Эмоции и чувства: значение в индивидуальных практиках личности.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Эмоции и чувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого человека.
Эмоции образуют основную побудительную силу и своим влиянием способны изменить образ жизни, действий и общения. Неспособность или ологической несовместимости и нередко становится причиной тех или иных конфликтов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..3
1.Основные эмоциональные процессы и управление ими………..4
2. Виды чувств……………………………………………………….8
3.Значение эмоций и чувств в жизни человека……………………10
4. Значение индивидуальных практиков личности………………14
Заключение…………………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 41.81 Кб (Скачать файл)

 

3. ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ И  ЧУВСТВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

 

 

  В индивидуальном  развитии человека  чувства играют  важную социализирующую роль. Они  выступают как значимый фактор  в формировании личности, в особенности  ее  мотивационной сферы. На  базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.

 

  Чувства выполняют  в жизни и деятельности  человека, в его общении с окружающими  людьми мотивирующую роль. В отношении  окружающего  его мира человек  стремится действовать так, чтобы  подкрепить и усилить  свои  положительные чувства. Они у  него всегда связаны с работой   сознания, могут  произвольно  регулироваться.

 

  Эмоции влияют на  выраженность переживаний человека. При этом настроение определяется  эмоциональной реакцией не на  посредственные последствия тех  или иных событий, а на их  значение для человека в деле  его общих жизненных планов. Настроение  большинства людей колеблется  между умеренным унынием и  умеренной радостью. Люди весьма  различаются скоростью перехода  от радостного настроения к  унылому и наоборот.

 

  Эмоции влияют и  на сферу восприятия: память, мышление, воображение. Негативные эмоции  порождают чувство печали, скорби, уныния, зависти, злобы, более  того, часто повторяясь, они могут  вызвать психогенные  кожные  заболевания: экзему, нейродермиты, секреторные и трофические изменения  кожи-выпадение или  поседение  волос.

 

  Острое эмоциональное   напряжение может  проявляться  самыми различными болезненными  ощущениями-чрезмерной потливостью,  тошнотой, потерей аппетита у  одних или чувством  неутолимого  голода, жажды у других.

 

  Такие функциональные  изменения  самочувствия и  деятельности внутренних  органов  обусловлены отклонениями в вегетативной  нервной системе.

 

  Эмоции и мышление  и мышление  взаимосвязаны и  потому существует  связь между   характером мыслей, приходящих в  голову, и настроением. Так, благотворно   влияет на общее самочувствие  приятная мысль, способствующая  решению любой сложной задачи.

 

  Эмоциональные межличностные  отношения имеют свою определенную  динамику. Они могут достигать  величайшей напряженности и постепенно  угасать или критически  разрушаться  или разрешаться. Само время  стирает в памяти трагическое,  забываются пережитые страдания,  становятся менее  значимыми  прошлые обиды и огорчения.  Эмоции, переходящие в аффекты  в безуспешной борьбе рассудка  со страстями, правильному осознанию  поддаются трудно. При этом нередко  ни интеллект, ни  добрая воля  не способны нормализовать психическое  равновесие человека. Под влиянием  эмоций он становится как бы  слепым перед лицом фактов, не  может контролировать свои действия. При этом свои поступки люди  объясняют примерно так: « Я  не хотел кричать, бить по  столу, оскорбить вас, но я  был не в себе, я ничего не  мог  с собой поделать».

 

  Ненормально продолжительные  аффекты мы можем наблюдать  у лиц с эпилептоидным складом  характера, врожденно слабоумных, легко возбуждающихся от мелкой  неприятности на несколько дней.

 

  Эмоции выполняют  функцию оценки, являясь своеобразной  системой сигналов, посредством  которых субъект узнает о значимости  происходящего. На это указывал  и Грот (1879-1880) в своих работах,  а также и ряд современников.[9]

 

  Умение человека  сдерживать  свои чувства, откладывая их  проявление до более  подходящего  момента, зависит от эффективности  работы мозга. Одни люди рациональны,  другие- импульсивны. Разумно развивать  в себе терпеливость, учиться  сдерживать свой язык, чтобы не  обострять взаимоотношений с  близкими и друзьями. Хорошо устроенный  мозг стоит больше, чем мозг, хорошо  наполненный.

