Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:01, реферат
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Под «личностью» понимают:
1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова)
2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.
1. Теоретическая часть
1.1. Личность 3
1.2. Самоотношение личности 4
1.3. Описание методики 5
2. Практическая часть
2.1. Методика проведения 7
2.2. Описание респондента 9
2.3. Бланк ответов 9
2.4. Перевод «сырых» баллов в накопленные частоты 10
2.5. Интерпретация результатов 10
3. Вывод 11
4. Библиография 12
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего
«Московский государственный университет
дизайна и технологии»
Институт Дизайна
Кафедра «Дизайн костюма»
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
на выявление уровня самоотношения респондента с помощью опросника В.В. Столина и С. Р. Пантилеева.
Выполнила: Иконова Е. В.
Группа: ДК-081
Проверила: Медведева Г.И.
Москва, 2012
Оглавление.
Теоретическая часть
Личность
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Под «личностью» понимают:
1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова)
2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.
Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
Индивидуа́льность — совокупность характерных
особенностей и свойств, отличающих одного
индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость,
уникальность. Индивидуальность проявляется
в чертах темперамента, характера
Самоотношение личности.
Одним из важнейших
отношений социального бытия человека
является его отношение к себе.
Любое проявление человека как
социального субъекта сопровождается
включением в данный про-
цесс его самоотношения.
Самоотношение является
для психологии традиционным
объектом исследования и не
исчезает из ее поля зрения со времен
У. Джеймса (исключение составляют
лишь 20-40-е годы ХХ века).
За это время накоплены богатейшие
теоретические и эксперимен-
тальные данные изучения самоотношения
как объекта психологи-
ческого анализа, раскрыты механизмы
его формирования, особен-
ности функционирования и строения.
Значительным вниманием
среди психологов пользуется
проблема влияния самоотношения на
поведение человека, особенно
на его асоциальные формы.
Самоотношение - проявление специфики отношения личности к собственному "Я". Строение самоотношения может включать: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т. д. В. В. Столин (1985) в эмоциональном самоотношении рассматривает симпатию, уважение, близость. С. Р. Пантелеев (1991) понимает самоотношение как выражение смысла "Я" для субъекта. Другие авторы усматривают в самоотношении переживание собственной ценности, выражающееся в чувстве самоуважения. Самоотношение обладает защитными возможностями. Человек может защищать свое "Я" от отрицательных эмоций и поддерживать самоуважение на относительно постоянном уровне. В ряде случаев склонность объяснить собственные неудачи и промахи ссылками на обстоятельства играет адаптивную защитную роль, понижая уровень тревоги и облегчая дальнейшую деятельность. Самоотношение человека влияет на его поведение в конфликтах, прежде всего, во внутриличностных. Самоотношение может изменяться в зависимости от особенностей конкретной ситуации, в которой оно проявляется.
Описание методики.
Опросник самоотношения направлен на выявление уровня самоотношения испытуемого к самому себе. Разработан В.В. Столиным и С. Р. Пантилеевым в 1985 году. Опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:
Опросник содержит 57 вопросов-суждений, на которые необходимо положительно («да») или отрицательно («нет») ответить.
Методика включает следующее шкалы:
Также выделены семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» респондента.
В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.
Практическая часть.
Методика проведения.
Респонденту предлагается ответить на следующие 57 утверждений. Если Вы согласны с данным утверждением ставьте знак «+», если не согласны то знак «–».
Предлагаемые вопросы:
Описание респондента.
Респондент: девушка
в возрасте 23 полных лет, обучающаяся
в университете по
Бланк ответов.
1. |
21. |
41. |
|||
2. |
22. |
42. |
|||
3. |
23. |
43. |
|||
4. |
24. |
44. |
|||
5. |
25. |
45. |
|||
6. |
26. |
46. |
|||
7. |
27. |
47. |
|||
8. |
28. |
48. |
|||
9. |
29. |
49. |
|||
10. |
30. |
50. |
|||
11. |
31. |
51. |
|||
12. |
32. |
52. |
|||
13. |
33. |
53. |
|||
14. |
34. |
54. |
|||
15. |
35. |
55. |
|||
16. |
36. |
56. |
|||
17. |
37. |
57. |
|||
18. |
38. |
||||
19. |
39. |
||||
20. |
40. |
Перевод «сырых» баллов в накопленные частоты(%).
Шкала |
«Сырые» баллы |
Накопленные частоты |
S |
15 |
69.33 |
I |
8 |
58.67 |
II |
9 |
69.67 |
III |
9 |
39.67 |
IV |
6 |
71.33 |
1 |
4 |
49.67 |
2 |
5 |
32.0 |
3 |
6 |
89.67 |
4 |
5 |
79.67 |
5 |
4 |
43.33 |
6 |
5 |
54.67 |
7 |
3 |
68.67 |