Эмоциональный стресс и расстройство адаптации у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявить основные психологические условия эмоционального стресса у детей и подростков
Объект работы – становление личности детей и подростков.
Предмет работы – психологические условия возникновения эмоционального стресса у детей и подростков.
Гипотезы работы. Предполагалось, что психологические условия возникновения эмоционального стресса, а именно, личностные, поведенческие особенности, социальные имеют негативные воздействия эмоционального стресса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3-4
ИСТОКИ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
«ПСИХОСОМАТИКА»…………………………………...5-9
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС КАК ПРИЧИНА
ВОЗНАКНОВЕНИЯ ПСИХО-СОМАТИЧЕСКИХ
НАРУШЕНИЙ………………………………………..…...9-15
Причины, проявления, последствия эмоционального
стресса и расстройство адаптации у детей…………15-31
Эмоциональный стресс и расстройство адаптации
у подростков………………………………………………31-39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………….…..39-41
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………..…..42-45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2013.docx

— 79.76 Кб (Скачать файл)

Не стоит забывать и о традиционных детских страхах. Они, по мнению психологов, также могут стать причиной стресса. Речь, прежде всего, идет об инстинктивной боязни ребенка остаться одному. Стремление всегда быть со своей семьей заложено природой в подсознании каждого ребенка. Не нужно пугать сына тем, что вы отдадите его "вон тому дяде" или говорить дочке, что сдадите ее в детдом, если она не будет слушаться. Эти невинные, с точки зрения взрослых, угрозы детьми воспринимаются крайне остро. При определенных обстоятельствах они способны вызвать глубокий стресс у малолетних мальчиков и девочек. Последствия этого стресса нередко могут отравить всю их последующую жизнь.

Хуже всего, предупреждают ученые, что, единожды попав под влияние стресса, мы потом становимся все более уязвимыми для новых его атак. Отсюда вывод: родители должны сделать все, чтобы знакомство со стрессовой ситуацией для их чада наступило как можно позже. И уж если в нашей жизни нервных перегрузок избежать совсем невозможно, то мы должны знать, как с ними бороться и внимательнее относиться к себе и окружающим.

Как и у взрослых, стресс у детей является характерным и индивидуальным для каждого из них. Дети, испытывающие значительный стресс, реагируют на него по-разному.

 Некоторые  маленькие дети могут вернуться  к младенческому поведению, такому  как держать во рту большой  палец или мочиться в постели. Дети постарше демонстрируют  признаки депрессии, становятся  молчаливыми и замкнутыми, избегают  друзей. А другие проявляют стресс, в трудном поведении - приступах раздражения или вспышках ярости, которые показывают, что они теряют контроль над собой. Не является чем-то необычным, когда дети под влиянием стресса приобретают нервные привычки или у них возникает судорожный тик: мигание, дерганье, наматывание волос на пальцы или частое глотание.

  А если  наступает стадия истощения, часто  возникает комплекс реакций, определяемый  в Международной классификации  психических нарушений, как посттравматическое  стрессовое расстройство, характеризующееся  следующими симптомами:

1. Травматическое  событие упорно переживается  вновь и вновь. Наблюдаются повторяющиеся  и насильственно прорывающиеся  в сознание воспоминания о  событии (включая образы, мысли, представления). Дети часто проигрывают снова  и снова то, что им пришлось  пережить. Возникают навязчивые действия или чувства, соответствующие переживаемым во время травмы (иллюзии, галлюцинации, вспышки воспоминаний), интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то, напоминающем или символизирующим травматическое событие. Отмечается физиологическая реактивность, если что-то напоминает или символизирует травматическое событие: спазмы в желудке, головные боли и др.

2. Стойкое избегание  разговоров, мыслей, мест, людей, которые  могут быть связаны с пережитым  травмирующим событием.

3. Срабатывает  механизм вытеснения и ребенок  затрудняется вспомнить самые  важные и травмирующие моменты  происшедшего.

4. Ребенок становится  равнодушным. То, что раньше доставляло  удовольствие, больше не занимает  его. Интерес снижен.

5. Появляется  и обостряется чувство одиночества. Ребенок отгораживается, замыкается, уходит в себя. Его трудно разговорить, трудно привлечь его внимание, как-то отвлечь. Все, что с ним происходит, он теперь, так или иначе, связывает с травмирующей ситуацией.

