Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:08, курсовая работа
Цель - изучение особенностей эстетического развития детей с задержкой психического развития и разработка методических рекомендаций для коррекционно-педагогической работы, направленной на эстетическое воспитание детей данной категории. Объект – особенности эстетического развития дошкольников с ЗПР. Предмет - содержание коррекционно-педагогической работы по эстетическому воспитанию дошкольников с ЗПР. Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач: Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования. Выявить особенности эстетического развития дошкольников с задержкой психического развития. Разработать методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы.
Введение 3
Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы в психолого-педагогической литературе 6
1.1.Понятие эстетического воспитания и эстетического развития. 6
1.2.Особенности эстетического воспитания нормально развивающихся дошкольников 10
1.4.Методические подходы к работе по эстетическому воспитанию нормально развивающихся детей дошкольного возраста. 16
1.5.Особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. 20
1.6. Методические подходы к работе по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста с ЗПР. 24
Глава 2. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы, направленной на эстетическое воспитание дошкольников с ЗПР. 29
Заключение
Список литературы
Чувство комического у детей в значительной степени отличается от данного чувства взрослого человека. Оно возникает в результате раскрытия доступных им противоречий в чем либо. Первые проявления чувства комического у детей в элементарной форме можно наблюдать очень рано. Маленькому ребенку доступны самые примитивные, чисто внешние формы комического, основанные на несоответствии привычке, ожиданию. Способность замечать отклонения от нормы и воспринимать их как комические появляются в результате формирования у детей достаточно устойчивых представлений о внешнем виде предметов, людей, животных, об их движениях. Дети младшего и среднего дошкольного возраста легче всего воспринимают комическое в поведении животных, близких им по возрасту сказочных персонажей, ровесников. Труднее – в поведении взрослых. Так как они являются для детей образцом разумного, поэтому смешное в их поведении дети не замечают, считая это нормой.
В старшем дошкольном возрасте ребенок может заметить уже более тонкие несоответствия, часто смеется над нелогичностью действий и поступков взрослых. В этом возрасте дети с удовольствием слушают смешные сказки, стихи, пытаются сами создавать комические ситуации в рисунках и сказках.“У ребенка есть великая потребность смеяться. Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности – одна не из последних задач воспитания”– писал К.Чуковский.
Формированию у детей
Эстетические чувства, так же как и
моральные, не являются врожденными. Чувства,
в том числе и эстетические – специфическая
форма отражения окружающего. Поэтому
они не могут возникнуть и развиваться
там, где в повседневном окружении нет
тех сочетаний предметов, форм, красок,
звуков, которые могут быть восприняты
как образцы прекрасного. Однако только
наличие этих объектов еще недостаточно
для возникновения у детей эстетических
чувств. Природа – это самый совершенный
объект для эстетического воспитания
ребенка, он всегда находится перед его
глазами.
Но ребенок должен научиться воспринимать
присущие ей разнообразные формы, гармонию
красок, звуков, запахов и испытывать при
этом эстетические чувства, а помочь ему
в этом могут взрослые, организуя экскурсии
и походы на природу.
По отношению к детям дошкольного возраста задачи эстетического воспитания можно сформулировать так:
систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей;
закладывать первоначальные основы эстетического вкуса, подводить детей к эстетической оценке наиболее доступных явлений;
приобщать детей к эстетической деятельности, воспитывать у них привычку вносить элементы прекрасного в быт, природу, отношения с людьми;
развивать художественно-творческие способности детей в различных видах словесно-художественной, музыкальной, изобразительной, театрально-игровой деятельности. [1]
Какими бы средствами ни осуществлялось эстетическое воспитание, в какой бы деятельности оно ни проводилось, его направление всегда подчинено определенным требованиям в соответствии с общей целью воспитания и обучения детей.
Первое требование связано
с реализацией задач
Второе требование: решение
задач эстетического воспитания
должно осуществляться во всех видах
и формах воспитания и обучения детей,
в любой их деятельности — в
игре и занятиях, в труде и действиях
в быту. Любое занятие дает возможность
формировать у детей
Содержание работы по ознакомлению с общественными явлениями, с природой, обучению трудовым умениям, воспитанию навыков культурного поведения включает в каждом случае свои особые задачи. На них педагог обращает основное внимание. Но важно не забывать, что эстетический подход к решению этих задач поможет открыть перед детьми новые стороны усваиваемого содержания, углубить их знания и представления, эмоционально обогатить личность ребенка.[20]
Методы эстетического воспитания служат развитию у детей способности видеть прекрасное в окружающем, переживать, воспринимая прекрасное. С этой целью применяются различные сочетания словесных и наглядных приемов. Методы и приемы воспитания эстетического отношения к окружающему отличаются яркой наглядностью: систематически организуются целенаправленные наблюдения с опорой на зрительные, слуховые, осязательные ощущения. Естественно, что использование наглядности сочетается с разъяснением, «что такое хорошо и что такое плохо».
