Экспериментальное изучение механизмов психологической защиты при разрешении внутриличностных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Цельюработы является изучение особенностейвнутриличностных конфликтови условий психологических защит.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Проанализировать особенности понятия «внутриличностный конфликт», выявить его основные признаки.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему внутриличностных конфликтов........................................................................5
1.1 Внутриличностный конфликт и его основные признаки………………....5
1.2 Причины возникновения, особенности переживания и последствия внутриличностных конфликтов………………………………………………..8
1.3 Психологическая защита…………………………………………………...12
Выводы…………………………………………………………………………..13
Глава 2. Экспериментальное изучение механизмов психологической защиты при разрешении внутриличностных конфликтов………………14
2.1.Цели, содержание и критерии оценки методик исследования……………14
2.2.Обработка полученных данных и их интерпретация………………….......15
Выводы…………………………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

2 курс конфликт.docx

— 47.12 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему внутриличностных конфликтов........................................................................5

1.1 Внутриличностный конфликт  и его основные признаки………………....5

1.2 Причины возникновения, особенности переживания и последствия  внутри личностных конфликтов………………………………………………..8

1.3 Психологическая защита…………………………………………………...12

Выводы…………………………………………………………………………..13

Глава 2. Экспериментальное изучение механизмов психологической защиты при разрешении внутриличностных конфликтов………………14

2.1.Цели, содержание и критерии  оценки методик исследования……………14

2.2.Обработка полученных  данных и их интерпретация………………….......15

Выводы…………………………………………………………………………...21

Заключение……………………………………………………………………...23

Список литературы…………………………………………………………….26

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Проблема внутриличностных конфликтов остается острой и значимой для людей всех возрастов и профессий. Считается, что причина внешних конфликтов определенным образом связана с внутренним конфликтом, поэтому преодоление внутриличностных конфликтов является актуальной для развития гармоничного современного общества.

   Категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т.д.), представленные в сознании индивида соответствующими переживаниями. Конфликты этого вида в психологической литературе обозначаются как внутриличностные, личностные, внутренние, интрасубъектные, интраперсональные, наконец, как просто психологические. Все указанные понятия фактически используются как синонимичные.

  Единого представления, единственно правильного решения при разрешении конфликта не существует. Разработка данного вопроса продолжается постоянно и необходимость в выявлении новых способов разрешения конфликта обусловлена многогранностью человеческой личности.

  Внутриличностные конфликты имеют прямое отношение к конфликтам межличностным, тем ситуациям общения, которые влияют на поведение индивида, его самочувствие, его устремления. Подходы к разрешению внутриличностных конфликтов столь же разнообразны, как и множество личностных теорий.

  Целью работы является изучение особенностей внутриличностных конфликтов и условий психологических защит.

  Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1.Проанализировать особенности понятия «внутриличностный конфликт», выявить его основные признаки.

  2.Охарактеризовать теоретические подходы к изучению внутриличностного конфликта.

  3.Изучить причины возникновения, особенности переживания и последствия внутриличностных конфликтов.

  4.Описать механизмы психологической защиты внутриличностных конфликтов.

  5. Провести и проанализировать методики исследования.

 Объектом исследования является внутриличностный конфликт.

 Предмет изучения – особенности внутриличностного конфликта и его психологические защиты.

  Основным методом исследования является психологический анализ литературы и методик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему внутриличностных конфликтов

    1. Внутриличностный конфликт и его основные признаки

  Считается, что в изучении внутриличностных конфликтов философы-этики опередили психологов. Так и в психиатрии и биологии давно изучались проблемы патологических изменений в психике и организме человека, связанные с переживанием критических ситуаций. И только в течении XX в. в психологии был накоплен значительный теоретический и эмпирический материал по проблеме внутриличностных конфликтов.

  А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов предлагают такое определение: «Внутриличностный конфликт – это острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения»

  В рамках психоаналитического направления акцент делается на его биопсихологической трактовке. У человека в состоянии внутриличностного конфликта происходит столкновение желаний, часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их (З. Фрейд, 1987).

