Экспериментальное изучение развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 00:46, реферат

Описание работы

В процессе экспериментального исследования мы использовали следующие методы: наблюдение, беседа с учителем, изучение документации: заключение ПМПК, характеристики, дневники наблюдений; методики «Рисование ножницами», «Пластилиновые узоры», «Рисование по замыслу», «Деревья из бумажных лент».
Исследование проводилось в течение учебного года. На уроках использовались индивидуальные, групповые, фронтальные методы работы. Предпочтение отдавалось индивидуальной форме работы.

Файлы: 1 файл

2.docx

— 64.94 Кб (Скачать файл)

Работа учащихся над рисунком и руководство процессом  изобразительной деятельности:

– Сначала карандашом нарисовали шапочку. Посмотрите, похожа ваша шапочка на мою. Теперь нарисовали под шапочкой во всю длину листа шарф. Шарф должен получиться длинным и узким. Кто закончил рисунок простым карандашом, берет цветной карандаш. Сначала разукрашиваем шапочку. Потом разукрашиваем шарф.

Например, тема: Иллюстрация  к сказке «Колобок» (1 класс III четверть).

Для того чтобы заинтересовать учащихся данным процессом, мы на этапе вводной беседы использовали прием неожиданности, т.е. в гости к ребятам пришел колобок.

– Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел на урок. (Колобок.) Из какой сказки этот герой? (Из сказки «Колобок».)

Посмотрите на эти картинки и ответьте. Где жили дед и бабка? (В избушке.) Кто сделал Колобка? (Бабка.) Куда покатился Колобок? (По дорожке  в лес.) Кто встретился ему в  лесу? (Медведь, волк, заяц, лиса.) Что  делал Колобок для зверей? (Пел  песенку.) Что сделала лиса? (Съела  Колобка.) Всех героев сказки нарисовать трудно. Сегодня мы с вами будем рисовать красивую избушку и Колобка, который катится по дороге.

Анализ  объекта изображения:

– А сейчас посмотрите внимательно на эту картинку. Кто здесь изображен? (Колобок). Какой формы Колобок? (Круглый.) На что похож Колобок? (На мяч, шар.) Какого цвета Колобок? (Желтого.) Что делает

Колобок? (Катится по дороге.) Чтобы Колобок мог видеть, петь песенки, что надо ему нарисовать? (Глаза, нос, рот.) А что еще на картинке нарисовано? (Избушка.) Посмотрите внимательно, из каких частей состоит избушка? (Из крыши – треугольник, стены  – квадрат, окна – маленький квадрат, трубы.) Какого цвета избушка? (Коричневого) Можно нарисовать деревья, траву  и цветы. Это лес.

Перед началом работы над  рисунком проговаривали с учащимися последовательность его выполнения:

– Сначала мы нарисуем землю и небо. Потом красивую избушку, дорогу и Колобка. А потом деревья, траву и цветы.

Указания к  началу работы:

– А теперь послушайте внимательно. Альбомный лист мы располагаем по длине. В верхней части листа будет небо, остальное – земля. Большую часть листа занимает избушка. (Последовательное прорисовывание частей избушки.) В правом нижнем углу мы нарисуем дорогу. А на ней Колобка. Колобок живой и поет песенки, нарисуем ему глаза, нос и рот. Вокруг избушки можно нарисовать маленькие деревья. А вдоль дороги цветы. Сначала мы нарисуем простым карандашом, а потом раскрасим цветными карандашами. Помните: рисуя карандашом, нельзя сильно давить на лист бумаги, чтобы не остались глубокие следы, раскрашивайте медленнее и аккуратнее.

Работа учащихся над рисунком и руководство процессом  изобразительной деятельности:

– Сначала отделили чертой землю от неба. Потом нарисовали избушку (большой квадрат, треугольную крышу, окно, трубу). Нарисовали дорогу (Две линии.) На дороге круглый Колобок (глаза, нос, рот). Кто закончил рисунок простым карандашом, берет цветные карандаши (определение выбора цветов для каждого предмета.) При изучении темы: Рисование в полосе узора из растительных форм (1 класс IV четверть) мы использовали следующие приемы работы:

Во время вводной  беседы нами использовалась загадка:

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем рисовать узор в полосе. А из чего будет состоять узор, вы узнаете, если отгадаете загадки:

 

Была зеленой маленькой, потом я стала аленькой!

На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Ягода.)

Из почек появляются, весною распускаются,

Осенью увядают, и все  опадают. (Листья.)

Он проснулся, покачнулся,

Лепестками к солнцу потянулся. (Цветок.)

