Эмоции человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:06, творческая работа

Описание работы

Актуальность проблемы эмоций заключается в том, что эмоции, переживаемые человеком, оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой им деятельности – его работы, учебы, игры. Проблема эмоций велика и многогранна, далеко не все связанные с ней вопросы на сегодня решены.
Цель:
Исследовать эмоциональные состояния человека.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 5
1.1.Теории развития эмоций. 5
1.2.Краткая характеристика эмоциональных процессов. 5
1.3. Уровни проявления эмоций. 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 14
ВЫВОДЫ. 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 16

Файлы: 1 файл

нир.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Такие аффективные следы  «обнаруживают тенденцию навязчивости и тенденцию к торможению». Действие этих противоположных тенденций  четко обнаруживается в ассоциативном  эксперименте. Метод ассоциативного эксперимента используется в разработанном К.Г. Юнгом способе диагностики прошедшего состояния аффекта. Психологи школы Юнга установили, что аффект, прежде всего, нарушает нормальное течение ассоциаций, и при сильном аффекте ассоциации обычно резко задерживаются.

Это явление использовалось для выявления причастности подозреваемого к преступлению. Преступление всегда связано с сильным аффектом, который  у лиц, совершивших его (особенно впервые), принимает очень острый характер. Как справедливо отмечает А.Р. Лурия, «трудно предположить, чтоб от этого аффекта преступления в психике совершившего его человека не осталось никаких следов. Наоборот, многое убеждает нас в том, что психические следы после каждого преступления остаются в весьма заметной форме».

Задачи экспериментальной  диагностики причастности к преступлению сводятся к тому, чтобы суметь вызвать  искомые аффективные следы и, с другой стороны, суметь их объективно проследить и зафиксировать. Обе  эти задачи и осуществлялись в методе ассоциативного эксперимента. Этот метод состоит в том, что испытуемому предъявляется какое-нибудь слово, на которое он должен ответить первым словом, пришедшим ему в голову. В обычных случаях испытуемый легко отвечает своим словом на предъявленное ему. Это ответное слово всегда оказывается соответствующим особым ассоциативным законам и обычно не является случайно подобранным.

Дело резко меняется, когда  испытуемому предъявляется слово, возбуждающее у него то или иное аффективное воспоминание, тот или иной аффективный комплекс. В этом случае ассоциативный процесс резко тормозится. Испытуемому или приходит в голову сразу много ответных слов, которые путают его обычный ход ассоциаций, или же ничего не приходит в голову, и он долго не может дать требуемой от него ассоциативной реакции. Если же он эту реакцию все же дает, то сразу можно заметить ее своеобразную нарушенность: она проходит с заминками, многословием и сама ее форма часто бывает более примитивна, чем обычно.

Говоря о  проявлении других эмоций в речи, следует отметить, что в состоянии эмоционального возбуждения обычно возрастает сила голоса, а также значительно изменяются его высота и тембр.

Рассматривая вопрос о  соотношении врожденного и приобретенного в выражении эмоций голосом Я. Рейковский говорит, что врожденными механизмами обусловлены такие проявления, как изменение силы голоса (при изменении эмоционального возбуждения) или дрожание голоса (под влиянием волнения). «При усилении эмоционального возбуждения возрастает количество функциональных единиц, актуализированных к действию, что оказывает влияние на усиление активации мышц, участвующих в голосовых реакциях».

О возможностях определения  переживаемых эмоций по голосу, его  тембру и интонации необходимо учитывать (как и в ситуации с мимикой и поведением) индивидуальные особенности испытуемого. Об объективности такого определения можно говорить, только если мы хорошо знаем особенности речи данного человека при переживании им различных эмоций.

3. Вегетативный  уровень проявления эмоций.

Методы, используемые для определения эмоций на этом уровне позволяют отслеживать фоновое эмоциональное состояние испытуемого. Реакции вегетативной нервной системы (ВНС) на испытываемые эмоции человеку труднее контролировать, чем свою речь и поведение. В качестве коррелятов эмоций на вегетативном уровне используются изменения пульса, учащение сердцебиения, дыхания, изменение диаметра зрачка, электрического сопротивления кожи (кожно-гальваническая реакция).

Испытываемые человеком  эмоции вызывают, как говорит В.К. Вилюнас, «активацию нервной системы и, прежде всего, вегетативного отдела, что в свою очередь приводит к многочисленным изменениям в состоянии внутренних органов и организма в целом. Характер этих изменений показывает, что эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо, в благоприятных ситуациях, его демобилизацию, настройку на внутренние процессы и накопление энергии». Это и объясняет изменение показателей, перечисленных выше.

Ч. Дарвин при  анализе выражения эмоций у человека замечает, что «если движения (или  изменения) какого бы то ни было рода неизменно  сопровождают какие-либо душевные состояния, мы сразу же усматриваем в них выразительные движения. К ним могут быть отнесены: поднятие волос дыбом, выступание пота, изменение капиллярного кровообращения, затрудненное дыхание и голосовые или иные звуки. У человека дыхательные органы имеют особо важное значение в качестве средства не только прямого, но в еще большей степени косвенного выражения эмоций».

Дарвин также подчеркивает, что «из всех выражений покраснение от стыда, по-видимому, является наиболее специфической особенностью человека, и притом оно свойственно всем или почти всем человеческим расам независимо от того, заметно ли или незаметно изменение цвета их кожи».