  В рамках гуманистической психологии А.Маслоу видит сущность внутриличностного конфликта в нереализованной потребности человека в самоактуализации (1999).

  По К. Левину ситуация, в которой на субъекта одновременно действуют противоположно направленные силы примерно одинаковой величины и есть внутриличностный конфликт. Субъект в данном случае вынужден делать выбор между тенденциями: положительной и отрицательной; положительной и положительной; отрицательной и отрицательной.

Сущностью внутриличностного конфликта, по мнению В. Франкла, является потеря смысла жизни (1990).

 Когнитивная психология рассматривает внутриличностный конфликт через когнитивный диссонанс (Л. Фестингер, 1968). Диссонанс представляет собой негативное состояние, возникающее в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний, т.е. в основе когнитивных конфликтов лежит столкновение несовместимых представлений. Субъективно когнитивный диссонанс переживается как дискомфорт. Поэтому личность стремиться устранить его. Знаменитый пример Фестингера о человеке, который знает, что курить вредно, но продолжает курить. Его два «знания» (или «когниции») - «знаю, что курить вредно» и «знаю, что курю» - противоречат друг другу. Уменьшение когнитивного диссонанса возможно через изменение одного из противоречащих представлений таким образом, чтобы они соответствовали друг другу: можно изменить «когницию» о своем поведении (бросив курить, вы получаете новое «знание» - «Я не курю», вполне соответствующее другому – «Курить вредно») или «когницию» о том, что «курить  вредно» (убедив себя, что представления о вреде курения преувеличены, что отказ от курения мешает справляться со стрессом, а это еще хуже, и т.д.).

 Бихевиористы трактуют внутриличностный конфликт как плохую привычку, результат ошибочного воспитания (Б. Скиннер, 1971). В работах необихевиористов (Н. Миллер, Дж. Доллард, 1953) конфликт определяется как фрустрация, т.е. реакция на препятствие.

 Под внутриличностным конфликтом А.Р. Лурия (1930) понимал ситуацию, когда в поведении индивида сталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции.

 В.Н. Мясищев обращал внимание на то, что конфликт, принимая глобальные размеры, захватывает всю личность, тем самым внутренне расщепляя ее. Впоследствии такой внутренний конфликт может перерасти в невроз (1960).

 В.С. Мерлин рассматривал конфликт как «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности».

 А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов выделяют показатели внутриличностного конфликта:

1. Когнитивная сфера –  противоречивость «образа Я»; снижение  самооценки; осознание своего состояния  как психологического тупика; сомнение  в истинности мотивов, которыми  субъект ранее руководствовался.

2. Эмоциональная сфера – отрицательные переживания; психоэмоциональное напряжение.

3. Поведенческая сфера  – негативный эмоциональный фон  общения; снижение качества и  интенсивности деятельности.

4. Интегральные показатели  – нарушение нормального механизма  адаптации; усиление психологического  стресса.

 

Выводы:  Внутриличностный конфликт – весьма сложное социальное и психологическое явление. Его изучением занимаются отечественные и зарубежные психологи - А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов, З. Фрейд, А.Маслоу, К. Левин, В. Франкл, Л. Фестингер, Б. Скиннер, Н. Миллер и Дж. Доллард, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, которые дают множество вариаций на тему понятия внутриличностный конфликт.

Необходимая задача, максимально четко определить содержание, которые мы вкладываем в понятие «внутриличностный конфликт». Остановимся на наиболее распространенных подходах к пониманию конфликта. При одном из них личностный конфликт определяется как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности. При другом подходе к пониманию «личностного конфликта» понятие рассматривается как борьба мотивов, которая осознается как переживание душевного разлада.

 

 

 

 

1.2 Причины возникновения, особенности переживания и последствия  внутриличностных конфликтов

 Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного завершения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них сколь-нибудь эффективное регулирующее воздействие.

