Эмоциональность как личностная характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: дать сущностную характеристику эмоциональности как личностной черты.
Задачи работы:
• Изучить литературу по проблеме исследования.
• рассмотреть понятие «эмоциональность».
• раскрыть теоретические подходы к эмоциональным характеристикам человека.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..3
Глава 1. ЭМОЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Понятие эмоций в жизни индивида………………………………...5
1.2. Роль эмоций………………………………………………………….8
Глава 2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
2.1. Эмоциональность и личностные характеристики человека……….13
2.2. Классификация типов эмоциональной направленности личности..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Курсовая по психологии 2 курс.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

3

 

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСТИТЕТ

Факультет права, социологии и СМИ

Кафедра психологии

 

 

 

 

Допускаю к защите

руководитель______

                                                    Подпись

__________________

               Ф.И.О.

 

 

 

Эмоциональность как личностная характеристика

наименование темы

 

курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

защищена

с оценкой _____

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2009 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..3                

Глава 1. ЭМОЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

       1.1. Понятие эмоций в жизни индивида………………………………...5

       1.2. Роль эмоций………………………………………………………….8

Глава 2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

     2.1. Эмоциональность и личностные характеристики человека……….13

     2.2. Классификация типов эмоциональной направленности личности..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Эмоции, как и ряд других явлений, становятся предметом внимания человека прежде всего тогда, когда в чем - то ему препятствуют.  Стремясь всё более эффективно контролировать окружающий мир, человек не хочет мириться с тем, что в нем самом может существовать нечто такое, что сводит на нет прилагаемые усилия, мешает осуществлению его намерений. А когда верх берут эмоции, очень часто все происходит именно так.

Вплоть до настоящего времени люди были способны лишь констатировать расхождение между “голосом сердца и голосом разума”, но не могли его ни понять, ни устранить.

Эмоции и чувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого человека.

Эмоции образуют основную побудительную силу и своим влиянием способны изменить образ жизни, действий и общения. Неспособность или нежелание понять эмоциональное состояние другого человека приводит к психологической несовместимости и нередко становится причиной тех или иных конфликтов.

Роль эмоциональных побуждений трудно переоценить. Духовный мир человека не определяется рамками его профессии или образования. Его эмоциональные запросы и отношения могут быть многосторонними или узкими, широкими, богатыми или бедными, ограниченными.

Знание закона земного тяготения Ньютона, периодической системы элементов Менделеева и других закономерностей расширяет сферу общих знаний, но они не охватывают чувственную природу человека.

Данная курсовая работа состоит из двух глав и списка литературы включающий пятнадцать авторов.

Объект исследования курсовой работы: эмоциональная сфера личности.

Предмет исследования: эмоциональность как личностная характеристика.

Цель работы: дать сущностную характеристику эмоциональности как личностной черты.

Задачи работы:

      Изучить литературу по проблеме исследования.

      рассмотреть понятие «эмоциональность».

      раскрыть теоретические подходы к эмоциональным характеристикам человека.

Структура данной курсовой работы состоит из 2-х глав, список литературы содержит 15 наименований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ЭМОЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

1.1. Понятие эмоций в жизни индивида

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отра­жательной функции мозга — эмоции (от лат. emoveo - возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.

В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к настоящей или будущей ситуации, к другим  людям, к самому себе и т. д.).

Понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию лично­сти, включающую не только психический компонент - переживание, но и специфи­ческие физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. Эмоции име­ются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множе­ство оттенков и сочетаний.

Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (от греч. stenos - сила), повышающие жизнедеятельность организма и астенические - ослабляющие её.

Эмоции делят также на положительные и отрицательные, то есть приятные и неприятные. Филогенетически наиболее древними являются переживания удовольствия и неудовольствия (так называемый эмоциональный тон ощущений), которые направляют поведение человека и животных на сближение с источником удовольствия или на избегание источника неудовольствия.

Более сложными являются другие положительные (радость, восторг) и отрицательные (гнев, горе, страх) эмоции. П. В. Симонов выделяет смешанные эмоции, ког­да в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки (например, получение удовольствия от страха в «комнате ужасов»).

