Эмоциональное благополучие дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2015 в 17:19, лекция

Описание работы

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. А ведь именно в дошкольном возрасте происходит осознание эмоций социальной направленности таких как дружба, уважение, сопереживание, взаимопонимание и других. Вы посмотрите, наши дети совершенно не умеют дружить. Как это не печально, но сейчас даже у детей все спущено до уровня материальных благ.

Файлы: 1 файл

Конференция Эмоциональное благополучие дошкольников.docx

— 18.33 Кб (Скачать файл)

Эмоциональное благополучие дошкольников.

     Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. А ведь именно в дошкольном возрасте происходит осознание эмоций социальной направленности таких как дружба, уважение, сопереживание, взаимопонимание и других. Вы посмотрите, наши дети совершенно не умеют дружить. Как это не печально, но сейчас даже у детей все спущено до уровня материальных благ. (Я с тобой не буду дружить если ты мне не подаришь…) И как раз наша задача исправить это.

     Комфортность эмоционального самочувствия дошкольника является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника. Для ребенка нет ничего важнее эмоционального благополучия - без него не сложится нормальная личность. Поэтому одной из главных задач, поставленных перед педагогами современного детского сада, сформулированной во ФГОС, является обеспечение для ребенка состояния эмоционального благополучия.

     Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад. Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безинициативен и нерешителен в принятии решений, видно, что ходит в детский сад по необходимости.

     Сейчас активно идет реформирование системы дошкольного образования: появляются альтернативные дошкольные учреждения, новые программы дошкольного воспитания, методические материалы. Все эти модификации дошкольного образования, несмотря на требования ФГОС, направленны, в основном, на интеллектуальное развитие детей, (например, даже при поступлении в школу дошколят часто основным требованием является уже умение читать и писать), а вот развитию эмоционального благополучия дошкольника не всегда уделяется полноценное внимание. Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только гармоничное взаимодействие интеллектуального и эмоционального развития может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

     Для развития эмоциональной сферы, как базиса психики ребенка, важно, чтобы его развитие проходило в свойственных ребенку видах деятельности - игре, рисовании, пении и танце. Однако, анализ особенностей самостоятельных современных детских игр показывает, что для них свойственна структурная примитивность. Дошкольники больше не в состоянии придумать последовательный, насыщенный игровой сюжет. Дети со значительным трудом выстраивают не только игровую сюжетную линию, но они также, в своей основной массе, не в состоянии самостоятельно сочинить или додумать рассказ, или сказку. То есть, «благодаря» занятости родителей и подмена их телевизором, у дошкольников скудеет фантазия и эмоциональный фон, от чего из детских игр пропадает сюжетная линия, игра становится примитивной, а значит, как любая неразвивающаяся деятельность, игра уже не может развивать ребенка, что влечет за собой оскудение его эмоциональной сферы. Именно поэтому современный ФГОС уделяет особое внимание развитию игровой деятельности, как форме организации детской деятельности.

     Благодаря  игре дети органично развиваются, познают очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и многое другое. 
Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. 
Акцент во ФГОС сделан на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет поло-ролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения. 
Занятия в ФГОС прописаны только в старшем дошкольном возрасте, хотя это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей. И, благодаря этим требованиям, педагоги смогут более обосновано подойти к решению именно этой проблемы, проблемы оскуднения фантазии и воображения.

      Хочется отметить, что в детском саду дети проводят большую часть своего времени и, естественно, им приходится общаться как со взрослыми, так и со сверстниками, где они эмоционально раскрываются. И тут необходимо сказать, что эмоциональная система у дошкольников еще незрелая, и поэтому у детей пяти-шести лет существуют проблемы с выражением своих эмоций. Эти проблемы связанны, в первую очередь, с запретами родителей и взрослых. Это запреты: на громкий смех, шум, беготню, прыжки, на слезы (особенно у мальчиков), на выражение страха, агрессии, обиды, гнева. Поэтому старшие дошкольники уже умеют быть сдержанными и могут скрывать страх, агрессию и слезы, но, это вызывает у них стресс, находясь в котором продолжительный период они испытывают огромный эмоциональный дискомфорт, который влечет за собой нарушение психического и физического здоровья. Вследствие этого в конфликтных обстоятельствах у дошкольников могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать свои эмоции должным образом. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольника, очень актуальна и важна.

     Мы наблюдаем, что в процессе взросления, когда ребенок входит в старший дошкольный возраст, у детей происходят изменения в эмоциональной сфере, меняется видение мира и взгляд на взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. У старших дошкольников возрастает самосознание, контроль над эмоциями во время игр и общения. Но эмоциональная сфера остается, фактически, на прежнем уровне и её необходимо развивать.

     Грамотно построенная педагогическая работа обогащает эмоциональный опыт детей, что значительно снимает или даже устраняет недостатки в их эмоциональном развитии и благополучии. Дошкольный возраст - благодатный период для того, чтобы научить дошкольников соответствующим образом направлять и проявлять свои эмоции. Педагогу-воспитателю важно ознакомить детей с оригинальной эмоциональной азбукой, научить дошкольников пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания настроения друзей и родственников, научить рассматривать причины различных настроений. Развивать эмоциональную сферу дошкольника, научить его понимать свои эмоции и проявлять их - задача не только психолога, педагогов и воспитателей ДОУ, но и родителей. Знакомство с основными эмоциями воплощается в жизнь, как в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, так и на специальных занятиях, где дошкольники испытывают разнообразные эмоциональные состояния, знакомятся с литературой, картинами, фильмами, мультфильмами, спектаклями и музыкой, которые пробуждают эмоции и чувства. Значимость таких занятий заключается в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают лучше понимать не только свои чувства, но и чувства окружающих их людей.

     Наиболее эффективные и доступные методы развития у дошкольников эмоций - это: сюжетно-ролевые и подвижные игры, игровые упражнения, психогимнастика, применение театрализованной техники выразительных движений, разыгрывание этюдов, активное применение мимики и пантомимики. Например, в своей театральной студии “Лесная сказка” я провожу занятия на раскрепощение где ребенок учится доверять взрослому и сверстникам, ставим этюды и многое другое, цикл занятий «Мы дружные ребята», которые знакомят детей с формами и способами поведения в отношениях с другими людьми в различных ситуациях. Я помогаю детям понять, что делать что-то совместно не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться, прислушиваться к мнению товарищей. Дети учатся взаимодействовать друг с другом с помощью упражнения «Здравствуй, это я», “Мне сегодня…”. Широко использую в работе с дошкольниками проблемные ситуации или сюжеты для игр-драматизаций «В группу пришел новенький», «Я нечаянно...», «Что делать, если...». В результате дети понимают, что дружба дает радость общения и нужно уметь доставлять эту радость другому человеку.

     Таким образом, эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания, развития и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников процесса.

     В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.


Информация о работе Эмоциональное благополучие дошкольников