Эмпирическое исследование влияния метода арт-терапии ‭ на уровень агрессивности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой ра‭боты: выявление возможностей методов арт-терапии ‭‭в коррекции а‭грессивности подростков.
Объект исследова‭ния: а‭грессивность подростков.
Предмет: динамика уровня агрессивности подростков
Гипотеза‭ исследова‭ния: арт-терапия ‭‭является эффективным средством коррекции а‭грессивности подростков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………....3

Глава 1 Теоретический анализ литературы по проблеме коррекции агрессивности подростков………..7

1.1 Понятие агрессивности в трудах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………………….7

1.2 Особенности эмоциональной сферы подростков………………….16

1.3 Арт-терапия ‭ в работе с агрессивными подростками……………24

Выводы по главе…………………………………………………..32

Глава 2 Эмпирическое исследование влияния метода арт-терапии ‭ на уровень агрессивности подростков……………………………………………………………….33


2.1 Обоснование методов исследования………………………………..33

2.2 Анализ результатов первичной диагностики и обоснование коррекционной программы………………………………………………….36

2.3 Анализ результатов вторичной диагностики………………………42

Выводы по 2 главе…………………………………………………47

Заключение…………………………………………………………..49

Список использованнОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

111.docx

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Стратегической целью  арт-терапии  ‭ является гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышает самооценку и степень его самопринятия и самоценности. Отсюда вытекает важнейший принцип аррттерапии – одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества.

В работе с детьми важно  использовать гибкие формы психотерапевтической работы, и арт-терапия   ‭ предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для его психики способом. Сам ребенок, как правило, даже не осознает того, что с ним происходит, ему просто очень тревожно.

Арт-терапия   ‭ предоставляет участникам высокую степень свободы и самостоятельности. Поощряется спонтанный характер творческой деятельности. Участники определяются с замыслом, выбирают форму, материалы, цвета в соответствии с выбранной темой, сами контролируют последовательность действий. За ребенком остается право выбирать меру участия в групповой работе. Творчество, как известно, само по себе обладает целительной силой.

Психолог на арттерапевтических занятиях — равноправный партнер каждого ребенка. Причем, чем меньше психолог вмешивается в художественную деятельность детей, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия. Арттерапевт может помочь в раскрытии и в лечении глубинного проблемного материала, который трудно выразить вербально. Арттерапевтические техники направлены на достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении, на эмоциональную поддержку, на выработку гуманно-ориентированных моделей поведения.

Таким образом, арт-терапия   ‭ позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике.

Целью проведения исследования стало определение влияния метода арт-терапии  ‭ на уровень агрессивности подростков.

На констатирующем этапе  эксперимента мы выявили, что для  испытуемых характерно:

- средний уровень экстраверсии (46,6% испытуемых)– испытуемые оптимистичны, активны, продуктивно выполняют  любую работу как в компании, так и в одиночестве.

- уровень неротизма ниже среднего (66,7%) - проявляют спокойствие и уверенность, не склонны к бурному излиянию чувств, у них повышенная стрессоустойчивость, они продуктивно работают в напряженных ситуациях.

- низкая открытость новому  опыту (40%) – испытуемые сложно  воспринимают все то новое, что появляется вокруг, отсутствие гибкости и готовность к изменениям.

- низкий уровень сознательности (53,3%) - беспечность, небрежность,  слабоволие

- средний уровень доброжелательности (33,3%).

- индекс враждебности:

53% испытуемых - в норме

46% испытуемых человек - выше нормы

- индекс агрессивности:

33% испытуемых – в норме

66% испытуемых - выше нормы.

После проведения коррекционной  работы уровень агрессивности снизился с 66,7% до 6,7 (высокий уровень). Количество человек с агрессивностью в норме  возросло до 60%. По всем показателям  характеристики уровня агрессивности  существенно снизились: наиболее заметные улучшения произошли в уровне физической агрессии, индексе агрессивности.

Матстатистический анализ показал, что произошли положительные сдвиги в уменьшении уровня агрессивности подростков. Таким образом, контрольная диагностика испытуемых после проведения коррекционной работы показала, что у подростков, участвовавших в проведении занятий, снизился уровень агрессивности. Данный факт подтверждает гипотезу, выдвинутую в начале исследования

 

 

 

 

 

 