В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей  людей, а также от ситуации, в которой они находят­ся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции.

Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты.

Настроение - это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе.

Собственно эмоции — это более кратковременное, но достаточно сильно выражен­ное переживание человеком радости, горя, страха и т. п. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления.

Аффект - быстро возникающее очень интенсивное и кратковременное эмоцио­нальное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стиму­лом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бур­но и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия (внимание фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аф­фект). При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Про такого человека говорят, что он не помнит себя, находился в беспамятстве. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном. Частое прояв­ление аффекта в нормальной обстановке свидетельствует либо о невоспитанности человека, либо об имеющемся у него нервно-психическом заболевании.

О переживаниях человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения психомотори­ки и физиологических параметров: мимике, пантомиме (позе), двигательным реак­циям, голосу и вегетативным реакциям (частоте сердечных сокращений, артериаль­ному давлению, частоте дыхания). Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.

Г. Н. Ланге, один из крупных специалистов по изучению эмоций, привел описание физиологических и поведенческих характеристик радости, печали и гнева. Радость сопровождается возбуждением двигательных центров, из-за чего появляются харак­терные движения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопанье в ладоши), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего кожа тела краснеет и ста­новится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислоро­дом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее.

При печали происхо­дят обратные сдвиги; торможение моторики, сужение кровеносных сосудов. Это вызывает ощущение холода и озноба. Сужение мелких сосудов легких приводит к оттоку из них крови, в результате ухудшается поступление кислорода в организм, и человек начинает ощущать недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и, стара­ясь облегчить это состояние, начинает делать продолжительные и глубокие вдохи. Внешний вид тоже выдает печального человека. Его движения медленны, руки и голова опущены, голос слабый, а речь растянутая. Гнев сопровождается резким покраснением или же побледнением лица, напряжением мышц шеи, лица и рук (сжимание пальцев в кулак).

У разных людей проявление эмоций различно, в связи с чем говорят о такой лич­ностной характеристике, как экспрессивность. Чем более выражает человек свои эмо­ции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше у него выражена экспрессивность. Отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит об отсутствии эмоций; человек может скрывать свои переживания, загонять их вглубь, что может стать причиной длительного психического напряжения, отрицательно влияющего на состояние здоровья.

Различаются люди и по эмоциональной возбудимости; одни эмо­ционально реагируют на самые слабые раздражители, другие — только на очень сильные.

Эмоции обладают свойством заразительности. Это значит, что один человек мо­жет невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающим­ся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или даже паника. Другим свойством эмоций является их способность долгое время хранить­ся в памяти. В связи с этим выделяют особый вид памяти — эмоциональную память.

 

1.2. Роль эмоций.

Эмоции - это особая форма отражения внешнего мира или внутреннего состояния человека, связанная с удовлетворением или неудовлетворением его органических или социальных потребностей, с осуществлением или утратой его жизненных целей. Эмоции в жизни человека выполняют следующие роли:

Отражательно-оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску про­исходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно. Например, у болель­щиков проигрыш их любимой команды вызовет разочарование, огорчение, у болель­щиков же команды соперника — радость. А определенное произведение искусства может вызывать у разных людей прямо противоположные эмоции. Недаром в народе говорят: «На вкус и цвет товарища нет».

Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас дей­ствия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирова­ния (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание непри­ятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться).

Управляющая роль эмоций. Помимо отражения окружающей человека действи­тельности и его отношения к тому или иному объекту или событию эмоции важны и для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических ме­ханизмов этого управления. Ведь возникновение того или иного отношения к объек­ту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятель­ности, работоспособность человека. Играя управляющую поведением и деятельно­стью человека роль, эмоции выполняют разнообразные положительные функции: за­щитную, мобилизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом.

Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Он предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему про­думыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности дости­жения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.

Мобилизующая функция эмоций проявляется, например, в том, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнитель­ного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (спа­сении бегством). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость.

Компенсаторная функция эмоций состоит в возмеще­нии информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незнакомым объектом эмоция придаст этому объекту соответствующую окраску (плохой встретился человек или  хороший) в связи с его схожестью с ранее встре­чавшимися объектами. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации.

Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компен­саторной функций делает возможным проявление и санк­ционирующей функции эмоций (идти на контакт с объектом или нет).

Переключающая  функция эмоций. Эмоция есть активное состояние системы специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации или максимизации этого состояния. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная эмоция - об удалении от него, субъект стремиться максимизировать (усилить, продлить, повторить) первое состояние и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) второе.

Переключающая функция эмоций обнаруживается как в сфере врожденных форм поведения, так и при осуществлении условно-рефлекторной деятельности, включая ее наиболее сложные проявления. Оценка вероятности удовлетворения потребности может происходить у человека не только на осознаваемом, но и на неосознанном уровне (например: интуиция - “предчувствие решения”)

Переключающая функция эмоций особенно ярко обнаруживается в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности (борьба между чувством страха и чувством долга, между страхом и стыдом) и при оценке вероятности ее удовлетворения (например: переориентировка на менее важную, но легко достижимую цель: “синица в руках” побеждает “журавля в небе”).

 

Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животного на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны дру­гого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта. Сигнальная функция эмоций часто соче­тается с ее защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.

Академик П. К. Анохин подчеркивал, что эмоции важны для закрепления, стаби­лизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуа­ции могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата. Отрицательные эмоции, извлекаемые из памяти, наоборот, предупреждают от повтор­ного совершения ошибок. С точки зрения Анохина, эмоциональные переживания за­крепились в эволюции как механизм, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждает разрушительный характер недостатка или избытка жизненно важных факторов.

Дезорганизующая роль эмоций. Страх может нарушить поведение человека, свя­занное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Дезорганизую­щая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху.

Положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными эмоция­ми, а отрицательная — с отрицательными. Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые — явиться поводом для самоуспокоения. Многое зависит от целеустремленности человека, от условий его воспитания.

Вывод по 1 главе: В ходе изучения этой главы, можно сделать следующий вывод. Эмоции – это особый класс психологических состояний, отражающихся в форме переживаний, ощущений приятного и неприятного. Эмоция может внести дезорганизацию в деятельность индивида, будет мотивировать его поведение или регулировать его действия в зависимости от ситуации.

В сложных ситуациях эмоции человека могут протекать в форме так называемых аффектов, т.е. очень бурно, и даже выходить из-под контроля сознания, если у него не сформированы приемы саморегуляции. Эти приемы можно выработать, если человек будет знать и понимать природу возникновения своего состояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ.

 

2.1. Эмоциональность и личностные характеристики человека

 

C.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органиче­скую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предмет­ные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства.

К аф­фективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преиму­щественно связанные с удовлетворением органических потреб­ностей. Предметные чувства связаны с обладанием определен­ными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявля­ются в восхищении одними предметами, людьми и видами дея­тельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувст­ва связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Эмоции человека связаны с его потребностя­ми. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворе­ния потребности.

Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональная возбудимость, длительность и устойчивость возникающих у них эмоциональ­ных переживаний, доминирование положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более все­го эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности.

Простейшие виды эмоциональ­ных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дез­организуют (аффекты и стрессы). Такие эмо­ции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и поддерживая. Эмо­ция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти, несомненно содержит в себе побуждение к деятельности.

Сама система и динами­ка типичных эмоций характеризует человека как личность. Осо­бое значение для такой характеристики имеет описание чувств, типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом чувстве обычно слито. Высшие чувства несут в себе нравственное начало.

Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нрав­ственной устойчивостью человека, его принятием на себя мо­ральных обязательств перед другими людьми и неукоснитель­ным следованием им. Совестливый человек всегда последова­телен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои по­ступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей.

Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в художественном творчестве. Эмоции входят во многие психологически сложные состоя­ния человека, выступая как их органическая часть.

