Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:52, контрольная работа
Актуальность темы исследования. В современной педагогике преобладает направленность на личностно-ориентированное обучение, опирающееся на принципы гуманистической психологии. В качестве связующего звена педагога с детьми, обеспечивающего личностно-ориентированное обучение, выступает эмпа-тия учителя. Эмпатия способствует видениюучителем подлинных причин, вызывающих то или иное поведение учащихся, и создает особыйэмоциональный фон, позволяющий более полно самореализовываться как ученику, так и самому педагогу.
1. Введение
2. Развитие представлений об эмпатии в зарубежных и отечественных
психологических теориях.
3. Феномен эмпатии в современной психологии. Виды и функции эмпатии.
4. Эмпатия в контексте профессионально-значимых личностных качеств педагога
5. Заключение
6. Список литературы
Критикуя положения выдвинутые Т.П. Гавриловой, А.В. Запорожец, А.З. Неверович и ряд других сотрудников института дошкольного воспитания АПН ССР выдвинули свои положения об особенностях развития эмпатического процесса, они полагают, что сопереживание и сочувствие являются звеньями одной единой эмпатической цепи и обладает свойством однонаправленности (а именно - от сопереживания к сочувствию). К этому выводу они пришли на основе анализа данных, полученных при восприятии детьми-дошкольниками художественного произведения, когда испытуемые были поставлены в определенные условия, требующие от них перехода от переживания к проявлению сочувствия и даже содействия.
Как показали результаты экспериментов создававшиеся при проведении их условия не всегда стимулировали испытуемых на проявление не только содействия персонажам сказки, но и просто сочувствия им. Наблюдались факты, когда даже при очень сильном сопереживании дети не проявляли готовности к сочувствию тому или иному персонажу.
Они вызывали у испытуемых сочувствие к персонажем, выражающееся более или менее определенно у разных детей. Однако многие из испытуемых, даже при наличии явного сочувствия персонажам сказки, не проявляли никакого содействия тем, кому они сочувствовали: импульс к содействию был, вероятно, на столько слаб, что не реализовался в содействии.
Было предположено, что повторно инициированное взрослым переживание на основе возникшего сочувствия сможет вызвать не только появление импульса к содействию, но и, возможно, его реализацию. С этой целью были проведены повторные игры-драматизации с испытуемыми, позволявшие как бы проигрывать роли именно положительного персонажа, моделировать повторную и более полную идентификацию их с положительным героем на фоне пережитого и выраженного сочувствия ему, появившегося в играх-беседах с персонажами. Все это побуждало испытуемых стремиться к разрешению той или иной драматической ситуации, к выходу из нее путем оказания содействия персонажу (иначе говоря, импульс к содействию реализовался здесь в реальном поступке оказания помощи и т.д.)
Однако импульс к содействию может превратиться в мимолетный порыв и не реализоваться. В этом случае основной причиной неосуществления такого прорыва может быть отсутствие у ребенка (в его опыте) развитых способов сочувствовать и содействовать другим.
Итак, выявленная ими динамика эмпатийного процесса такова: сопереживание - сочувствие - импульс к содействию - реальное действие.
Как уже подчеркивалось, эта динамика - однонаправленный процесс. И то, что в исследовании Т.П.Гавриловой утверждается, что он разнонаправленный, объясняется тем, что наблюдающий часто сталкивается в жизни не с законченными и полными эмпатийными процессами, а с их укороченными модификациями, выступающими в виде оборванных на каком-то звене эмпатийных цепочек. Чем изначально короче эта цепочка, тем дальше стоит эмпатийный процесс от своего конечного звена - реального содействия другому, что собственно и является результатом эмпатийного процесса.
В целом, эмпатия - это социально-психологическое свойство личности. Оно представляет собой совокупность социально-психологических способностей индивида, посредством которых данное свойство раскрывается как объекту, так и субъекту эмпатии. В ряд таких способностей входят:
· способность эмоционально реагировать на переживания другого,
· способность распознавать
эмоциональные состояния
· способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека.
Существуют различные критерии выделения видов и форм эмпатии. В качестве примеров таких критериев можно назвать:
1) модальность ведущего
компонента в структуре
2) генезис эмпатии (на основе этого критерия выделяют глобальную, эгоцентрическую и просоциальную эмпатию);
3) критерий диспозиционности эмпатии (личностная и ситуативная эмпатия);
4) критерий уровня развития эмпатии (элементарно-рефлекторные и личностные формы эмпатии).
Один из примеров использования
первого основания для
1) эмоциональная, если
доминирует эмоциональность в
процессе моделирования
2) познавательная, если доминирует
информативность в процессе
3) поведенческая если
доминирует волевой аспект в
процессе моделирования
В свою очередь, В. В. Бойко
различает следующие этапы
1) рациональная эмпатия, которая осуществляется посредством сопричастности, внимания к другому интенсивной аналитической переработки информации о нем;
2) эмоциональная эмпатия, реализуемая посредством эмоционального опыта (переживаний, чувств) в процессе отражения состояний другого;
3) интуитивная эмпатия, включающая в себя в качестве средств отражения другого интуитивность, позволяющую обрабатывать информацию о партнере на бессознательном уровне.