6. Наблюдается  эмоциональное выгорание. Способный  иногда, как уже было сказано, лишь на внезапные вспышки  гнева, ребенок не может переживать  сильные чувства и эмоции. Он  словно во сне. Словно не здесь.

7. Появляется  чувство укороченного будущего. Ребенку сложно представить дальнейшую  свою жизнь, и уж тем более, невозможно понять, что когда-то  это состояние пройдет, и жизнь  снова войдет в привычное русло. Намного проще такие вещи объяснить  взрослому, чем испугавшемуся и замкнувшемуся малышу.

Кроме подавленного настроения исследователи отмечают целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии:

    • Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
    • Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.
    • Малыш становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.
    • Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним.
    • Состояние психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.
    • Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.
    • Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.
    • Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.
    • Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.

Наличие вышеуказанных симптомов свидетельствует о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии и на поведении ребенка. Их игнорирование может не только привести к стойким нарушениям в здоровье, но и отразиться на формировании личностных качеств.

Стресс в жизни ребенка - это очень страшно. Но последствия стресса, так называемые посттравматические состояния – бывают еще страшней.

Сильный стресс, физический или психологический, ставит под угрозу развитие ребенка. Он может привести к серьезным психическим заболеваниям.

В жизни каждого случаются эмоционально-стрессовые ситуации – как правило, они связаны с жизненными кризисами. Например, когда человек теряет близких или родителей, остается без работы, переживает тяжелое страдание. Эмоциональные последствия таких событий часто принимают вид адаптационных нарушений. Иногда они преодолеваются, человек смиряется с утратой, однако чаще травмы приводят к тому, что сама способность адаптации нарушается. Способность контролировать свою жизнь в угрожающей ситуации становится проблематичной, человек оказывается беззащитным и беспомощным. Переживаемый шок имеет в таком случае длительный характер, человек по-другому смотрит на мир и по-другому к нему относится.

Психологическая травма возникает, когда организм сталкивается с превосходящим его способность к адаптации стимулом и становится не в состоянии регулировать этот стимул. Травма приводит к сильным стрессовым нарушениям длительного характера.

Попытки ребенка адаптироваться к парадоксальной, психически дестабилизирующей ситуации требует от него колоссального эмоционального усилия. Но даже предпринятое усилие не гарантирует ребенку формирования стабильной, внятной, надежной картины мира. Эмоциональная дезориентация, являющаяся следствием травмы, приводит к «деформации» познавательной деятельности. Она подрывает доверие ребенка к самому себе, к своей способности воспринять, понять и познать окружающее адекватным образом.

Не все жизненные драмы, не всякий несчастный случай обязательно нарушают развитие ребенка. Шок может оставаться в памяти, но не оказывать влияние на эмоциональное созревание и познавательную деятельность, особенно если рядом с ребенком в момент переживания находился взрослый, способный оказать ему эмоциональную поддержку. Исследователи отмечают, что отрицательные состояния возникают в том случае, когда нагрузка превышает устойчивость ребенка к неблагоприятным воздействиям. Небольшой стресс не оказывает разрушительного влияния на здоровье человека и часто мобилизует его резервные и творческие возможности, способствуя соматическому, психическому и личностному развитию. 
Однако постоянное применение силы и жестокость оставляют неизгладимый след, то есть к такой травме адаптироваться практически невозможно.

В первые четыре года мозг ребенка достигает двух третей конечного объема, и сложность самого процесса развития может быть исключительно велика. Стресс может привести к физиологическому и даже анатомическому ущербу определенных мозговых центров.

Стресс, перенесенный в раннем детстве, часто становятся причиной возникновения депрессивных расстройств. Ощущение пережитого в раннем возрасте страха сохраняется на всю жизнь.

При определенных условиях эмоциональный стресс может явиться причиной возникновения неврозов, гормональных дисфункций, а также патологических изменений сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем. Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния радости. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, часто отмечается повышение артериального давления.