Юмор — это эмоциональ­ное проявление такого отношения к чему-либо или  к кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго. Это смех над тем, что любишь, способ проявления симпатии, при­влечения внимания, создания хорошего настроения. Ирония - это сочетание смеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного. Такое отношение еще нельзя на­звать недобрым или злым. Сатира представляет собой обличе­ние, определенно содержащее осуждение объекта. В сатире он представляется в неприглядном виде. Недоброе, злое более всего проявляется в сарказме, который представляет собой прямую издевку, насмешку над объектом.

Трагизм - это эмоциональное состояние, возника­ющее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром. Много интересных наблюдений, красочно и жизненно прав­диво раскрывающих роль эмоций в человеческих личных взаимо­отношениях, сделал известный философ Б.Спиноза. С некоторы­ми из его обобщений можно спорить, отвергая их всеобщность, но то, что они неплохо отражают реальную интимную жизнь людей, сомнения не вызывает. Вот что в свое время писал Спи­ноза:

«Если кто воображает, что любимый им предмет находится с кем-либо в такой же или еще более тесной связи дружбы, кото­рой он владел им один, то им овладевает ненависть к любимо­му им предмету и зависть к этому другому...»

«Если кто воображает, что тот, кого он любит, питает к нему ненависть, тот будет в одно и то же время и ненавидеть, и лю­бить его...»

«Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтожена любовью...»

«Ненависть, совершенно побежденная любовью, переходит в любовь, и эта любовь будет вследствие этого сильнее, чем если бы ненависть ей вовсе не предшествовала...»

Последнее особое человеческое чувство, которое характеризу­ет его как личность, – это любовь. Человек, который любит по-настоящему, меньше всего заду­мывается о каких-то психических или физических характеристи­ках любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является для него в своей индивидуальной неповторимо­сти. Этот человек для любящего никем не может быть замещен, каким бы совершенным сам по себе этот «дубликат» ни был.

Настоящая любовь представляет собой духовную связь одно­го человека с другим подобным ему существом. Она не сводит­ся к физической сексуальности и психологической чувственно­сти. Для того, кто любит по-настоящему, психоорганические связи остаются лишь формой выражения духовного начала, фор­мой выражения именно любви с присущим человеку человече­ским достоинством.

Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни человека? Есть две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функ­ционированием организма и с такими его особенностями, ко­торые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение — о том, что эмоциональная сфера человека, как и многие другие присущие ему психологические явления, развивается.

На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и  неразрешимых противоречий между ними нет. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными классами эмоциональных явлений. Эле­ментарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не слу­чайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизнен­но устойчивых личностных характеристик человека. Но уже в отношении аффектов и тем более  чувств такое ут­верждение неверно. Все связываемые с ними качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек в со­стоянии   сдерживать   естественные проявления аффектов и вполне обучаем и в этом плане. Совершенствование высших эмоций и чувств означает лич­ностное развитие их обладателя.


3

 

Специфический отпечаток на эмоциональную жизнь человека, помимо различий в конкретных обстоятельствах его бытия, накладывают и темперамент, сложившийся в его личном опыте индивидуальные стереотипы эмоционального реагирования на определённые ситуации, а также такое качество его личности, как общая эмоциональная направленность.

Всё это: и темперамент и эмоциональные черты характера индивидуума, и общая эмоциональная направленность, - в сущности, бесконечно разнообразна. Отнеся двух лиц к одному и тому же темпераменту отнюдь не делает их идентичному друг другу, поскольку при одинаковом темпераметре они могут иметь разные направленности и многие другие различия.

Важной особенностью чувств - переживаний является их динамика: лёгкость и быстрота возникновения эмоционального процесса, сила эмоционального переживания, его устойчивость. Именно в зависимости от этих особенностей проявления чувств людьми темперамент подразделяют на четыре основных типа: холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический. По П. В. Симонову, каждый тип темперамента связан с определенной группой эмоций. У холерика, с его чертами преодоления, борьбы, агрессивности, преобладают эмоции гнева и ярости. Для меланхолика с его нерешительностью и тяготением к обороне типичны страх, робость. Сангвиники и флегматики чаще испытывают положительные эмоции. Следует, однако, иметь в виду, что чистые типы темперамента встречаются редко, в основном они смешанные, поэтому проявление той или иной группы эмоций у конкретных людей будет сильно осложняться этим обстоятельством.

