возникает в результате раскрытия доступных им противоречий в чем либо. Первые проявления чувства комического у детей в элементарной форме можно наблюдать очень рано. Маленькому ребенку доступны самые примитивные, чисто внешние формы комического, основанные на несоответствии привычке, ожиданию. Способность замечать отклонения от нормы и воспринимать их как комические появляются в результате формирования у детей достаточно устойчивых представлений о внешнем виде предметов, людей, животных, об их движениях. Дети младшего и среднего дошкольного возраста легче всего воспринимают комическое в поведении животных, близких им по возрасту сказочных персонажей, ровесников. Труднее – в поведении взрослых. Так как они являются для детей образцом разумного, поэтому смешное в их поведении дети не замечают, считая это нормой.

В старшем дошкольном возрасте ребенок  может заметить уже более тонкие несоответствия, часто смеется над  нелогичностью действий и поступков  взрослых. В этом возрасте дети с  удовольствием слушают смешные  сказки, стихи, пытаются сами создавать  комические ситуации в рисунках и  сказках.“У ребенка есть великая потребность смеяться. Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности – одна не из последних задач воспитания”– писал К.Чуковский.

Формированию у детей дошкольного  возраста чувство юмора способствуют произведения лучших детских писателей: Чуковского, Маршака, Носова и др., раскрывающие различные по своей сложности комические моменты. Необходимо постепенное усложнение комического содержания. В начале используются произведения, где ярко выражены комические ситуации, в основе которых лежит одушевление предметов, незнание героями элементарных правил поведения, известных детям. Затем подбираются произведения более сложные, содержащие комизм, основанный на нелогичности поступков, показе каких-либо отрицательных качеств персонажа.

Эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Чувства, в том числе и эстетические – специфическая форма отражения окружающего. Поэтому они не могут возникнуть и развиваться там, где в повседневном окружении нет тех сочетаний предметов, форм, красок, звуков, которые могут быть восприняты как образцы прекрасного. Однако только наличие этих объектов еще недостаточно для возникновения у детей эстетических чувств. Природа – это самый совершенный объект для эстетического воспитания ребенка, он всегда находится перед его глазами. 
Но ребенок должен научиться воспринимать присущие ей разнообразные формы, гармонию красок, звуков, запахов и испытывать при этом эстетические чувства, а помочь ему в этом могут взрослые, организуя экскурсии и походы на природу.

По отношению к детям  дошкольного возраста задачи эстетического  воспитания можно сформулировать так:

систематически развивать  эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей;

закладывать первоначальные основы эстетического вкуса, подводить  детей к эстетической оценке наиболее доступных явлений; 

приобщать детей к эстетической деятельности, воспитывать у них  привычку вносить элементы прекрасного  в быт, природу, отношения с людьми;

развивать художественно-творческие способности детей в различных  видах словесно-художественной, музыкальной, изобразительной, театрально-игровой деятельности. [1]

Какими бы средствами ни осуществлялось эстетическое воспитание, в какой бы деятельности оно ни проводилось, его направление всегда подчинено определенным требованиям  в соответствии с общей целью  воспитания и обучения детей.

Первое требование связано  с реализацией задач всестороннего  развития. Эстетическое воспитание неразрывно связано со всеми другими сторонами  формирования личности ребенка. Оно  обогащает нравственные отношения  детей, придавая им особую эмоциональную  окраску. Занимаясь искусством, дети постоянно сравнивают, отмечают характерное, различают признаки предметов, явлений, благодаря чему развиваются их умственные способности, активизируется процесс восприятия. Так эстетическое переживание выполняет свою важную (и незаменимую) роль в обогащении различных сторон личности ребенка.