Пережившие эмоциональный стресс дети страдают от одиночества, от трудности и даже невозможности установления близких отношений с другими людьми. Возникает так называемая «психическая изоляция». Ребенка тянет к людям, перенесшим подобные переживания. Ребенок невольно, а порой и вполне осознанно, отталкивает сверстников, считая, что они не могут понять его. Другие дети, в свою очередь могут сторониться пострадавшего, обвиняя его самого в случившемся, и как бы боясь заразиться несчастьем. На эти мысли их могут неаккуратно натолкнуть их родители. Часто одинокими оказываются переселенцы (например, под такую категорию попадали дети Чернобыля, которых в школах называли «светлячками», родители запрещали своим детям играть с ними). Такие дети оказываются не только в психической, но и в физической изоляции.

Ребенок вновь и вновь возвращается к пережитому. То, что с ним произошло – слишком неожиданно, беспричинно и поэтому воспринимается как нечто бессмысленное. Для него совершенно невозможно понять, почему он страдал и страдает. Почему именно он. И если взрослый хотя бы может сформулировать эти вопросы, то ребенок их только чувствует и не способен их ни с кем обсудить.

Ребенок, перенесший психотравму, не разделяет себя и ситуацию, которая к ней привела. Думая о ситуации, он думает о себе и наоборот. Он словно слился с этой ситуацией. Полученная травма меняет видение настоящего, прошлого и будущего. Происходит деление событий на «до ...» и «после...». Так, видение прошлого может быть искажено, часто идеализированно.

Пережитые в детстве травматические события притягивают к себе человека всю жизнь. Он психологически остается в том времени, и в том возрасте, когда произошла травма. То есть, фактически, переживший травму человек может останавливаться в своем личностном развитии.

Эмоциональный стресс также отражается и на будущем. Люди, перенесшие травму нередко реализуют жизненный сценарий, направленный на саморазрушение (склонность к суициду, алкоголизм, наркотики, тяга к правонарушительным действия. Статистика показывает, что 70% насильников в детстве пережили насилие). Причина такой склонности к аутоагрессии может крыться в том, что человека преследует чувство вины, выступающее базовым переживанием любого эмоционального стресса. Либо человек, переживший травму, стремиться к ее повторению для того, чтобы отреагировать на нее, и невольно подставляет себя под травмирующие ситуации.

Поэтому столь важно своевременное вмешательство специалистов в случае, если ребенок переживает эмоциональный стресс. Чтобы не было потом слишком поздно или слишком сложно. Чтобы не накрутился этот снежный ком проблем, разгребать который потом приходится годами, даже с помощью психотерапевта.

Для того чтобы ребенок продолжать жить, свободным от травматических последствий, необходимо помочь ему проработать травматическое переживание, принять его, сделав частью его личной истории. Необходимо сделать так, чтобы воспоминание стало всего лишь фактом, а не вызывало ощущение эмоциональной вовлеченности. Часто люди, особенно дети, стараются избавиться от травмирующего воспоминания – вытеснить его из сознания, вроде как забыть. Но этот способ столь же привлекателен, сколь и коварен. Загнанная на уровень подсознания травма как заноза будет давать о себе знать в виде неврозов, навязчивых мыслей, иррациональных страхов, кошмарных сновидений. Вытесненные переживания также могут проявляться в виде психосоматических заболеваний.

Именно поэтому следует ограждать детей от стрессовых ситуаций, чтобы не травмировать их психику и не вредить здоровью. Детям необходима забота и поддержка со стороны взрослых, что они должны обеспечивать для эмоционального благополучия каждого ребенка.

 

    1. Эмоциональный стресс и расстройство адаптации у подростков

 

Важную роль в формировании стресса играют особенности социализации в детском возрасте, когда в существенной мере определяется индивидуальная значимость жизненных событий и формируются стереотипы реагирования. Вероятность возникновения связанных со стрессом психических (особенно невротических) расстройств зависит от соотношения стрессоров, которые воздействовали на человека в детстве1.

У подростков часто в детстве бывают характерные стрессовые ситуации, обусловленные неадекватным поведением матери: ее упрямство, нетерпимость к чужому мнению, завышенные притязания, авторитарность, властность, чрезмерные требования к ребенку, или, напротив, обидчивость, сниженный фон настроения, пессимизм, неуверенность в себе.

Информация о работе Эмоциональный стресс и расстройство адаптации у подростков