Какие ягоды (цветы, листья) вы знаете? (Вывешивается на доску образцы  с изображением ягод, цветов и листьев; рисунок с нарисованным узором в  полосе).

Анализ объекта  изображения:

– Ребята, посмотрите внимательно на рисунок. Что вы видите? (Ягоды, цветы и листья.) Сколько ягод вы видите? (Две) Какие это ягоды? (Вишни) Какого цвета? (Красного) Сколько цветов? (Два) Какого цвета цветы? (Желтого) Сколько листьев? (Два) Какого цвета листья? (Зеленого) Как расположены ягоды, цветы и листья? (Сначала нарисована ягода, потом цветок, потом листик.) Значит, в рисунке ягода, цветок и листик чередуются. Что мы будем рисовать сегодня на уроке? (Узор в полосе из ягод, цветов и листьев.)

Определение последовательности выполнения рисунка:

– Свой рисунок мы начнем с полосы. Сначала мы чертим по линейке полосу, в которой будем рисовать орнамент. Теперь меркой разделим ее на равные части. По краям полосы по линейке проведем прямые линии. В

полученные клетки по шаблону  будем обводить сначала ягоды, потом  цветок, потом листок.

На каждом уроке мы заостряли  внимание учащихся на расположении листа  бумаги, рисунка на альбом листе. Этому  способствовал следующий прием  работы: указания к началу работы:

– А теперь послушайте внимательно. Альбомный лист мы располагаем по длине. По линейке нарисуем полосу во всю длину листа. Меркой разделим на равные части. Берем шаблон ягоды, кладем его в первую клетку полосы с левой стороны, обводим его карандашом. Потом берем шаблон цветка и т.д. Сначала мы нарисуем карандашом, а потом раскрасим цветными карандашами. Помните: рисуя карандашом, хорошо прижимайте шаблон к листу бумаги, чтобы он не двинулся, иначе у вас не получится красивый узор.

На данном уроке нами использовалась пальчиковая гимнастика. Итак, что мы начинаем рисовать? (см. схемы выполнения.)

Работа учащихся над рисунком и руководство процессом  изобразительной деятельности:

– Сначала карандашом по линейке начертили полосу и клетки. По очереди обводим шаблоны, повторяем последовательность работы, смотрите на мой рисунок. (Когда дети нарисовали узор простым карандашом, обратить внимание на использование основных цветов рисунка). Ягоды мы раскрашиваем красным цветом, цветы – желтым, листья – зеленым.

Каждый урок обязательно  заканчивался анализом рисунков: отмечается точность воспроизведения, последовательности элементов узора, правильный подбор цвета, штриховка, раскраска и т.д.

Для совершенствования двигательных изобразительных приемов и навыков  развития тонких движений пальцев рук  мы использовали следующие тренировочные  упражнения:

– ладони сомкнуты, пальцы прижаты  друг к другу, вытянуты:

1) развести пальцы рук,  поочерёдно на каждую пару, оставляя  их в разведённом состоянии,  затем все пальцы сразу соединить;

2) пальцы каждой пары  развести и свести, поочередно;

3) все пальцы одновременно  развести и свести «похлопать»  только одними пальцами:

– рука лежит на парте, кисть приподнята в вертикальном положении. Каждый палец поочерёдно касается парты;

– ладонь лежит на столе. Пальцы прижаты друг к другу, затем пальцы собираются в кулак, затем выпрямляются, ладонь ставится на ребро;

– упражнение «ладонь-кулак-ребро» повторяется несколько раз с  указанной последовательностью.

Перед началом работы мы в обязательном порядке проводили  серию упражнений, способствующих развитию координации и дифференциации движений, укреплению мышц руки и рекомендовали  данные упражнения учителю: вращение кистями  рук, сжимание кистей в кулак, последовательное нажимание кончиком большого пальца на кончики остальных пальцев  той же кисти и ряд других несложных  упражнений.

У леворуких детей для  развития право-левосторонней ориентации и мелкой моторики использовали специальные  упражнения (приложение). Эти упражнения проводили с детьми выборочно, в  зависимости от цели занятия и  отрабатываемого на нём двигательного  приема, во время физкультурной паузы  или непосредственно перед использованием приема работы.

Основная задача тренировочных  упражнений состоит в том, чтобы  сделать доступными и легко выполнимыми  все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук  на уроках изобразительной деятельности.

Достигнуть этого можно  лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простых к более сложным  для ребенка заданиям по мере овладения  ими. Благодаря всем этим систематическим  и разнообразным упражнениям  руки ребенка постепенно приобретают  точность, силу и дифференцированность движений.