Полагают также, что различным темпераментам присуща разная степень наклонности к определённым переживаниям (радости или печали, гневу или страху, тревожности или спокойствию), а также неодинаковая степень природной активности, импульсивности, устойчивости уже сложившихся эмоциональных отношений. Для одних людей характерна тенденция погружаться в свой внутренний мир – в воспоминания, мечты, размышления, наблюдения за своим собственным эмоциональным состоянием, т.е. тенденция к так называемой интроверсии; для других – наоборот, постоянная направленность внимания на внешний мир, на его восприятие, что в психологии называется экстраверсией. В тесной связи с указанными особенностями находится и наклонность к большему или меньшему выражению эмоций с помощью жестов, мимики, и пантомимики (выраженных движений всего тела), посредствам тона, громкости голоса и т.д.

Темперамент в основных своих характеристиках «даётся» человеку от рождения. Завися прежде всего от свойств нервной системы, он представляет собой природную, наследственную базу характера. Темперамент человека – это лишь один из факторов, определяющих его поведение, причём далеко не главный из них (и чем сформированнее личность, тем больше замаскированной, скрытой оказывается эта природная динамическая основа его характера). Ведь кроме общих свойств нервной системы, на протекание отдельных психических процессов влияют частные свойства тех конкретных нервных образований, которым принадлежит главенствующая роль в осуществлении данного конкретного процесса, и в частности – тех способов обработки информации, которая сформировалась у человека в процессе обучения, всего его жизненного опыта.

 

2.2. Классификация типов эмоциональной направленности личности.

Как уже упоминалось выше, при всём многообразии функций, которые выполняют эмоции в нашей жизни и деятельности, они неизменно выступают только в двух ролях – в роли оценки и в роли ценности. Выступая в качестве оценки, эмоции «помечают» для личности те или иные ценности и побуждают её к «завоеванию» и утверждению. Такими ценностями может быть, например благополучие и процветание Родины, завоевание личного престижа, материальное благополучие. Хотя эмоции играют важнейшую роль и формировании, и в закреплении, и в действенной реализации моральной направленности человека, однако это всегда роль оценки, а не роль ценности. В тоже время при любой моральной направленности каждый человек хотел бы быть и лично счастлив, а счастье – это не только объективнее достижения, но и определённые яркие переживания, ценные и сами по себе. Было установлено, что ценность одних и тех же переживаний для разных лиц не одинаковая.

Додонов Б.И. отечественный психолог, который разработал концепцию эмоциональной направленности личности, основанную на понимании эмоции как особого рода ценности.

По концепции Додонова Б.И. следует различать общую эмоциональную направленность, её тип и конкретную эмоциональную направленность. Тип эмоциональной направленности выделяют с учётом одного, наиболее ценного для индивидуума эмоционального состояния, переживания; понятие ОЭН охватывает всю иерархию ценных для данной личности переживаний; говоря о конкретной эмоциональной направленности, необходимо учитывать и те конкретные виды деятельности, посредствам которых человек свою эмоциональную направленность реализует (и в какой мере он в этом преуспевает).

Существует 16 типов эмоциональной направленности. Однако экспериментально было доказано, что некоторые из них встречаются чрезвычайно редко или весьма сходны друг с другом по своему влиянию на мировосприятие и поведение личности. Поэтому их лучше «подключить» к тем или иным основным типам. Таким образом речь пойдёт о 10 типах ОЭН.

1.      Альтруистический тип общей эмоциональной направленности.

Эти переживания возникают на основе потреб­ности в содействии, помощи, покровительст­ве другим людям. Альтруистические пережи­вания хорошо отражены в таких высказыва­ниях:

“Если говорить честно, то я больше всего люблю испытывать... нежность, заботу, тре­вогу за кого-то. Просто необходимо мне чув­ство, что я кому-то нужна, что-то, что я де­лаю, тоже нужно другим, тогда у меня и ра­бота спорится и, кажется, делать ее легко и приятно”.

Альтруистические эмоции люди могут испытывать и не помогая другим реально, а лишь отождествляя себя в воображении с тем или иным благородным героем:

2. Коммуникативный тип. У лиц с этим типом эмоции возникают на основе потребности в общении.