Методы направлены также на приобщение детей к эстетической, и прежде всего к художественной практической деятельности, на развитие способности художественно воспроизводить, творчески видоизменять окружающее, а также искать и находить способы выражения и изображения впечатлений в словах, красках, звуках, движениях. С этой целью применяются метод упражнений в навыках и поисковый метод, стимулирующий внесение изменений, вариаций в рисунок, музыкальную игру, рассказывание и т.д. Используются также разъяснения, показ приемов исполнения и творческие задания.
Основные методы относятся к эстетическому воспитанию в целом. Ведущей деятельностью, однако, является художественная. В зависимости от того, где она формируется — на занятиях в процессе обучения, в самостоятельной деятельности детей, в развлечениях, в игре, эти методы получают дальнейшую конкретизацию.
Методы и приемы художественного обучения, развития художественной деятельности разнообразны. Это разнообразие определяется источниками информации, получаемой детьми в процессе обучения, видами деятельности (пение, рисование), задачами развития способностей и т. д.[3]
Новые знания и представления дети получают из различных источников:
а) их знакомят непосредственно с произведениями искусства;
б) им рассказывают, объясняют, задают вопросы с целью обучения знаниям и навыкам.
Следовательно, методы и приемы можно разделить на: наглядные и словесные. К этим методам предъявляются определенные требования.
Исполнение литературных, музыкальных произведений должно быть художественным, выразительным. Словесные методы также должны носить образный, эмоциональный характер. Их назначение не только в том, чтобы дети поняли содержание картины, стихотворения, песни или смысл какого-либо задания. Беседы, пояснения направлены на то, чтобы создать определенное настроение в соответствии с образами произведений, побудить детей к сопереживанию, привлечь их внимание к выразительным и изобразительным средствам.
Методы и приемы зависят
также от того, какие качества, способности,
необходимые для художественной
деятельности, взрослый формирует у
ребенка. Необходимо, с одной стороны,
сформировать способы творческих и
самостоятельных действий, которые
будут нужны при выполнении любой
деятельности, а с другой стороны,
развить специальные
Можно отметить определенную взаимосвязь методов и приемов, как бы дополняющих друг друга. К их числу относятся следующие:
слово воспитателя (пояснения, указания), наглядные методы, демонстрирующие произведение искусства, и показ приемов изображения, исполнения;
приемы развития сознательного отношения к произведению искусства, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям;
показ эталонов действий, которым
надо точно следовать, и приемы, формирующие
способы самостоятельных
приемы, направленные на упражнения, тренировку в навыках и на развитие творческих действий.
В программе эстетического воспитания в специальный раздел выделена (начиная со средней группы) самостоятельная художественная деятельность детей, что подчеркивает ее значение для общего и художественного развития ребенка. Эта форма организации детской деятельности наряду с занятиями, развлечениями и праздниками должна занимать значительное место в художественном воспитании. [18]
В самостоятельной деятельности дети действуют индивидуально или объединяются в небольшие группы. Они по своей инициативе рисуют, поют, танцуют, рассказывают друг другу сказки, читают стихи. Многие из них отдают предпочтение той или иной деятельности.
Самостоятельная художественная
деятельность детей проявляется
в различных ситуациях. Некоторые
из ребят склонны в своих сюжетно-
Важно обогащать художественные впечатления ребенка. Они являются источником самостоятельной деятельности, дети отражают их в рисунках, играх, драматизациях. Так, развлечения в детском саду — одна из ярких страниц жизни ребенка. Развлечения эмоционально обогащают детей. Кукольный и теневой театры, игры-аттракционы, литературно-музыкальные концерты дают детям возможность проявлять разнообразные способности. Такую же роль играют и праздники. Воспитатель следит за тем, какие художественные впечатления, полученные в семье и детском саду, отражаются в играх детей.[22]
Другим фактором, содействующим
становлению самостоятельной
Методика руководства
самостоятельной деятельностью
отличается своеобразием — это руководство
осуществляется косвенно. Воспитатель,
прежде всего, создает такие условия,
в которых дети могли бы свободно
и непринужденно проявлять свои
художественные интересы и склонности.
Все необходимое для
Руководство самостоятельной деятельностью, развитие проявляющихся у детей способностей обязательно предполагают индивидуальный подход, изучение их склонностей к различным видам художественной деятельности. Вместе с тем часто дети организуются в небольшие группы на основе общих художественных интересов. Воспитателю полезно присмотреться к этим группам, выяснить взаимоотношения в них, с тем чтобы менее активные дети были поставлены в благоприятные условия. Хотя эта деятельность детей возникает по их желанию, воспитатель не безразлично относится к тому, принимает или не принимает в ней участие тот или иной ребенок.[22]
Таким образом, эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Исключительно важной и необходимой, как в сфере образования, так и в семейном воспитании, является задача научить маленького человека правильно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности.
Информация о работе Эстетическое воспитание дошкольников с ЗПР