Эмоции и чувства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 16:00, контрольная работа

Описание работы

Различаются эмоции и чувства. Зачастую, эти понятия отождествляются, хотя эмоции отличны от чувств по сложности и продолжительности переживания. Эмоция – сиюминутное переживание определенной ситуации, отношение к чему либо. Чувства же – это более постоянные, продолжительные и сложные переживания, можно сказать, что чувство – это надолго затянувшаяся эмоция.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….....3
1. Понятие об эмоциях …………………………………………………………........5
2. Значение эмоций в жизни человека…………………………………………........7
3. Основные функции эмоций………………………………………………………..8
4. Отличия эмоций от ощущения и чувств…………………………………………10
5. Классификация и виды эмоций
5.1 Настроение……………………………………………………………………12
5.2 Аффект………………………………………………………………………..12
5.3 Страсть …………………………………………………………………….....13
5.4 Стресс…………………………………………………………………….......14
6. Психологические теории эмоций
6.1 Эволюционная теория эмоций………………………………………………15
6.2 Рудиментарная теория эмоций………………………………………………15
6.3 Психоаналитическая концепция эмоций…………………………………...16
6.4 Соматическая теория эмоций Джемса-Ланге………………………………16
6.5 Биологическая теория эмоций………………………………………………17
6.6 Теория когнитивного диссонанса…………………………………………..18
7. Эмоции и личность………………………………………………………………..19
8. Связь эмоций и потребностей человека………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

КР№5 Эмоции и чувства Word.docx

— 57.76 Кб (Скачать файл)

Наконец, защитная функция  эмоций заключается в том, что  в некоторых жизненных ситуациях  эмоции могут предохранять организм от различного рода угроз для его  благополучия. Предохранительная функция  эмоций может проявляться в следующих  вещах: эмоции мобилизуют организм на преодоление препятствий, представляющих угрозу для организма, предохраняют организм от перегрузок, экономя энергию, необходимую для жизни. Аффекты, например, способствуют мобилизации  энергии организма или ее разрядке, если она является излишней и угрожает благополучию организма; стрессы, делая  организм малоактивным, способствуют экономии и использованию его  энергии для выполнения наиболее важных жизненных функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Отличия эмоций от ощущения и чувств

Эмоции и чувства —  личностные образования. Могут быть, например, эмоция радости и чувство  радости. Если собственно эмоции актуализируются  при наличии потребности и  заканчиваются после ее удовлетворения, то чувства носят более предметный характер. Эмоция радости связана  с общим удовлетворением потребности, а чувство радости связано с определенным, незаменимым объектом. Таким образом, чувства связываются с идеей о некоем конкретном объекте. Например, человек не может испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.

Чувства, в отличие от эмоций, развиваются, воспитываются, совершенствуются. Они образуют ряд уровней, начиная  с непосредственных практических чувств (чувство собственности, чувство  удовлетворения от конкретной деятельности и т. п.) вплоть до высших чувств, относящихся  к духовным ценностям и идеалам.

Чувства носят исторический характер, их внешнее выражение по отношению к одному и тому же явлению  может отличаться у разных народов  и в разные исторические эпохи. К  одному и тому же явлению у разных народов могут быть выработаны различные  культурно обусловленные, порой, противоположные  чувства.

В практической деятельности сформировались практические чувства  человека (чувства, связанные с непосредственной деятельностью), теоретическая деятельность сформировала интеллектуальные чувства (чувства, связанные с познавательной деятельностью — чувство заинтересованности, чувство любопытства и т. п.) В  результате образноизбирательной деятельности появились эстетические чувства (чувство  красоты при восприятии искусства, явлений природы и другие).

Выделяют нравственные (моральные) чувства (чувство долга, совесть, чувство  солидарности, чувство справедливости и т. п.). Если происходит что-то, нарушающее эти чувства, то это может вызвать  чувство возмущения, негодования, ненависти  и т. п.). Моральные чувства отражают переживание человеком его отношения  к другим людям.

В результате духовных поисков  появились духовные чувства (чувство  священности происходящего, благоговение, чувство просветления, чувство таинственности, мистичности и т. п.)

В мозаике чувств конкретного  индивида отражается структура его  потребностей, строение его личности, система его ценностей.

