Эмоции и чувства, основные виды эмоций и чувств, их основные свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 10:03, реферат

Описание работы

Эмоции и чувства составляют особый класс психических процессов, отражающих окружающий мир в форме переживаний. Если восприятие отражает реальный мир (предметы и явления) при непосредственном его действии на органы чувств (чувственное познание), а мышление опосредствованно отражает связи и отношения между предметами и явлениями между собой (рациональное познание). То эмоции отражают эти предметы и явления не сами по себе, а в их отношении к человеку, к его потребностям (нуждам). В узком смысле эмоции имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, т.е. выражают личностное оценочное отношение к ситуации.

Содержание работы

Понятие «эмоции» 3
Формы проявления эмоций 5
Свойства и виды эмоций 7
Основные качества эмоций и чувств 9
Список литературы 10

Файлы: 1 файл

Эмоции и чувства.docx

— 32.92 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ФГБОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

 

 

 

Реферат

на тему: «Эмоции и чувства, основные виды эмоций и чувств, их основные свойства. Какова связь эмоций и чувств с возникновением и развитием психических состояний»

По дисциплине: « Транспортная психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

СОДЕРЖАНИЕ:

     Понятие «эмоции»           3 

     Формы проявления эмоций           5 

     Свойства и виды эмоций          7

     Основные качества эмоций и  чувств         9        

     Список литературы           10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «эмоции»

   

ЭМОЦИИ (лат. emoveo - потрясаю, волную) - элементарные пережива¬ния, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств.

Эмоции и чувства составляют особый класс психических процессов, отражающих окружающий мир в форме переживаний. Если восприятие отражает реальный мир (предметы и явления) при непосредственном его действии на органы чувств (чувственное познание), а мышление опосредствованно отражает связи и отношения между предметами и явлениями между собой (рациональное познание). То эмоции отражают эти предметы и явления не сами по себе, а в их отношении к человеку, к его потребностям (нуждам). В узком смысле эмоции имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, т.е. выражают личностное оценочное отношение к ситуации.

Нередко эмоции отожествляют с особым классом субъективных психологических состояний, включающих в себя настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы.

Таким образом, в психологии эмоциями называют процессы и состояния, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний

Системообразующим компонентом эмоций (эмоциональных явлений) являются эмоциональные переживания (например, удовлетворение, радость, страх и др.)

Переживание – субъективный процесс отражения (оценки) в форме непосредственного переживания значимости (ценности) воспринимаемых или представляемых ситуаций (явлений), их отношения к потребностям и мотивам индивида.

Эмоции двувалентны - они или положительны, или отрицательны - объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.

Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях.

Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает преодоление опасности путем активизации ориентировочного рефлекса, торможения всех побочных текущих деятельностей, напряжения необходимых для борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови, повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилизации резервов внутренних органов.

     Человек действует только тогда, когда действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. "Познавательные процессы формируют психический образ,  эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения. Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.

Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие  высшие эмоции - чувства, обусловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками. Исторически сформированные устои социального сотрудничества порождают у человека нравственные чувства - чувство долга, совести, чувство солидарности, сочувствия, а нарушение этих чувств - чувство возмущения, негодования и ненависти.

В практической деятельности человека сформировались практические чувства,  с началом его теоретической деятельности связано зарождение его  интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной деятельности - эстетических чувств.

Различные условия жизнедеятельности, направления деятельности индивида развивают различные стороны его эмоциональности, нравст­венно-эмоциональный облик личности. Формирующаяся в процессе становления личности эмоциональная сфера становится мотивационной базой ее поведения.

Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные эмоции:  радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливают­ся иерархически организованной системой потребностей.

Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях мо­жет вызвать различные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со стороны сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого - гнев.

Особенно интенсивное эмоциональное обеспечение получают те сто­роны поведения, которые являются "слабыми местами" для данного индивида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы проявления эмоций

Структура эмоциональных процессов существенно отличается от структуры познавательных. К классу эмоций относятся собственно эмоции, чувства, аффекты, настроение, страсти и стрессы.

- Эмоциональный  тон ощущений – это врожденные  переживания ( от греч. hedone - наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия , например, вкусовые, температурные, болевые и др.

Ужу на этом этапе эмоции дифференцируются на два полярных класса:

- положительные, вызываемые полезными воздействиями, которые побуждают субъекта к  их достижению и сохранению;

- отрицательные, стимулирующие активность субъекта , направленную на избегание вредных воздействий.

- Настроение (психический настрой) – это сравнительно  устойчивое эмоциональное состояние  умеренной или слабой интенсивности, связанное с удовлетворением  или неудовлетворением потребностей  человека. Настроение является эмоциональной  реакцией на значения тех или  иных событий в контексте общих  жизненных планов, ожиданий человека. Сфера проявления настроения  простирается от переживания  отдельного события (приподнятое  или подавленное настроение) до  таких отчетливых форм жизнеощущения  как скука, печаль, скорбь, тоска, страх  отчаяние или , напротив, увлеченность, радость, восторг, надежда и др. Особое место в жизни человека занимает такая форма настроение как умонастроение.

Умонастроение - это продолжительное и устойчивое психическое состояние, выступающее в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни человека.

Умонастроение отражает отношение человека к тем событиям, которые каким – либо образом затрагивают его жизненную позицию, смысл его жизни.