 

  От доброго человека  всегда исходит душевная теплота,  он более эмоционален, чем рассудочный,  душевно холодный человек. Душевно  холодные люди не могут ни  сочувствовать чужому горю, ни  радоваться успеху, удаче близкого  человека. Типичную холодность представил  И.С. Тургенев в образе Базарова  в романе « Отцы и дети».

 

  Чувство удовольствия, приятные ощущения человек всегда  стремится  не только усилить,  но и повторить. При этом  он  действует неосознанно, импульсивно,  т.е. его  психологическое состояние  недифференцированно. Для того, чтобы  удовольствие продлить и сделать  приятным, необходимо его сократить.  « Всякое удовольствие усиливается  от той страсти, которая может  нас  лишить его,- писал Сенека.- Наслаждаться всегда, значит, не  наслаждаться вовсе. Владей страстями,  иначе страсти овладеют тобой».[10]

 

  При некоторых формах  невроза  больной  может  испытывать и «чувство потери  чувства», т.е. мучительное бесчувствие,  тягостное эмоциональное опустошение,  безвозвратную утрату, способность  радоваться и страдать. У больных  шизофренией, например, восприятие  не отожествляется с реальными  образами и не проецируется  вовне. Больные «слышат» голоса,   звучащие в голове, видят «внутренним  глазом», говорят о запахах,  исходящих из головы, но в реальности  всего этого  не существует.

 

  Человек нередко   переживает чувство собственной  неполноценности, чаще всего это  бывает в детстве и накладывает  отпечаток на формирование и  развитие личности. Преодоление  чувства  собственной неполноценности  более гармонично протекает в  молодом возрасте, когда организм  и его нервная  система легче  приспосабливаются к переменам.  В пожилом же возрасте, особенно  в старости попытки перекомпенсирования  более болезненны.

 

  Компенсация чувства  собственной  неполноценности  может быть   полезной  для  индивида и для общества, если  он активизируется в учебе,  каких-то увлечениях, общественной  жизни. Но бывает, что человек  пытается найти душевный комфорт за счет алкоголя, курения, лекарственных наркотических веществ и др. Этим только обостряются проблемы.

 

    Алексеева Л.В.  указывает на то, что влияние  эмоций на человека  гораздо  значимее потребностей.[11]Человек  легко отказывается от  удовлетворения  потребности, если это связано  у него с отрицательными переживаниями,  или стремится получить удовольствие, понимая, что нельзя или вредно.

 

   Человек оказывается  во власти эмоции, даже если  она и не очень сильна. Он  практически беззащитен, когда плачет  или смеется!

 

  Итак, эмоции могут  быть непосредственным сигналом, оценкой, побудителем действия  или бездействия, лежать в основе  энергетики самого индивида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Значение индивидуальных  практиков личности

 

Человек по природе своей  социален и потому включен в общественное бытие и конкретно в государственную  структуру, в которой осуществляются его права и свободы, реализуется  стремление быть уникальной личностью.

Личность по своей феноменологии  предполагает развитие. Развитие личности опосредовано системой общественных отношений, а развитие личности осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и  духовной культуры. Вместе с тем  это опосредование не исключает  возможностей формирования собственно внутренних позиций личности, выходящих  за пределы наличных общественных условий.

В соответствии со своей  социально-психологической феноменологией человек существует в двух, присущих ему ипостасях: как социальная единица  и как уникальная личность. Психология должна исследовать человека и как социальную единицу, и как уникальную личность, способную решать проблемные ситуации в политике, экономике, этике, науке и других жизненных сферах через индивидуальную систему личностных смыслов.

Человек как личность формируется  через свои отношения с другими  людьми. Он познает себя как индивида через другого, себе подобного, именно потому, что другой, как и он, является носителем общественных отношений. Личность, следовательно, познается  через отношения «Я» и «Ты»', «Я» и «Мы», «Мы» и «Они»2 и т.д.

Развитие личности идет также  через присвоение материальной и  духовной культуры человечества. Индивид  в процессе своей жизни осваивает  свою родовую сущность, одновременно раскрывая свои родовые потенции.

Процесс развития человеческой личности в принципе бесконечен. Человек  способен выйти за рамки любых  ограничений, осознавая и обретая  в себе потребность в развитии. В этой связи уместно вспомнить  положение К. Маркса о том, что  человек делает свою жизнедеятельность  предметом своей воли и своего сознания3. Жизнедеятельность человека сознательная, он - сознательное существо. Типология сознания зависит от этапа  исторического развития общества и  индивидуального пути отдельной  личности. (В то же время человек, безусловно, зависит и от бессознательной  сферы.)