Второе требование: решение  задач эстетического воспитания должно осуществляться во всех видах  и формах воспитания и обучения детей, в любой их деятельности — в  игре и занятиях, в труде и действиях  в быту. Любое занятие дает возможность  формировать у детей эстетическое восприятие, эстетические чувства и  представления. Эстетическое отношение  может быть выражено и к содержанию материала занятия, и к процессу обучения. Когда воспитатель ведет  занятие в хорошем темпе, четко, упорядоченно, удачно сочетает объяснения, вопросы, исполнение произведений, показ  иллюстраций, сам ход занятия  вызывает у детей чувство удовлетворения, все задания они выполняют  с готовностью, заинтересованностью. Пособия, используемые на занятии, должны не только утилитарно отвечать учебным  задачам, но и соответствовать художественным требованиям. Ребенок испытывает удовольствие, когда, например, при обучении счету  он манипулирует пособиями красивой окраски, формы, к тому же выполненными из привлекательного материала. Эстетические чувства активизируют и познавательные интересы детей.

Содержание работы по ознакомлению с общественными явлениями, с  природой, обучению трудовым умениям, воспитанию навыков культурного  поведения включает в каждом случае свои особые задачи. На них педагог  обращает основное внимание. Но важно  не забывать, что эстетический подход к решению этих задач поможет  открыть перед детьми новые стороны  усваиваемого содержания, углубить их знания и представления, эмоционально обогатить личность ребенка.[20]

1.4.Методические подходы к работе по эстетическому воспитанию нормально развивающихся детей дошкольного возраста.

 

Методы эстетического  воспитания служат развитию у детей  способности видеть прекрасное в окружающем, переживать, воспринимая прекрасное. С этой целью применяются различные сочетания словесных и наглядных приемов. Методы и приемы воспитания эстетического отношения к окружающему отличаются яркой наглядностью: систематически организуются целенаправленные наблюдения с опорой на зрительные, слуховые, осязательные ощущения. Естественно, что использование наглядности сочетается с разъяснением, «что такое хорошо и что такое плохо».

Методы направлены также  на приобщение детей к эстетической, и прежде всего к художественной практической деятельности, на развитие способности художественно воспроизводить, творчески видоизменять окружающее, а также искать и находить способы выражения и изображения впечатлений в словах, красках, звуках, движениях. С этой целью применяются метод упражнений в навыках и поисковый метод, стимулирующий внесение изменений, вариаций в рисунок, музыкальную игру, рассказывание и т.д. Используются также разъяснения, показ приемов исполнения и творческие задания.

Основные методы относятся  к эстетическому воспитанию в  целом. Ведущей деятельностью, однако, является художественная. В зависимости от того, где она формируется — на занятиях в процессе обучения, в самостоятельной деятельности детей, в развлечениях, в игре, эти методы получают дальнейшую конкретизацию. 

Методы и приемы художественного  обучения, развития художественной деятельности разнообразны. Это разнообразие определяется источниками информации, получаемой детьми в процессе обучения, видами деятельности (пение, рисование), задачами развития способностей и т. д.[3]

Новые знания и представления  дети получают из различных источников:

а) их знакомят непосредственно с произведениями искусства;

б) им рассказывают, объясняют, задают вопросы с целью обучения знаниям и навыкам.

Следовательно, методы и приемы можно разделить на: наглядные и словесные. К этим методам предъявляются определенные требования.

Исполнение литературных, музыкальных произведений должно быть художественным, выразительным. Словесные  методы также должны носить образный, эмоциональный характер. Их назначение не только в том, чтобы дети поняли содержание картины, стихотворения, песни  или смысл какого-либо задания. Беседы, пояснения направлены на то, чтобы  создать определенное настроение в  соответствии с образами произведений, побудить детей к сопереживанию, привлечь их внимание к выразительным  и изобразительным средствам.

Методы и приемы зависят  также от того, какие качества, способности, необходимые для художественной деятельности, взрослый формирует у  ребенка. Необходимо, с одной стороны, сформировать способы творческих и  самостоятельных действий, которые  будут нужны при выполнении любой  деятельности, а с другой стороны, развить специальные художественные способности, обеспечивающие осуществление музыкальной, изобразительной, словесно-художественной деятельностей.