В отношении окружающего  мира человек стремится действовать  так, чтобы подкрепить и усилить  свои положительные чувства. Чувства, в отличие от собственно эмоций, всегда связаны с работой сознания и могут произвольно регулироваться.

Все эмоциональные состояния (собственно эмоции и чувства) различаются  в зависимости от их качества (положительные  и отрицательные), глубины, интенсивности  и продолжительности влияния  на деятельность.

В зависимости от того, насколько  значима отражаемая в эмоциях  и чувствах действительность различают  глубокие и неглубокие эмоции и чувства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Классификация и виды эмоций

Эмоциональные состояния и формы их выявления  детерминируются преимущественно  социальными факторами, но нельзя игнорировать в выяснении их природы и некоторых  врожденных особенностей человека. Богатство  эмоциональных состояний проявляется  в форме настроений, аффектов, стрессов,  страстей.

5.1 Настроение

Настроение — самое  длительное эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека. Настроение определяет общий тонус жизни  человека. Настроение зависит от тех  влияний, которые затрагивают личностные стороны субъекта, его основные ценности. Не всегда причина того или иного  настроения осознается, но она всегда есть. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может  быть положительным и отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность, устойчивость. Наиболее высокий уровень психической  активности называется воодушевлением, наиболее низкий — апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями, приводит к состоянию расстроенности.

Если человек владеет  приемами саморегуляции, то он может  блокировать плохое настроение, сознательно  сделать его лучше. Пониженное настроение может быть вызвано даже простейшими  биохимическими процессами в нашем  организме, неблагоприятными атмосферными явлениями и т. п.

Эмоциональная устойчивость человека при различных ситуациях  проявляется в стабильности его  поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей  называется толерантностью. В зависимости  от преобладания в опыте человека положительных или отрицательных  эмоций, соответствующее настроение становится устойчивым, характерным  для него. Хорошее настроение можно  культивировать.

5.2 Аффект

Аффектами называют в современной психологии сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может, однако, изменяться, в частности, под влиянием воспитания и самовоспитания. У человека аффекты вызываются не только факторами, затрагивающими поддержание его физического существования, связанными с его биологическими потребностями и инстинктами.

Аффективное состояние выражается в постепенно нарастающем эмоциональном  напряжении. Аффективное состояние  является динамическим и ярко выраженным. При чрезвычайной конфликтной ситуации аффективное состояние часто  разрешается в сильной вспышке - аффекте.

Итак, аффект - это кратковременная, бурно протекающая, чрезвычайно интенсивная эмоциональная реакция. Для аффекта характерна чрезвычайная сила проявления, он захватывает человека целиком. Огромная сила и яркость аффекта соединяются с кратковременностью его протекания. Это бурная взрывная реакция, быстро себя изживающая. Нередко в состоянии аффекта изменяются обычные установки личности. Многое из происходящего воспринимается необычно, в совершенно ином освещении, происходит ломка привычного поведения. В состоянии аффекта суживается объем сознания: оно направлено на ограниченный круг воспринимаемых предметов и представлений, связанных с переживанием.

Находящийся в состоянии аффекта  человек нередко плохо сознает, что делает. Он не может сдержать себя, не предвидит результатов своей  реакции, оказывается настолько  поглощен своим состоянием, что плохо  оценивает характер и значение содеянного. Существуют аффекты, которые носят положительный характер. Их вызывают радостные события личной жизни или обстоятельства большого общественного значения.

5.3 Страсть

Страсть - существенная сила человека, который энергично стремится  к своей цели. Она порождает  неослабевающую энергию в стремлении к цели. Страсть проявляется в  самых различных сферах человеческой жизни и деятельности - в работе, обучении, науке, спорте, искусстве.

Страсти - сильные, стойкие, продолжительные чувства, которые  захватывают человека, владеют им и проявляются в соединении всех устремлений человека в одном  направлении, в сосредоточении его  на одной цели.

Страсть имеет избирательный  характер и проявляется не только в эмоциональной, но и в познавательной, волевой сферах, в форме настойчивости.