“Боль­ше всего люблю те чувства, которые у меня возникают среди людей, которых я уважаю. В это время испытываю припод­нятое, возвышенное состояние”. “Когда тот или иной человек делает тебе что-то приятное, то... прямо реветь хочется от сча­стья”.

Коммуникативные переживания нередко близки к альтруистическим. Надо отметить, что не всякая эмоция, возникающая при общении людей, является непременно ком­муникативной. В процессе общения могут возникать любые эмоции; коммуникативными же являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоцио­нальной близости (иметь друга, сочувст­вующего собеседника и т. п.).

3. Глорический тип (от лат. gloria — слава). Эти эмоции связаны с по­требностью в самоутверждении, в славе. Ти­пичная для них эмоциональная ситуация — реальное или воображаемое “пожинание лавров”. Она хорошо выявлена в следую­щем высказывании:

“Наиболее приятные пережива­ния, я испытываю тогда, когда являюсь предметом всеобщего внимания и восхище­ния. В противном случае у меня возникают самые неприятные чувства”.

4. Праксический тип. Термин “праксические чувства” введен в употреб­ление П. М. Якобсоном, предложившим на­звать так переживания, “вызываемые дея­тельностью, изменением ее в ходе рабо­ты, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и заверше­ния”.

В примерах праксических чувств у П. М. Якобсона, однако, выступают очень сложные комплексы переживаний, в кото­рые входят и такие эмоции, как эстетиче­ские, интеллектуальные и другие, только окрашенные в “праксические тона”.

Вот несколько примеров переживаний, которые можно отнести к праксическйм:

“Совершение полезного и ну­жного с большим напряжением воли”. “Наи­более приятным для меня чувством является увлеченность работой, когда эта работа вы­полняется строго по тому плану, который я задумала, и приносит желаемые результаты.

5. Пугнический тип (от лат. pugna — борьба). Эмоции, по нашему мне­нию, происходят от потребности в преодоле­нии опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.

Яркое описание этих переживаний можно найти, например, в таких высказываниях “Я обогнал тех восемь или десять человек, которые поднялись в атаку вместе со мной. Я испытывал необычайное, восторженное возбуждение. В горле пощипывало. Време­нами перехватывало дыхание. Разгорячен­ное лицо пылало огнем”.

6. Романтический тип. В ака­демическом “Словаре русского языка” ро­мантизм определяется как “умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью”, а роман­тиком словарь называет того, “кто настроен романтически, склонен к мечтательности, к идеализации жизни и людей”.

Однако не все употребляют слово “роман­тик” именно в таком значении. К романтиче­ским натурам нередко относят отважных пу­тешественников, разного рода “первопроход­цев”, то есть людей, которых менее всего мо­жно отнести к созерцателям. Общепризнан­ные романтические поэты Байрон и Лермон­тов отнюдь не были склонны к идеализации действительности.

Романтизм это стремление ко всему необычай­ному, необыкновенному, таинственному.

Чувство таинственности как типичная “романтическая эмоция” появляется у нас в связи не с любой тайной, а только там, где мы живо “ощущаем” свою включенность в число объектов, на которые распространяет­ся действие загадочного фактора, особенно когда ему приписывается сознательная воля, одухотворенность. Чувство таинственного почти всегда включает в себя ожидание: вот сейчас что-то произойдет, что окажет решаю­щее влияние на мою судьбу (или судьбу лица, за которое я “болею”). Там, где этого ожидания (хотя бы подсознательного) нет, там нет и чувства таинственности.

7. Гностический тип. Гности­ческие (от греч, gnosisзнание) эмоции издавна описываются в учебниках психоло­гии под рубрикой интеллектуальных чувств. Часто, однако, при этом в одном ряду оказы­ваются и конкретные переживания (удивле­ние), и свойства личности (чувство нового).

Гностические эмоции связывают, не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в “ког­нитивной гармонии”. Суть ее в том, чтобы в новом, неизвестном, из ряда вон выходящем отыскать знакомое, привычное, понятное, приводя таким образом всю наличную, ин­формацию к одному “общему знаменателю”. Альберт Эйнштейн очень метко назвал это человеческое стремление “бегством от удив­ления”. Типичная эмоциональная ситуация, возбуждающая гностические эмоции, — это проблемная ситуация. Она хорошо выявлена на примере этих высказываний: “Для меня самое приятное пережи­вание — разобраться в трудном вопросе”. “Самое приятное чувство — решить зада­чу, когда вначале казалось, что я её не решу”.

8. Эстетический тип. Кате­гория эстетических чувств выделена давно. Тем не менее в вопросе о природе и самом составе эстетических переживаний до насто­ящего времени остается еще много неясного. Сложность проблемы состоит в том, что эстетические отношения к изображаемому проявляются через все другие чувства — радость, гнев, тоску, отвращение, страдание, горе и т. д. Однако не ясно, “что представ­ляет собой эстетическое чувство в чистом виде, без тех чувств, которые ему сопутст­вуют”.

Несколько схематизируя разные точки зрения на эту проблему, можно выделить два основных взгляда. Согласно первому, эстети­ческих эмоций в чистом виде просто не су­ществует. “Своеобразие эстетических пере­живаний заключается в специфическом и не­повторимом сочетании различных по своей направленности, интенсивности и значению эмоций”. Эстетическое впечатление — ре­зультат того, что “все чувства, переживания, мысли смешались, столкнулись друг с дру­гом”, и “это столкновение “очищает”, прео­долевает обычные чувства, зарождающиеся в процессе эстетического восприятия произве­дения искусства”,

Согласно второму взгляду, эстетическая эмоция есть отражение потребности челове­ка в гармонии с окружающим, которая пред­ставляет собой “соответствие, совпадение мер человека и мер предметов”. Соответствие это отражается в чувстве красоты.

Первый взгляд хотя и не лишен основа­ния, все же представляется нам узким. Про­тив него говорит уже тот факт, что эстетиче­ское чувство у нас может вызвать созерцание самого простого предмета, например, дерева, цветка или даже красиво окрашенной ткани. Никакого столкновения противоречивых чувств в этом случае нет. Мы также реши­тельно отказываемся наперед считать всякое переживание эстетическим только потому, что оно вызвано у человека произведением искусства. По крайней мере литература, те­атр, кино “задевают” самые разные потреб­ности. Нам лично ближе вторая точка зре­ния, хотя ее и нельзя признать достаточно отчетливой.

Думается, что в более или менее чистом виде эстетические эмоции вызываются толь­ко такими видами искусства, в которых фор­ма и содержание совершенно неразделимы. К ним можно относим в первую очередь музыку. Такое же чисто эстетическое впечатление часто производит на нас красота природы. Вот несколько высказываний: “Люблю то состояние грусти или ка­кой-то прозрачной печали, когда слышу пре­красные звуки музыки”. “Самое приятное переживание — внутренняя сосредоточен­ность, возвышенность, связанная обычно с музыкой, стихами или природой”.

Вследствие этого можно из состава эс­тетических переживаний выделяем специаль­ную модификацию — лирические пережива­ния, в которых очень значителен (иногда он даже преобладает над эстетическим) компонент светлой, “опоэтизированной” печали, очевидно, возникающей в связи с подавлен­ными коммуникативными интенциями лю­дей.

9. Гедонистический тип. К указанной категории относятся лица эмоции которых связанны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

В высказываниях гедонистические переживания и соответству­ющие им эмоциональные ситуации описыва­лись так: “Очень люблю состояние покоя, благополучия, свободы от обязанностей”. “Люблю наслаждаться покоем и хорошим физическим самочувствием”. “Самые лучшие радости, на мой взгляд, радости самые про­стые: вкусно поесть, сладко поспать, поне­житься под солнцем на пляже”.

10. Акизитивный тип (от франц. acquisition — приобретение). Этот эмо­ций возникает в связи с интересом к накоп­лению, “коллекционированию” вещей, выхо­дящему за пределы практической нужды в них.