Различают два полярных умонастроения:

- оптимистическое  умонастроение (оптимизм). Это твердое  убеждение человека в лучшем  будущем. Оптимизм человека стимулирует. Его социальную активность, развивает  способности, способствует воспитанию  лучших нравственных качеств  и др.;

- пессимистическое  умонастроение (пессимизм). Это убеждение  человека, что в окружающем мире  торжествует «зло», препятствующее  его жизненным планам. Пессимизм  порождает у человека обреченность  на неудачу, неуверенность в будущем, неверие в свои силы.

- Чувство - высшая, культурно-обусловленная эмоция  человека, связанная с некоторым  социальным объектом. Это устойчивые  психические состояния, имеющие  четко выраженный предметный  характер. Они выражают устойчивое  отношение к каким-либо конкретным  объектам (реальным или воображаемым). Конкретная отнесенность чувства  проявляется в том, что человек  не может переживать чувство  вообще, безотносительно, а только  к кому-нибудь или к чему-нибудь. Например, человек не в состоянии  испытывать чувство любви, если  у него нет объекта привязанности  или поклонения. Чувства выделяют  явления, имеющие для человека  стабильную мотивационную значимость. В отличие от эмоций, которые  обусловлены ситуацией, чувства  значительной мере определяются различными условиями (социальными, нравственными и др.), имеют большую устойчивость и продолжительность.

- Аффект –  это сильное и относительно  кратковременное, бурно протекающее  эмоциональное состояние, сопровождаемое  видимыми изменениями в поведении  человека. Эмоциональная реакция  при аффекте полностью захватывает  психику человека, образуя обобщенный  аффективный комплекс реакций  на ситуацию.

-Страсть - сильно  выраженная увлеченность человека  кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся  глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим  объектом.

- Стресс (психологический  эмоциональный) - это эмоциональное  состояние душевного (эмоционального) и поведенческого возбуждения, возникающее  в ответ на разнообразные экстремальные  воздействия, представляющие угрозу  жизни или другим потребностям  человека.

Все выше описанные формы эмоций – это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свойства и виды эмоций

Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности влияния на деятельность.

В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается то, как относится человек к соответствующему явлению. В зависимости от того, насколько значима отражаемая в эмоциях и чувствах действительность, различаются глубокие и  неглубокие эмоции и чувства.

В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические (от греч. sthenos - сила) и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Так, чувства радости или вдохновения стимулируют человека к энергичной деятельности. Астенические эмоции расслабляют человека, парализуют его силы.

В структуре деятельности можно выделить базовые эмоции,  определяющие цели деятельности, ее стратегические направления, и  производные от них операциональные эмоции.

Базовые эмоции определяют направленность жизнедеятельности индивида, а операциональные - его отношение к различным условиям деятельности, реальным достижениям. То, что содействует достижению цели, вызывает положительные эмоции, то, что препятствует, - отрицательные.

Классификация базовых эмоций совпадает с классификацией основных потребностей индивида. Производные же эмоции не поддаются классификации – они так же многообразны, как многообразны условия жизнедеятельности людей.

     По содержательному своеобразию эмоции подразделяются на следующие виды:

  1. эмоциональный тон ощущения;
  2. эмоциональный отклик;
  3. настроение;
  4. конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация;
  5. высшие эмоции - чувства.

Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т. д.) являются для нас приятными, нейтральными или неприятными. Эмоциональный тон ощущения -  это наше отношение к качеству ощущения, психическое отражение потребностных свойств объекта. Нам приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при закате солнца, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов.

К отдельным раздражителям возникает даже органическое болезненное отвращение - идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скрежещущим по стеклу металлическим предметом).

Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям передается по наследству. Это позволяет уже при первой встрече организма с вредоносным объектом отреагировать на него. Эмоциональный тон раз­личных воздействий, закрепляясь в памяти, включается затем в различные восприятия и представления.

Эмоциональная память, эмоциональный опыт человека играют существенную роль в тех случаях, когда надо действовать в условиях дефицита понятийной информации.

Настроение - ситуативно обусловленное устойчивое эмоциональное состояние, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность. Настроение - эмоциональная интеграция жизнеощущений человека, определяющая общий тонус (строй) его жизнедеятельности.

Оно вызывается теми влияниями, которые затрагивают личностные стороны индивида, его основные ценности, успехом или неудачей в работе, комфортной или дискомфортной обстановкой, уровнем культуры в отношениях между людьми, самочувствием и т. д. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается.

В настроении проявляется стимулирующая функция эмоций и чувств, их влияние на деятельность человека. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным или отрицательным, иметь определенную  интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.

Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства называется воодушевлением, наиболее низкий - апатией.  Незначительная дезорганизация психической деятельности, вы­званная отрицательными воздействиями, - состояние расстроенности. Необходимо уметь блокировать плохое настроение и всегда помнить, что после "черной полосы" неизбежно наступление радости жизни и подъема творческих сил.

Нередко пониженное настроение может быть вызвано простейшими биохимическими процессами в нашем организме, неблагоприятными атмосферными явлениями или эмоциональными циклами данного индивида.

Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация)

     Стресс (от англ. sress - напряжение) - нервно-психическое  перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.

Информация о работе Эмоции и чувства, основные виды эмоций и чувств, их основные свойства