Страсти бывают положительные  и негативные. Положительные страсти  — увлечение работой, обучением  — являются силой человека, которая  порождает большую энергию в  деятельности, способствует продуктивности работы.

 

5.4 Стресс

Стресс - это такое эмоциональное  состояние, которое вызывается неожиданной  и напряженной обстановкой.

В стрессовом состоянии может с  трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение  внимания, может наступить даже общее  торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и  привычки остаются без изменения  и могут заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия (определение численности  неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные  раздражители и т.д.

Стресс характеризуется наличием трех фаз: фазы тревоги, фазы сопротивляемости, фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной  сферой, как правило, преодолевают фазу тревоги и включаются в активную борьбу со стрессовыми факторами: берут  себя в руки, разумно взвешивают все “за” и “против”. Эмоционально неустойчивых людей охватывает тревога, которая затем переходит в  страх, и за фазой тревоги сразу  наступает фаза истощения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Психологические теории эмоций

Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки  связать физиологические изменения  в организме с теми или иными  эмоциями и показать, что комплексы  органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.

 В целом, психологи́ческие тео́рии эмо́ций — теории о природе, структуре, функциях и динамике протекания эмоций или эмоциональных процессов, с точки зрения психологии.

6.1Эволюционная теория эмоций

Эволюционная теория происхождения  эмоций Чарльза Дарвина, опубликована в книге «Выражение эмоций у человека и животных» в 1872 году. В ней эволюционный принцип применяется к психологическому развитию живого организма и доказывается, что между поведением животного и человека не существует непроходимой пропасти. Как показал Дарвин, во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу его теории. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. И действительно, общность эмоциональных выражений человека и, во всяком случае, высших животных, стоящих наиболее близко к человеку, настолько очевидна, что не поддается никакому оспариванию.

6.2 Рудиментарная теория эмоций

Развивает эволюционную идею о происхождении эмоций, оценивая их со стороны поведенческой сферы. После публикации работ Чарльза  Дарвина ряд психологов (частью Герберт Спенсер и его ученики, частью французские позитивисты — Теодюль Рибо и его школа, частью немецкая биологически ориентированная психология) стали развивать идеи о биологическом происхождении человеческих эмоций из аффективных и инстинктивных реакций животных. Предполагается, что эмоции являются остаточными проявлениями аффектов некогда сопровождавших полноценные биологические реакции. Согласно с данной концепцией, выразительные движения, сопровождающие наш страх, рассматриваются как рудиментарные реакции при бегстве и обороне, а выразительные движения, сопровождающие наш гнев, рассматриваются как рудиментарные остатки движений, некогда сопровождавших у наших животных предков реакцию нападения. Страх стал рассматриваться как «заторможенное бегство», а гнев как «заторможенная драка», то есть эмоции позиционируются как «затухающее эхо» элементарных программ поведения. Логика данной теории приводит к несколько спорным выводам об отмирании эмоций как таковых и не объясняет разнообразие эмоционального мира человека.

6.3 Психоаналитическая концепция эмоций

Психоанализ обращает внимание на энергетическую составляющую психических  процессов, рассматривая в этом плане  и эмоциональную сферу. Несмотря на то, что предлагаемый отвлеченный  вариант истолкования эмоций был  мало привязан к организации мозга, он в дальнейшем привлек внимание многих исследователей, занимавшихся данной проблемой. Согласно мнению Зигмунда Фрейда, подсознательное является источником избытка энергии, который он определяет как либидо. Структурное содержание либидо обусловлено конфликтной ситуацией, которая имела место в прошлом и зашифрована на инстинктивном уровне. Надо отметить что факты, свидетельствующие о выраженной пластичности нервной системы, плохо согласуются с идеей «законсервированного» конфликта, не говоря уже о том, что в данной гипотезе плохо просматривается биологический смысл. Со временем психоанализ пришел к выводу, что энергия «подсознательного» не хранится в структурах мозга как «дефект развития», а является следствием появления в нервной системе избытка энергии, как результат несовершенной адаптации личности в социуме. Например, А. Адлер считал, что большинству детей изначально присуще ощущение собственного несовершенства, по сравнению с «всемогущими взрослыми», которое ведёт к формированию комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими.

Информация о работе Эмоции и чувства