Список  использованнОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

    1. Алфимова, М.В. Психогенетика агрессивности /М.В. Алфимова, В.И Трубников // Вопросы психологии. - 2000. - №6. - С.112.
    2. Андрюшина, Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков /Л.О. Андрюшина // Дис. ... канд. психол. наук. - Тверь, 2003. - 202 c.
    3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : учебник для вузов / Т. А. Добровольская, Л. Н. Комиссарова, И. Ю. Левченко, Е. А. Медведева. – М. : Академия, 2001. – 248 с.
    4. Бандура, А. Подростковая агрессия / А.Бандура, Р.Уолтерс. - М.: ВЛАДОС, 2005. – 345с.
    5. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль /Л. Берковиц. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 510 с.
    6. Бетенски, М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии  ‭ / М.Бетенски. - - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 256 с.
    7. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений /В.К. Вилюнас. – М.: Гардарики, 2004. – 489с.
    8. Водинская, М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью Водинская М.В.. – М.: Теревинф, 2006.
    9. Гудман, Р. Обсуждение и создание детских рисунков. Практикум по арт-терапии  ‭ / Р.Гудман; Под ред. А.И. Копытина. - СПб.: Питер, 2001. – 448 с.
    10. Додонов, Б.И. Эмоции как ценность /Б.И. Додонов. - М.: ВЛАДОС, 2008. – 402с.
    11. Дроздов, А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации /А.Ю. Дроздов // СоцИс. - 2003. - № 4. - С.31-34.
    12. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии /С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-71.
    13. Жукова, И. Арт-терапия   ‭ в детском доме / И. Жукова, О. Шапиро // Школьный психолог приложение к газете "Первое сентября". – 2001. – № 40.
    14. Журавлев, В.С. Почему агрессивны подростки /В.С. Журавлев// СоцИс. - 2001. - № 2. - С.18-19.
    15. Иванова, Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения  старшеклассников к их проявлениям. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. / Л.Ю.Иванова. - М.: ВЛАДОС, 2006. – 202с.
    16. Изард, К.Э. Психология эмоций / / К.Э.Изард. Перевед. с английского. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с.
    17. Киселева М.В. Арттерапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [Текст]: пособие / М.В. Киселева СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
    18. Копытин, А.И.  Арт-терапия   ‭ детей и подростков / А.И.Копытин, Е.Е.Свистовская. – М.: Когито-центр, 2007.
    19. Копытин, А.И. Руководство по групповой арт-терапии  ‭ / А.И.Копытин. – СПб.: Речь, 2003. - 320 с.
    20. Копытин А.И. Арт-терапия   ‭ - новые горизонты / Под ред. А.И.Копытина. - М.: Изд. «Когито-Центр», 2006. - 336с.
    21. Куликов, Л.В. Психология настроения /Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – 552с.
    22. Крамер, Э. Детство и арт-терапия   ‭ / Э.Крамер. – М.: Педагогика, 1979.
    23. Лебедева, Л. Д. Арт-терапевтические занятия / Л. Д. Лебедева // Начальная школа. – 2001. – № 5.
    24. Леонтьев, В.О. Классификация эмоций /В.О. Леонтьев. –М.: ВЛАДОС, 2002. – 361с.
    25. Мадонова, Е.Н. Арт-терапия   ‭ в решении задач психологической коррекции / Е.Н.Мадонова // Журнал прикладной психологии. – 2005. - №5. - С. 26-39.
    26. Масагутов, Р.M. Гендерные различия в проявлениях аутоагрессии у подростков//Р.М.Масагутов // Вопросы психологии, 2003. - № 3. – С.44 - 56
    27. Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм/ Ю.Б.Можгинский. - СПб.: Питер, 2009. – 356с.
    28. Общая психология: Учебн.пособие //под ред.Петровского - М.: ВЛАДОС, 2007. – 553с.
    29. Осницкая, А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся /А.К. Осноцкая // Вопросы психологии. - 1994. - №3. - С.61.
    30. Психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Проспект, 2007. – 431 с.
    31. Психология подросткового возраста / Авт.-сост. Д. А. Донцов, М. В. Донцова, Г. В. Сухова, О. В. Матвеева.–Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011.– 134 с.
    32. Психология развития //под ред.А.А.Измайловой, Новосибирск, 2003. – 602с.
    33. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций /Я. Рейковский. - М.: ВЛАДОС, 2001. – 602с.
    34. Санникова, О.П. Эмоциональность в структуре личности /О.П. Санникова. -Одесса: Хорс, 1995. - 364с.
    35. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст]/ Л.М.Семенюк. - М.: Флинта, 2008. – 364с Старикова, С. Арт-терапевтические методы в школе / С. Старикова // Народное образование. – 2007. – № 8.
    36. Уэлсби, К. Часть целого: арт-терапия   ‭ в школе. Исцеляющее искусство. / Уэлсби К. // Журнал арт-терапии  ‭. – 2000. - №2. – С.16-34.
    37. Хульбут, Г. Укрощение бури: интермодальная арт-терапия   ‭ в качестве инструмента преодоления чувств гнева и стыда у перенесших эмоциональные травмы пациентов / Г.Хульбут // Исцеляющее искусство. – 2001. - №3. - С.37-49.
    38. Шингаров, Г.X. Место эмоции в структуре личности /Г.Х. Шинкаров. – М.: Гардарики, 2005. – 602с.
    39. Шоттенлоэр, Г. Рисунок и образ в терапии / Г. Шоттенлоэр. – СПб., 2001.
    40. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция /И.А. Фурманов. - Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с.
    41. Якобсон, П.М. Психология чувств /П.М. Якобсон. - СПб: Питер, 2004. – 605с.
    42. Яковлева, Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Е.Л.Яковлева // Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С.20-27

 


Информация о работе Эмпирическое исследование влияния метода арт-терапии ‭ на уровень агрессивности подростков