Существует еще один критерий определения форм эмпатии - это направление эмпатических переживаний. Данный показатель эмпатии связан с общей направленностью личности и ее ценностными ориентациями. Согласно этому критерию эмпатия делится на сочувствие и сопереживание. Первое, считает Т. П. Гаврилова, основано в большей мере на своем прошлом опыте и связано с потребностью в собственном благополучии, с собственными интересами. Второе основано на понимании неблагополучия другого человека и связано с его потребностями и интересами. Отсюда сопереживание более импульсивно, более интенсивно, чем сочувствие.
Кроме того, Л. П. Калининский
с соавторами считают, что при
разделении эмпатических реакций вернее
было бы говорить не столько о критерии
разнонаправленности
Т. П. Гаврилова обнаружила, что сопереживание, как более непосредственная концентрированная форма эмпатии, характерно в большей степени для младших школьников, а сочувствие, как более сложная, опосредованная нравственным знанием форма эмпатического переживания, - для подростков. Чаще выражается сочувствие, чем сопереживание.
В современной психологии уже не оспаривается тот факт, что эмпатия может быть направлена как на самого себя, так и на другого человека. Форму эмпатии, направленную на себя, обозначают как сопереживание, чувство дискомфорта или личностный дистресс. Она возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера вызывает напряжение и фрустрацию собственных межличностных потребностей субъекта эмпатии, и он оказывается эмоционально уязвим. При этом индивид испытывает сходные с объектом эмпатии переживания, но они обращены на себя. Это выражается в их содержании: индивид переживает или то, что могло бы случиться с ним в будущем, или то, что произошло с ним в прошлом. Переживания, направленные на себя, способствуют снижению личностного дистресса и восстанавливают психологическое благополучие индивида. Они несут охранную функцию.
Форму эмпатии, направленную на другого, обозначают, как сострадание, сочувствие или эмпатическая забота. В сочувствии отражается переживание индивидом неблагополучия другого как таковое безотносительно к собственному благополучию. Оно возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера актуализирует нравственные побуждения в его пользу и вызывает потребность помочь ему.
Названные виды эмпатии рождают разное поведение по отношению к другому и его нуждам. В случае личностного дискомфорта или дистресса человек предпринимает усилия, направленные на преодоление своего негативного состояния, стремится избежать травмирующих впечатлений, строит стратегию взаимодействия "за себя". Сочувствие или эмпатическая забота, с другой стороны, порождает альтруистические действия в адрес другого и стремление преодолеть его негативное состояние, что находит выражение в стратегии взаимодействия, именуемой "за другого".
3. Эмпатия в контексте профессионально-значимых личностных качеств педагога
Роль и сущность эмпатии в образовательном процессе следует рассматривать в профессионально-деятельностном контексте. Учитель как субьект педагогической деятельности не только приобщается профессиональными функциями, но и конструктивно преобразует свои профессионально- личностные качества на основе их осмысления и анализа.
Профессионализм в работе педагога зависит от личностных качеств человека, избравшего этот вид деятельности как уникальную сферу доверия между людьми, рождающую основу для их взаимоотношений и взаимной ответственности.
Следовательно, педагогу необходимо обладать такими качествами как:
Эмпатия в психологическом словаре определяется, как способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей.
Психологическая осведомленность и постоянная подпитка психологическими знаниями нужна каждому педагогу Ии в его работе с мотивационной сферой школьника, чтобы целенаправленно пробуждать в нем, в его повседневной деятельности, в общении побуждения нравственного, а не индивидуального характера.
Всю совокупность перцептивных умений можно представить следующим взаимосвязанным рядом:
Эмпатийныме умения.
1.Умения “читать по
лицу”, по мимике или по
поведению - т.е., так сказать, технические
умения ориентировки в
2. Умения переходить от
техники к внутреннему
В.А. Лабунская фактически показала, что общение по-разному деформируется личностными особенностями его участников.
Становление педагога как профессионала, формирование у него необходимых способностей, в том числе и эмпатийных, происходит в процессе педагогической деятельности.
Педагогический опыт - это совокупность полученных на практике умений, навыков и приемов воспитания и обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Реализация идей гуманизации
образования предполагает изменение общих
установок содержания профессионально-
Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия - ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнёра по общению и, прежде всего, в обучении и воспитании. Поэтому эмпатия рассматривается как профессионально значимое качество педагога.
Анализ теоретических работ, посвящённых проблемам эмпатии в педагогической деятельности, показал, что проблема развития и целенаправленного формирования эмпатии у студентов педагогического вуза относится к ряду актуальных задач современной педагогической психологии.
Проявление эмпатии в педагогической деятельности способствует установлению субъект—субъектных отношений в педагогическом процессе. Благодаря этому педагог может лучше понять не только радость ребёнка, но и его проблемы, тревоги. Понять - значит принять. Безусловное принятие ребёнка значимым взрослым помогает ему принимать самого себя, то есть формировать у себя адекватную самооценку, позитивную Я-концепцию и даёт возможность стать здоровой самоактуализирующейся личностью, что и является целью гуманистической педагогики. Именно эти задачи мы попытаемся выполнить в ходе проведения опытно – экспериментальной части исследования.