В современной науке при  определении эмоций в большей  степени используются именно методы, основанные на реакции ВНС. Наиболее ярким примером может служить  применение «детектора лжи», который  используется не только в спецслужбах, но и в некоторых коммерческих организациях. Детектор регистрирует изменения глубины и скорости дыхания, измеряет давление и регистрирует изменения в потоотделении.

Зарегистрировав изменения  в указанных показателях, мы можем  заключить, что человек испытывает некоторые эмоции, но мы не имеем достаточных данных, чтобы указать, какую конкретно эмоцию переживает испытуемый.

Таким образом, исследование эмоций на вегетативном уровне также  не обеспечивает объективности.

Заключение.

Сравнив рассмотренные методы изучения проявлений эмоций, можно заметить, что наиболее убедительными и функциональными представляются методы, основанные на выделении поведенческих (в том числе мимических) и речевых (в том числе голосовых) признаках испытываемых эмоций. В еще большей степени убедительно выглядит метод определения эмоций по реакции ВНС.

Эти методы позволяют оценить  эмоциональные процессы и состояния  в так называемом «реальном масштабе времени», то есть непосредственно  в момент протекания эмоции. Также  эти методы привлекательны тем, что исключают необходимость участия испытуемого в процессе выявления признаков эмоции.

Тем не менее, полагаю, что экспериментатор, выбравший  какой-либо один из понравившихся методов  коррелирования эмоций, будет заблуждаться относительно того, какую именно эмоцию переживает его испытуемый. Ни один из методов, будучи примененным, так сказать дифференцированно, не может дать объективных данных на этот счет.

Поэтому во избежание ошибок, или, во всяком случае, для значительного  снижения их вероятности, для объективного определения конкретной эмоции следует обращать внимание на признаки проявления эмоций на нескольких уровнях одновременно. Например, следить за жестикуляцией и отслеживать интонации голоса или обращать внимание на учащенное дыхание и в то же время наблюдать за мимикой испытуемого.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Назначение теста.                                                                                      Тест предназначен для диагностики интегрального показателя эмоциональности.
Тестовый материал.

Варианты ответов:

  • Да
  • Нет
  1. Можете ли вы сильно покраснеть от смущения или стыда так, что сами ощущаете, что щеки пылают и слезы навертываются на глаза?
  1. Приходилось ли вам бледнеть от страха или огорчения?
  2. Часто ли вы смущаетесь, свойственна ли вам застенчивость?
  3. Легко ли вы плачете от обиды, несчастья, сопереживания или даже от радости? Могут ли у вас появиться слезы от эстетического удовольствия, когда слушаете музыку, читаете стихи?
  4. Прошибал ли вас пот в неприятной или трудной обстановке?
  5. Наблюдается ли у вас сухость во рту при сильном волнении? Садится ли у вас при этом голос?
  6. В моменты сильного волнения или смущения не ощущаете ли вы скованности конечностей, когда ноги становятся негнущимися, «ходульными» или «ватными» и подкашиваются?
  7. Не замечали ли вы дрожание пальцев рук при сильном волнении или смущении, не бывает ли у вас внутренней дрожи и ознобоподобного состояния («мороз по коже»)?
  8. Вы действительно перед каждым выступлением так волнуетесь, что вам кажется, что вы все забыли?
  9. Можете ли вы во время ответа на экзамене, публичного выступления потерять мысль, растеряться и замолчать?
  10. Часто ли вы раздражаетесь и возмущаетесь? Можете ли, рассердившись на ребенка, сгоряча наказать его?
  11. Свойственно ли вам ссориться с близкими, если вы видите несправедливость их поступков? Часто ли при этом дело кончается вашими слезами, унынием и раскаянием?
  12. Вы действительно не можете отключиться от неприятностей и огорчений, не думать о них и плохое настроение всецело владеет вами длительное время?
  13. В моменты волнения или смущения вы становитесь излишне суетливы?
  14. При волнении у вас возникают боли в области солнечного сплетения?
Ключ  к тесту 

За каждый утвердительный ответ («Да») начисляется 1 балл.

Интерпретация результатов теста

Чем большее  число баллов набирает респондент, тем выше его эмоциональность.

  • От 0 до 5 баллов – эмоциональность низкая,
  • от 6 до 10 баллов – средняя,
  • от 11 баллов и выше – высокая.

ВЫВОДЫ.

 

При исследовании эмоциональных состояний человека, было проведено тестирование, в ходе которого выявлено, что у большинства опрошенных преобладает средний показатель эмоциональности.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций. - М.: Педагогика, 1984, с.214-276
  2. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
  3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
  4. Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. – СПб., 2000. – 464 с.
  5. Крюгер Ф. Сущность эмоциональных переживаний/ Психология эмоции: тесты. – М., 1984.
  6. Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- Книга 1. - М.: ВЛАДОС, 1997.
  7. Райковский Я. Экспериментальная психология эмоций: Пер. с польск. – М.: Прогресс, 1979. Хризман Т.П. Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга человека. М.: Педагогика, 1991,с93-197
  8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001. С.539-540.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

10 фундаментальных эмоций, которые не сводятся одна к другой:

1. интерес - возбуждение;

2. радость;

3. удивление;

4. страдание;

5. гнев;

6. отвращение;

7. презрение;

8. страх;

9. вина;

10. стыд. 

Остальные эмоции являются комплексными. Так, например, сострадание - это соединение печали и любви, которые, в свою очередь, также являются комплексными эмоциями, а ревность состоит из любви, ненависти и зависти.

 


Информация о работе Эмоции человека