Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 00:19, реферат
Начало второму этапу положили работы Ч. Дарвина, в которых выдвинута гипотеза о возникновении в процессе эволюции выразительных движений как одного из механизмов приспособления и показана филогенетическая общность выражения эмоций у человека и животных. Хотя экспрессия у человека генетически детерминирована, она в значительной степени зависит от процесса научения, который направляется социальными нормами. При этом могут возникнуть определенные формы экспрессии, не имеющие никакой "природной" связи с той или иной эмоцией. Формы экспрессии у лиц, принадлежащих к одной культуре, являются относительно однородными. Существуют как универсальные формы экспрессии, которые могут быть понятны людям разных культур, так и те, что можно понять только в рамках данной культуры.
Введение…………………………………………………………………………..3
§1. Экспрессия как внешнее "Я" личности……………………………………..4
§2. Лицевая экспрессия как средство невербального общения……………….5
Экспрессия человека в общении
Реферат
По психологии общения
Специальность 040101 Социальная работа
Содержание
Введение…………………………………………………………
§1. Экспрессия как внешнее "Я" личности……………………………………..4
§2. Лицевая экспрессия как средство невербального общения……………….5
Введение
Экспрессия (от лат. expressio - выражение) - выразительность;
сила проявления чувств, переживаний
Для первого было характерно следование традиции, заложенной в учениях Аристотеля и Гиппократа. Этот этап завершился созданием учения о физиогномике, которое к середине 19 века продемонстрировало свою научную несостоятельность.
Начало второму этапу положили работы Ч. Дарвина, в которых выдвинута гипотеза о возникновении в процессе эволюции выразительных движений как одного из механизмов приспособления и показана филогенетическая общность выражения эмоций у человека и животных. Хотя экспрессия у человека генетически детерминирована, она в значительной степени зависит от процесса научения, который направляется социальными нормами. При этом могут возникнуть определенные формы экспрессии, не имеющие никакой "природной" связи с той или иной эмоцией. Формы экспрессии у лиц, принадлежащих к одной культуре, являются относительно однородными. Существуют как универсальные формы экспрессии, которые могут быть понятны людям разных культур, так и те, что можно понять только в рамках данной культуры. Так, слезы являются почти универсальным признаком горя и печали, однако форму этой реакции (когда, каким образом и как долго следует плакать) определяют нормы культуры. Экспрессия оказывает существенное влияние на характер межличностных отношений. Избыточная или недостаточная экспрессия, ее неадекватность конкретной ситуации могут служить одним из источников конфликтов во взаимоотношениях людей.
§1. Экспрессия как внешнее "Я" личности.
Экспрессия как внешнее "Я" личности, связанное с ее устойчивыми и динамическими подструктурами, может рассматриваться в следующих направлениях:
1) в качестве выразительных
2) как экспрессивная структура
актуальных психических
3) как выражение модальности,
знака отношения одного
5) как показатель развития
6) в качестве экспрессивных
7) как средство выражения
8) в качестве "экспрессивных масок" маскировки внешнего "я" личности;
9) как средство демонстрации
и создания социально-
10) в качестве показателя личностных способов разрядки в стрессогенных ситуациях.
Наряду с этими направлениями анализа выражения личности, она может быть изучена с точки зрения использования ею экспрессивного репертуара (как его статических, так и динамических компонентов) для:
1) поддерживания оптимального уровня близости с партнером;
2) для изменения взаимоотношений в общении;
3) для придания определенной
формы взаимодействию с
4) для осуществления социальной стратификации".
В экспериментальной психологии предпочтение отдается изучению динамических компонентов экспрессия — совокупности выразительных движений, которые постоянно изменяются в соответствии с состояниями и отношениями человека. Эти выразительные движения отражаются преимущественно с помощью оптической системы. К визуальным средствам общения в англо-американской психологии относят также кинесику — это зрительно воспринимаемый диапазон движений, несущих различную информацию либо с точки зрения одного партнера, либо с точки зрения другого, либо для обоих. В структуру кинесики входят только те выразительные движения рук (жестов), движения глаз (контакт глаз), движения тела человека (позы), которые имеют достаточно четкую семантику. В отечественной психологии принята классификация выразительных движений, имеющих как четкое, так и размытое поле психологических значений: мимика или экспрессия лица (выразительные движения лица), пантомимика (выразительные движения всего тела — позы, походка, жесты) и "вокальная мимика" (выражение эмоций в интонации и тембре голоса). Мимика, жесты, позы, походка, интонации образуют экспрессивный репертуар личности, который в той или иной степени осознается индивидом, управляется им.
§2. Лицевая экспрессия как средство невербального общения
Люди обычно обмениваются
многими невербальными
Кросскультурные исследования
распознавания лицевой
Лицо человека и даже его схематическое изображение — значимый стимул для новорожденного. Об этом можно судить по длительности его фиксации глазами, по частоте обращения внимания на него, по появлению вегетативного компонента ориентировочного рефлекса (снижению ЧСС). Ребенок предпочитает рассматривание человеческого лица любому другому стимулу (шахматной доске, изображению различных животных).
Для распознавания и измерения лицевой экспрессии используют два основных метода: идентификацию одной из основ эмоций по выражению лица человека и регистрацию электрической активности мышц лица, по паттерну которых судят о той или иной эмоции.
Список литературы
1. А.Я. Словарь конфликтолога. 2-е изд., Питер, С.-Петербург, 2006
2.Социальная психология. Словарь. под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А., под ред. Венгер А. Л., издательство ПЕР СЭ, Москва, 2005
3.Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь, 3-е изд., Прайм-Еврознак, С.-Петербург, 2003