Конечно, коллекционирование предметов людьми чаще всего связано с удовлетворени­ем не одной, а нескольких потребностей. Но в их числе, как мы думаем, можно выделить и чистую коллекционерскую потребность, проявляющуюся в том, что люди увлекаются коллекционированием чего угодно — от про­изведений искусства до зажигалок.

Переживание эмоций акизитивного типа может быть описано с помощью такого выражений: “Стремление нечто много­кратно приобретать, накапливать, коллекцио­нировать”. “Радость по случаю уве­личения своих накоплений”. “При­ятное чувство при обозрении своих накопле­ний, коллекций и т. д.”.

Такова классификация эмоций. Её можно назвать “открытой”, подразумевая, что число выделенных типов эмоциональной направленности при необходимости можно допол­нять, не нарушая положенного в ее основу принципа. Однако до сих пор  такой не­обходимости в процессе экспериментальных исследований у учёных не возникало.

Цитированные выше высказывания продемонстрировало возможные различия в эмоциональ­ной направленности людей. Нельзя, однако, забывать, что эти высказывания были ото­браны учёными среди десятков других, менее яс­ных и определенных. Нельзя также не при­нять во внимание и то обстоятельство, что даже четкие ответы опрошенных могли быть результатом недостаточно глубокого са­моанализа: из ряда одинаково приятных пе­реживаний один мог случайно припомнить и описать одно, другой — другое.

Вывод по 2 главе: Люди как личность в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимостью, темпераментом, длительностью и устойчивостью возникающих у них эмоциональных переживаний. И темперамент, и эмоциональные черты характера индивидуума, и общая эмоциональная направленность, - в сущности, бесконечно разнообразна. Направленность человека — ведущий компонент структуры личности. Другие ее компоненты — характер, способности, фонд знаний и навыков, механизм самосознания — могут быть правильно определены и оценены лишь в связи с ее направленностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучая данную тему, можно прийти к следующим выводам.

Значение проблемы эмоциональности едва ли нуждаются в обосновании. Какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятельность человека - внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удаётся проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, переломиться и закрепиться в ней. Вызывая в человеке пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают своё влияние в различных ситуациях жизнедеятельности.

Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины. Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающими; он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает.

Существование разных типов общей эмоциональной направ­ленности людей, показывает, что принадлеж­ность к тому или иному типу сказывается на всей эмоциональной жизни человека, на иерархической организации свойств его ха­рактера, на контактах с другими людьми, на вкусах, на творческой деятельности, на видении мира, на представлениях о счастье и т. д.

В процессе исследования типов ОЭН были получены данные, заставившие сформулировать некоторые положения о сущности типа, о взаимосвязи типичности с гармоническим развитием человека, о соот­ношении направленности и характера.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

 

1.      Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций. - М., 1984. - С. 173.

2.      Бажин Е.Ф., Корнеева Т.В., Эткинд А.М. Исследование образного уровня восприятия. // Психологический журнал. - 1981. Т-2. № 4. – С. 24 – 29.

3.      Выготский Л.С. Проблема эмоций. // Вопросы психологии. – 1985. - №3. – С. 17 – 18.

              4. Вилюнас В.К.   Психология эмоциональных явлений. 1976 г.

        5. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций М. – 1984. - С. 14.

        6.  Додонов Б.И. В мире эмоций. – К.; Политиздат Украины, 1987 – 140 С.

        7.  Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М., Политиздат, 1978. 272 С. – С. 30 – 39.

        8. Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций - М., 1984. – С. 78.

        9. Психология эмоций.  Тексты.  Под ред.  Вилюнаса В.К.,   Гиппенрейтер Ю.Б. — М.: Изд-во Москва, 1984. — 288 С.

        10.    Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд., испр. И доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

        11. Рейковский Я.  Экспериментальная  психология эмоций. - М., Прогресс, 1979г.

        12. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1976г http://www.myword.ru

        13. Сидорова О.А., Симонов П.В., Цветкова Л.С. Методики изучения восприятия признаков эмоционального состояния. // Журнал Высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. – 1978. - Т-28. - №2. – С. 7 –12.

                

Информация о работе Эмоциональность как личностная характеристика