Эмпирическое исследование на выявление уровня самоотношения респондента с помощью опросника В.В. Столина и С. Р. Пантилеева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:01, реферат

Описание работы

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Под «личностью» понимают:
1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова)
2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Содержание работы

1. Теоретическая часть
1.1. Личность 3
1.2. Самоотношение личности 4
1.3. Описание методики 5
2. Практическая часть
2.1. Методика проведения 7
2.2. Описание респондента 9
2.3. Бланк ответов 9
2.4. Перевод «сырых» баллов в накопленные частоты 10
2.5. Интерпретация результатов 10
3. Вывод 11
4. Библиография 12

Файлы: 1 файл

эмпирическое исследование по психологии.docx

— 35.67 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и  науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального  образования

«Московский государственный  университет 

дизайна и технологии»

Институт Дизайна

Кафедра «Дизайн костюма»

 

 

 

ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ

на выявление  уровня самоотношения респондента с помощью опросника В.В. Столина и С. Р. Пантилеева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Иконова Е. В.

Группа: ДК-081

Проверила: Медведева Г.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012

Оглавление.

 

  1. Теоретическая часть
    1. Личность                                                                                            3
    2. Самоотношение личности                                                          4
    3. Описание методики                                                                       5
  2. Практическая часть
    1. Методика проведения                                                                  7
    2. Описание респондента                                                                 9
    3. Бланк ответов                                                                                  9
    4. Перевод «сырых» баллов в накопленные частоты        10
    5. Интерпретация результатов                                                   10
  3. Вывод                                                                                                      11
  4. Библиография                                                                                     12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

 

Личность

 

    Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.

    Под «личностью» понимают:

1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова)

2) устойчивую систему  социально значимых черт, характеризующих  индивида как члена того или  иного общества или общности.

    Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

    Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

    Индивидуа́льность — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращении с ребёнком. "Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают" (А.Г. Асмолов).

 

 

Самоотношение личности.

 

    Одним из важнейших отношений социального бытия человека 
является его отношение к себе. Любое проявление человека как 
социального субъекта сопровождается включением в данный про- 
цесс его самоотношения. 
    Самоотношение является для психологии традиционным 
объектом исследования и не исчезает из ее поля зрения со времен 
У. Джеймса (исключение составляют лишь 20-40-е годы ХХ века). 
За это время накоплены богатейшие теоретические и эксперимен- 
тальные данные изучения самоотношения как объекта психологи- 
ческого анализа, раскрыты механизмы его формирования, особен- 
ности функционирования и строения. Значительным вниманием 
среди психологов пользуется проблема влияния самоотношения на 
поведение человека, особенно на его асоциальные формы. 

    Самоотношение - проявление специфики отношения личности к собственному "Я". Строение самоотношения может включать: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т. д. В. В. Столин (1985) в эмоциональном самоотношении рассматривает симпатию, уважение, близость. С. Р. Пантелеев (1991) понимает самоотношение как выражение смысла "Я" для субъекта. Другие авторы усматривают в самоотношении переживание собственной ценности, выражающееся в чувстве самоуважения. Самоотношение обладает защитными возможностями. Человек может защищать свое "Я" от отрицательных эмоций и поддерживать самоуважение на относительно постоянном уровне. В ряде случаев склонность объяснить собственные неудачи и промахи ссылками на обстоятельства играет адаптивную защитную роль, понижая уровень тревоги и облегчая дальнейшую деятельность. Самоотношение человека влияет на его поведение в конфликтах, прежде всего, во внутриличностных. Самоотношение может изменяться в зависимости от особенностей конкретной ситуации, в которой оно проявляется.

 

 

 

 

 

 

 

Описание методики.

 

    Опросник самоотношения направлен на выявление уровня самоотношения испытуемого к самому себе. Разработан В.В. Столиным и С. Р. Пантилеевым в 1985 году. Опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

  • 1) глобальное самоотношение;
  • 2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
  • 3) уровень конкретных действий (готовности к ним) в отношении к своему «Я».