 При выявлении причин внутриличностного конфликта необходимо учитывать, что авторы каждой из концепций выделяет свои группы. Но основной причиной, объединяющей различные подходы, следует назвать наличие противоречий. Выделяют две группы противоречий, приводящих к возникновению внутриличностного конфликта:

 1-я группа: переход внешних противоречий, по отношению к человеку, в его внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные и др.);

  2-я группа: противоречия внутреннего мира личности, отражающие ее отношение к окружающей среде.

          Наряду с группами противоречий Е.А. Донченко и Т.М. Титаренко (1989) выделяют их уровни:

1. Психологическое равновесие внутреннего мира (характеризуется общим состоянием внутренней конфликтной ситуации и способностью личности оптимально ее разрешать);

2. Нарушение равновесия или внутриличностный конфликт (на этом уровне происходит нарушение психического равновесия, осложнение, затруднение основных видов деятельности и т.д.);

3. Жизненный кризис (для этого уровня характерна невозможность реализации жизненных планов и задач, до тех пор, пока не разрешится противоречие).

 Значительный вклад в разработку проблем, связанных с причинами возникновения внутриличностного конфликта внесли К. Хорни, Э. Фромм. По мнению К. Хорни, в условиях конкуренции, свойственной рыночным отношениям, личность вынуждена постоянно соперничать с себе подобными, в этих условиях постоянная враждебность к социальному окружению перерастает при определенных условиях во враждебность к самому себе, что в конечном счете приводит к возникновению внутриличностного конфликта.

 Э. Фромм, изучая внутриличностный конфликт, называет современное общество «больным обществом», основная болезнь которого - всеобщая конкуренция и отчуждение, где происходит борьба за власть, престиж и статус. Отчуждение поражает саму внутреннюю структуру личности - происходит самоотчуждение человека от своей сущности. Возникает конфликт между сущностью и существованием личности.

          Многими психологами отмечается, что причинами возникновения внутриличностных конфликтов могут быть банальные стрессовые ситуации: постоянное состояние тревоги, страха, переутомления.

         Переживание личностного конфликта является формой активности личности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения.

            Ф.Е. Василюк связывает особенности переживания внутриличностного конфликта с эмоциональным состовляющим психического состояния. Эмоциональная составляющая представлена психоэмоциональным напряжением, которое является отрицательным эмоциональным переживанием. К отрицательному эмоциональному напряжению относятся такие модальности эмоций, как неудовлетворенность, подавленность, тревога, раздражение, дискомфорт и т.д. Неблагоприятное эмоциональное состояние может воздействовать на физиологические процессы в организме человека и способствовать развитию многих хронических заболеваний.

            Последствия внутриличностных конфликтов  могут быть конструктивными и  деструктивными. Конструктивным является  конфликт, который приводит к  оптимальным, продуктивным разрешениям. Психологи В.М. Афонькова (1975), Л.И. Божович (1983), анализируя ранние периоды  развития ребенка, приходят к  выводу, что внутренние конфликты усложняют психическую жизнь, способствуют ее переходу на новые уровни функционирования. Деструктивные же последствия внутриличностного конфликта приводят к разрушеннию личностных структур человека. Острое переживание личностных конфликтов может привести к безрезультативности деятельности и начать тормозить развитие личности. Существует проблема переростания внутриличностного конфликта в невротический, такой конфликт занимает ведущее место в жизни человека и оказывается неразрешимым для него.

            Попытки изучения самоконтроля появились давно, однако, наиболее разработанной является концепция локуса контроля. Локус контроля бывает интернальным (внутренним) и экстернальным (внешним), и показывает, кому или чему человек приписывает ответственность за происходящее с ним. Если человеку свойственно видеть причину происходящего с ним в его собственных поступках и личностных качествах, то это значит, что у него интернальный (внутренний) локус контроля. Если же есть склонность видеть решающую силу в других людях и внешних обстоятельствах, то говорят об экстернальном (внешнем) локусе контроля.

Информация о работе Экспериментальное изучение механизмов психологической защиты при разрешении внутриличностных конфликтов