 

Необходимым условием развития сознания является свободная воля человека. Свободный индивид по-настоящему самоактуализи-

руется, становится личностью, когда может следовать своим  ценностным ориентациям и даже противопоставить себя роду. Более того, человек только в обществе может обособляться4. Но выработать в себе эту способность  можно только через развитие внутри рода, через присвоение духовной культуры, складывающейся на протяжении всей истории  развития человечества. Противопоставление личности роду есть, по существу, утверждение  более глубинных связей индивида с родом.

Личность, следовательно, является носителем существующих общественных отношений и одновременно индивидуальной свободы. Индивидуальную свободу личность обретает в результате актуализации ею своих родовых сил - способности  сознательно принимать решения. Для этого индивид может (или  должен) обособляться от других индивидов  и от общества. Таким образом, личность можно определить как индивидуальное бытие общественных отношений.

Личность всегда представлена в конкретном историческом бытии  и находится с ним в противоречивом диалектическом единстве. Человек - родовое  существо. Однако личность является не только продуктом, но и субъектом  общественных отношений. С.Л.Рубинштейн пришел к принципиальному выводу о том, что значимость личности определяется индивидуальным преломлением в ней  всеобщего5.

С. Л. Рубинштейн видел необходимость  изучения человека как части природы, способной рефлексировать, осознавать себя родовым существом. «...Человеческое бытие,- писал он,- это не частность, допускающая астрономическое и  психологическое исследование, не затрагивающее  философский план общих, категориальных черт бытия. Поскольку с появлением человеческого бытия коренным образом  преобразуется весь онтологический план, необходимо видоизменение категорий, определений бытия с учетом бытия  человека. Значит, стоит вопрос не только о человеке во взаимопонимании с  миром, но и о мире в соотношении  с человеком как объективном  отношении»6.

Человек - это не только продукт  социальных отношений (экономических  и хозяйственных, реализующихся  в условиях определенной общественно-экономической  формации). Человек - это и производное  непосредственных отношений людей  друг к другу как к одухотворенной части природы. Эти отношения являются «подоплекой» всего богатства его чувств, его сознания, его ценностных ориентации и отношения к миру в целом. С. Л. Рубинштейн совершенно правомерно исходил из положения о том, что непосредственное общение предполагает отношение к другому человеку как «наличному живому роду», в индивидуальной форме несущему в себе «бесконечную потенцию рода», и в то же время уникальному, единственному. Поэтому отношения любви выступают одновременно и как родовые, и как исключительно индивидуальные. Отношения любви есть

развертывание человеком  своей человеческой сущности и утверждение  другого в его исключительности и человечности. Следовательно, истинная личность в своей самоактуальности должна стремиться быть достойной самой  себя. Отсюда и необходимость утверждения  «бытия человека как бытия все  более высокого плана, все большего внутреннего богатства, возникающего из бесконечно многообразного и глубокого  отношения человека к миру, другим людям и самому себе», - так представляет смысл и суть бытия личности С. Л. Рубинштейн.

В отличие от концепций, разъединяющих  индивида и общество, противопоставляющих  их друг другу, наша позиция состоит  в том, что социальные условия  жизни людей - единственно возможные  условия развития человеческой личности и ее человеческого бытия.

Личность развивается  как родовой индивид и как  индивидуальность, совершенствуясь  и совершенствуя других.

Для понимания человека как  личности необходимо знание всей истории  человеческого общества, понимание  зависимости личности от развития общества и общества - от духовного потенциала личности.

Человек - субъект, живущий  во времени; человеческая история -продолжающийся антропогенез. Поэтому человек может  быть понят лишь через анализ его  индивидуальной и родовой истории.

Исследование разных культур  дает науке о человеке знание о  его сущности в зависимости от условий жизни и особенностей сложившихся форм реализации человеческой духовной потенции. Истина о человеке как социальной единице (родовом  индивиде), о человеке как личности может быть объективно раскрыта лишь через исследование прошлого - истории  человечества, его сегодняшнего дня  и предвосхищения будущего развития человеческого рода. В то же время  личность может быть понята через  анализ индивидуальных личностных смыслов, которые организуются в сознании человека в структурные звенья, общие для всех и каждого по наименованию и культурному абрису, но уникальные по их значениям и смыслу.

Информация о работе Эмоции и чувства: значение в индивидуальных практиках личности.