 

2.3 Результаты  коррекционно-развивающей работы  по развитию мелкой моторики  умственно отсталых школьников  на уроках по изобразительной  деятельности

 

Проведя коррекционно-развивающую  работу с младшими школьниками с  нарушением интеллекта, нами были сделаны  контрольные срезы по методикам  констатирующего этапа экспериментального исследования. Экспериментальное исследование проходило на базе специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида №2 МОУ г. Хабаровска. В исследовании принимали участие 12 школьников 1-го класса, в возрасте 7–8 лет, с диагнозом легкая умственная отсталость.

Сравнивая результаты контрольного и констатирующего этапа эксперимента, мы сделали соответствующие выводы.

Для определения уровня развития мелкой моторики при разметке бумаги по шаблону и работе с ножницами, сформированности операции обведения  и вырезывания нами использовалась методика «Рисование ножницами».

Испытуемым предлагался  сложенный вдвое лист цветной  бумаги. Учащимся необходимо было приложить  к нему шаблон, обвести его карандашом, а потом по полученным линиям вырезать из бумаги вазу.

Данные о выполнении учащимися  данной методики представлены в таблицах 5. «Уровень развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта при разметки бумаги по шаблону и работе ножницами».

 

Таблица 5. Уровень развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта при разметки на бумаге

Всего учащихся

Уровни выполнения задания

высокий

средний

низкий

очень низкий

кол-во уч-ся

%

кол-во уч-ся

%

кол-во уч-ся

%

кол-во уч-ся

%

12 учеников

конст.

контр.

конст.

контр.

конст.

контр.

конст.

контр.

конст.

контр.

конст.

контр.

конст.

контр.

конст.

контр.

2

4

16.7

33.3

4

5

33.3

41.7

5

3

41.7

25

1

0

8.3

0


 

Из таблицы видно, что  на контрольном этапе повысилось количество учащихся выполнивших задание  на высоком уровне. Количество данных учащихся составляет 4 это 33,3% от всего  количества испытуемых. Эти школьники  сосредоточенно и самостоятельно в  течение определенного времени  работали и не допустили ни единой ошибки. Так, например, Дима В. Женя Д., улучшили свои результаты, они внимательно  проверяли сделанное, если допускал ошибки, то замечали их и исправляли самостоятельно. Сравнивая результаты контрольного и констатирующего  этапа эксперимента, мы видим, что  уровень устойчивости и концентрации развития мелкой моторики на высоком  уровне увеличился.

На среднем уровне 5 школьников, что составляет 41,7% от всего состава  детей. При выполнении задания учащиеся работали самостоятельно, по ходу допускали  немногочисленные ошибки. Так, например, Зоя. М (8 лет) и Вера Д. (8 лет) улучшили свои результаты. Они, полностью приняв задание, удержали инструкцию до конца его выполнения. Количество допускаемых ими ошибок значительно уменьшилось. Следовательно, сравнивая результаты двух экспериментов, мы видим, что на среднем уровне развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта.

Часть учащихся показали низкий уровень: 3 школьника из 12, что составило 25 от всего количества испытуемых. Эти  учащиеся не проявили интереса к заданиям, в процессе работы допускали многочисленные ошибки. Так, например, Миша С., (8 лет) и Денис М., (8 лет) повысили свои результаты. Они до конца задания сохранили инструкцию, но из-за трудности сконцентрировать внимание на работе, допускали ошибки. Поэтому сравнивая работу мы пришли к выводу, что у ребят заметно улучшились навыки развития мелкой моторики.

Соответственно, можно сделать  вывод, что предложенные нами уроки  и упражнения по изобразительной  деятельности способствовали повышению  уровня развития мелкой моторики младших  школьников с нарушением интеллекта.

Данные о результатах  выполнения методики «Пластилиновые узоры» представлены в таблице 6. «Уровень развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта при работе с пластилином».

 

Таблица 6. Уровень развития мелкой моторики с пластилином у  младших школьников с нарушением интеллекта

Всего учащихся

Уровни выполнения задания

высокий

средний

низкий

очень низкий

кол-во уч-ся

%

кол-во уч-ся

%

кол-во уч-ся

%

кол-во уч-ся

%

12 учеников

конст.

контр.

конст.

контр.

конст.

контр.

конст.

контр.

конст.

контр.

конст.

контр.

конст.

контр.

конст.

контр.

2

4

16.7

33.3

4

4

16.7

16.7

5

4

41.7

16.7

1

0

8.3

0

Информация о работе Экспериментальное изучение развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта