Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:59, реферат
Эмоция — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов,чувств и настроений
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
Эмоция — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий
субъективное оценочное отношение к существующим
или возможным ситуациям. Эмоции отличают
от аффектов,чувств и настроени
Эмоции — особый класс субъективных психологических
состояний, отражающих в форме непосредственных
переживаний, ощущений приятного или неприятного,
отношения человека к миру и людям, процесс
и результаты его практической деятельности.
^ Целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта:
а) внутреннее переживание;
б) физиологическую активацию (процессы,
проходящие в нервной, эндокринной и других
системах организма);
в) поддающиеся наблюдению выразительные
комплексы эмоций (внешнее выражение в
поведении).
^
^ Частные классификации эмоций:
По длительности эмоции делятся на кратковременные
(аффекты) и продолжительные (настроение).
По интенсивности – интенсивные (аффект)
и слабо выраженные (настроение).
По характеру действия на организм – стенические
(позитивно влияющие) и астенические (негативно
воздействующие).
По модальности – положительные и отрицательные.
^ Психологические теории эмоций
Эмоции согласно эволюционной теории Ч. Дарвина появились в процессе эволюции живых
существ как жизненно важные приспособительные
механизмы, способствующие адаптации
организма к условиям и ситуациям его
жизни. Телесные изменения, сопровождающие
различные эмоциональные состояния, в
частности, связанные с соответствующими
эмоциями движения, по Дарвину, есть не
что иное, как рудименты реальных приспособительных
реакций организма.
Согласно психоорганической теории
эмоций У. Джемса и К. Ланге, соответствующие телесные изменения
отражаясь в голове человека через систему
обратных связей, порождают эмоциональное
переживание соответствующей модальности.
Сначала под действием внешних стимулов
происходят характерные для эмоций изменения
в организме и только затем — как их следствие
— возникает сама эмоция.
Альтернативную точку зрения на соотношение
органических и эмоциональных процессов
предложил ^ У. Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт,
что телесные изменения, наблюдаемые при
возникновении разных эмоциональных состояний,
весьма похожи друг на друга и по разнообразию
недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно
объяснить качественные различия в высших
эмоциональных переживаниях человека.
^ Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить
кривую, выражающую зависимость между
уровнем эмоционального возбуждения человека
и успешностью его практической деятельности.
Для достижения наивысшего результата
в деятельности нежелательны как слишком
слабые, так и очень сильные эмоциональные
возбуждения. Для каждого человека имеется
оптимум эмоциональной возбудимости,
обеспечивающий максимум эффективности
в работе. Оптимальный уровень эмоционального
возбуждения, в свою очередь, зависит от
многих факторов. Слишком слабая эмоциональная
возбужденность не обеспечивает должной
мотивации деятельности, а слишком сильная
разрушает ее, дезорганизует и делает
практически неуправляемой.
^ В теории когнитивного диссонанса Л.Фестингера положительное эмоциональное переживание
возникает у человека тогда, когда его
ожидания подтверждаются, а когнитивные
представления воплощаются в жизнь, т.е.
когда реальные результаты деятельности
соответствуют намеченным. Отрицательные
эмоции возникают и усиливаются в тех
случаях, когда между ожидаемыми и действительными
результатами деятельности имеется расхождение,
несоответствие или диссонанс.
Согласно когнитивно-физиологической
теории С.Шехтера, на возникшее эмоциональное
состояние помимо воспринимаемых стимулов
и порождаемых ими телесных изменений
оказывают воздействие прошлый опыт человека
и оценка им наличной ситуации с точки
зрения актуальных для него интересов
и потребностей.
Отечественный физиолог П.В.Симонов, автор
информационной теории эмоций, попытался
в краткой символической форме представить
свою совокупность факторов, влияющих
на возникновение и характер эмоции. Он
предложил для этого следующую формулу:
Э=Г(П, (Ин-Ис, ...)),
где Э — эмоция, ее сила и качество; П —
величина и специфика актуальной потребности;
(Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности)
удовлетворения данной потребности на
основе врожденного и прижизненно приобретаемого
опыта; Ин— информация о средствах, прогностически
необходимых для удовлетворения существующей
потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает
человек в данный момент времени. Согласно
формуле, предложенной П.В.Симоновым (его
концепция также может быть отнесена к
разряду когнитивистских и имеет специальное
название — информационная), сила и качество
возникшей у человека эмоции в конечном
счете определяются силой потребности
и оценкой способности ее удовлетворения
в сложившейся ситуации.
^ Функции эмоций
1. Экспрессивная функция – функция выражения
эмоций ( Ч. Дарвин)
2. Функция отражения – эмоции отражают
актуальную потребность человека или
животного, а также вероятность удовлетворения
данной потребности, на основе оценки
генетического и приобретенного опыта
(теория П.В. Симонова)
3. Оценочная функция – эмоции оценивают
не саму полезность или вредность воздействия,
а его значимость в данной ситуации при
данном состоянии организма, в зависимости
от индивидуальных особенностей (н-р, боль)
4. Функция переключения – эмоции побуждают
индивида изменять поведение в направлении
минимизации или максимизации определенного
состояния.
5. Функция подкрепления – действие биологически
значимого раздражителя придает сигнальное
значение другому, биологически незначимому
раздражителю при их сочетании (эксперименты
И.П. Павлова, идея положительного и отрицательного
подкрепления).
6. Компенсаторная функция – эмоции обеспечивают
избыточную мобилизацию ресурсов организма
в ситуации прагматической неопределенности
(стресс, сильный испуг).
^ Воля – высший уровень произвольной регуляции
деятельности, обеспечивающий преодоление
трудностей при достижении цели.
Уровни регуляции поведения:
Специфика волевого регулирования
^ Компоненты волевого регулирования:
Структура волевого акта:
Развитие воли у человека
Развитие волевой регуляции поведения
у человека осуществляется в нескольких
направлениях. С одной стороны — это преобразование
непроизвольных психических процессов
в произвольные, с другой — обретение
человеком контроля над своим поведением,
с третьей — выработка волевых качеств
личности. Все эти процессы онтогенетически
начинаются с того момента жизни, когда
ребенок овладевает речью и научается
пользоваться ею как эффективным средством
психической и поведенческой саморегуляции.