Можно отметить определенную взаимосвязь методов и приемов, как бы дополняющих друг друга. К  их числу относятся следующие:  

слово воспитателя (пояснения, указания), наглядные методы, демонстрирующие  произведение искусства, и показ  приемов изображения, исполнения;

приемы развития сознательного  отношения к произведению искусства, умения анализировать, сопоставлять и  приемы, побуждающие к эмоциональным  переживаниям;

показ эталонов действий, которым  надо точно следовать, и приемы, формирующие  способы самостоятельных действий;

приемы, направленные на упражнения, тренировку в навыках и на развитие творческих действий.

В программе эстетического  воспитания в специальный раздел выделена (начиная со средней группы) самостоятельная художественная деятельность детей, что подчеркивает ее значение для общего и художественного  развития ребенка. Эта форма организации  детской деятельности наряду с занятиями, развлечениями и праздниками  должна занимать значительное место  в художественном воспитании. [18]

В самостоятельной деятельности дети действуют индивидуально или  объединяются в небольшие группы. Они по своей инициативе рисуют, поют, танцуют, рассказывают друг другу  сказки, читают стихи. Многие из них  отдают предпочтение той или иной деятельности.

Самостоятельная художественная деятельность детей проявляется  в различных ситуациях. Некоторые  из ребят склонны в своих сюжетно-ролевых  играх применять художественный материал (украшают комнату для кукол, рисуют коврики), иногда поют песню  и танцуют, исполняя роли персонажей игры, и т. д. Другие стремятся к  самообучению. Они повторяют какой-либо элемент пляски, который еще не усвоили, рисуют, вырезают, подбирают мелодию, играя на детском музыкальном инструменте. Наконец, третьи любят рассматривать картинки, слушать музыку в грамзаписи и т. д. Дети сами применяют и совершенствуют имеющийся у них опыт, отражая художественные впечатления, которые получены в семье и в детском саду.

Важно обогащать художественные впечатления ребенка. Они являются источником самостоятельной деятельности, дети отражают их в рисунках, играх, драматизациях. Так, развлечения в  детском саду — одна из ярких  страниц жизни ребенка. Развлечения  эмоционально обогащают детей. Кукольный и теневой театры, игры-аттракционы, литературно-музыкальные концерты дают детям возможность проявлять разнообразные способности. Такую же роль играют и праздники. Воспитатель следит за тем, какие художественные впечатления, полученные в семье и детском саду, отражаются в играх детей.[22]

Другим фактором, содействующим  становлению самостоятельной художественной деятельности, являются занятия. Если на занятиях у детей развиваются  способы самостоятельных действий в рисовании, пении и т. д., то впоследствии они и по собственной инициативе действуют находчиво, изобретательно. Важно накопление несложного музыкального и литературного репертуара и  хорошее владение им; дети могут  спеть знакомую песню без сопровождения, самостоятельно драматизировать сказку, передавая выразительные интонации  речи ее героев, т. п. 

Методика руководства  самостоятельной деятельностью  отличается своеобразием — это руководство  осуществляется косвенно. Воспитатель, прежде всего, создает такие условия, в которых дети могли бы свободно и непринужденно проявлять свои художественные интересы и склонности. Все необходимое для художественной деятельности (материалы, инструменты, персонажи кукольного театра и т. п.) находится в определенных местах, причем должно быть расположено так, чтобы дети сами могли достать, а  затем убрать нужные им предметы. 

Руководство самостоятельной  деятельностью, развитие проявляющихся у детей способностей обязательно предполагают индивидуальный подход, изучение их склонностей к различным видам художественной деятельности. Вместе с тем часто дети организуются в небольшие группы на основе общих художественных интересов. Воспитателю полезно присмотреться к этим группам, выяснить взаимоотношения в них, с тем чтобы менее активные дети были поставлены в благоприятные условия. Хотя эта деятельность детей возникает по их желанию, воспитатель не безразлично относится к тому, принимает или не принимает в ней участие тот или иной ребенок.[22]

Таким образом, эстетическое воспитание очень важно для всестороннего  развития ребенка. Азы эстетического  воспитания закладываются при участии  взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление  долгие годы. Исключительно важной и необходимой, как в сфере образования, так и в семейном воспитании, является задача научить маленького человека правильно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности. 

Информация о работе Эстетическое воспитание дошкольников с ЗПР