Опросник содержит 57 вопросов-суждений, на которые необходимо положительно («да») или отрицательно («нет») ответить.

Методика включает следующее  шкалы:

  • Шкала S – глобальное самоотношение; измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.
  • Шкала I – самоуважение.
  • Шкала II – аутосимпатия.
  • Шкала III – ожидаемое отношение от других.
  • Шкала IV – самоинтерес.

Также выделены семь шкал направленных на измерение выраженности установки  на те или иные внутренние действия в адрес «Я» респондента.

  • Шкала 1 – самоуверенность;
  • Шкала 2 – отношение других;
  • Шкала 3 – самопринятие;
  • Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность;
  • Шкала 5 – самообвинение;
  • Шкала 6 – самоинтерес;
  • Шкала 7 – самопонимание.

 

    В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть.

 

Методика проведения.

    Респонденту предлагается ответить на следующие 57 утверждений. Если Вы согласны с данным утверждением ставьте знак «+», если не согласны то знак «–».

Предлагаемые вопросы:

  1. Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпатией.
  2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.
  3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.
  4. Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки.
  5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.
  6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности.
  7. Мое «Я» всегда мне интересно.
  8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.
  9. В моей жизни есть или по крайней мере были люди с которыми я был чрезвычайно близок.
  10. Собственное уважение мне еще надо заслужить.
  11. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел.
  12. Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.
  13. Я сам хотел во многом себя переделать.
  14. Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.
  15. Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.
  16. Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.
  17. Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным.
  18. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.
  19. Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.
  20. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.
  21. Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне.
  22. Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной.
  23. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.
  24. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.
  25. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни – это подчиниться собственной судьбе.
  26. Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.
  27. К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать.
  28. Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским.
  29. Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.
  30. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.
  31. В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.
  32. Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.
  33. Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека.
  34. Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю у себя, разумно ли это.
  35. Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он бы тут же понял, какое я ничтожество.
  36. Временами я сам собой восхищаюсь.
  37. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.
  38. В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.
  39. Без посторонней помощи я мало что могу сделать.
  40. Иногда я сам себя плохо понимаю.
  41. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.
  42. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.
  43. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других неприязнь.
  44. Большинство моих знакомых не принимают меня так уж всерьез.
  45. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.
  46. Я вполне могу сказать, что унижаю себя сам.
  47. Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.
  48. В целом, меня устраивает то, какой я есть.
  49. Вряд ли меня можно любить по-настоящему.
  50. Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.
  51. Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению.
  52. Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.
  53. То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.
  54. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.
  55. Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.
  56. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделом тебе».
  57. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.

 

 

Описание респондента.

    Респондент: девушка  в возрасте 23 полных лет, обучающаяся  в университете по художественной  специальности.

 

Бланк ответов.

 

1.

 

21.

 

41.

 

2.

 

22.

 

42.

 

3.

 

23.

 

43.

 

4.

 

24.

 

44.

 

5.

 

25.

 

45.

 

6.

 

26.

 

46.

 

7.

 

27.

 

47.

 

8.

 

28.

 

48.

 

9.

 

29.

 

49.

 

10.

 

30.

 

50.

 

11.

 

31.

 

51.

 

12.

 

32.

 

52.

 

13.

 

33.

 

53.

 

14.

 

34.

 

54.

 

15.

 

35.

 

55.

 

16.

 

36.

 

56.

 

17.

 

37.

 

57.

 

18.

 

38.

     

19.

 

39.

     

20.

 

40.

     

 

 

 

Перевод «сырых» баллов в накопленные частоты(%).

 

Шкала

«Сырые» баллы

Накопленные частоты

S

15

69.33

I

8

58.67

II

9

69.67

III

9

39.67

IV

6

71.33

1

4

49.67

2

5

32.0

3

6

89.67

4

5

79.67

5

4

43.33

6

5

54.67

7

3

68.67

Информация о работе Эмпирическое исследование на выявление уровня самоотношения респондента с помощью опросника В.В. Столина и С. Р. Пантилеева