Экспериментальное исследование волевых качеств личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:33, контрольная работа

Описание работы

Проявление воли (точнее было бы — «силы воли», волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах, свойствах личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств
До сих пор имеются большие трудности в разведении или идентификации понятий, обозначающих волевую активность. Проявляет ли ребенок, требующий от родителей, чтобы ему непременно сейчас купили понравившуюся игрушку настойчивость, упорство? Всегда ли дисциплинированность и инициативность характеризуют силу воли? Почему у психологов решительность непременно упоминается вместе, со смелостью.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Экспериментальное исследование волевых качеств личности
Методика «Социальная смелость»…………………………...………….4
Методика «Самооценка силы воли»……………………………………..7
Заключение………………………………………………………………………10
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

волевые каечства.docx

— 43.23 Кб (Скачать файл)

План

Введение…………………………………………………………………………...2

    1. Экспериментальное исследование волевых качеств личности

    1. Методика «Социальная смелость»…………………………...………….4
    2. Методика «Самооценка силы воли»……………………………………..7

Заключение………………………………………………………………………10

Список литературы………………………………………………………………11

Приложения…………………………………………………………..………….12

Введение

Проявление воли (точнее было бы —  «силы воли», волевого усилия) в различных  специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах, свойствах  личности. При этом как само понятие  «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых  ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств

До  сих пор имеются большие трудности  в разведении или идентификации  понятий, обозначающих волевую активность. Проявляет ли ребенок, требующий  от родителей, чтобы ему непременно сейчас купили понравившуюся игрушку  настойчивость, упорство? Всегда ли дисциплинированность и инициативность характеризуют  силу воли? Почему у психологов решительность  непременно упоминается вместе, со смелостью. Где грань между нравственным и волевым качеством? Все ли волевые  качества нравственны? Эти и ряд  других вопросов представляют не только теоретический, но и практический интерес, так как от их решения зависят  методы диагностики волевых проявлений и педагогические методы развития конкретного  волевого качества.

Волевые качества — это  особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических  условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Желание, хотение, воля суть состояния  сознания, хорошо знакомые всякому, но не поддающиеся какому-либо определению. Мы желаем испытывать, иметь, делать всевозможные вещи, которых в данную минуту мы не испытываем, не имеем, не делаем. Если с желанием чего-нибудь у нас связано  осознание того, что предмет наших  желаний недостижим, то мы просто желаем; если же мы уверены, что цель наших  желаний достижима, то мы хотим, чтобы  она осуществилась, и она осуществляется или немедленно, или после того, как мы совершим некоторые предварительные  действия.

Работа  базируется на теоретических исследованиях  Е.П. Ильина, Б.Г. Ананьева, А.И. Высоцкого  и др.

Использованы, в основном, типология волевых  актов К.К. Платонова,  П.А. Рудик, С.Л. Рубинштейна.

Объект исследования: посетители салона красоты «Гламур» г. Рязани

Предмет исследования: волевые качества личности подростка.

Задачи:

  1. Произвести анализ литературных источников, освещающих вопросы психологии воли.
  2. Подобрать психодиагностические методики для изучения волевых качеств личности  и с их помощью провести исследование.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы и методики исследования:

  • теоретический анализ методологической, психологической и педагогической научной литературы по анализируемой проблеме;
  • методика «Самооценка силы воли»
  • методика «Социальная смелость»

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экспериментальное исследование волевых качеств личности

В ходе изучения волевых  качеств были проведены 2 методики. В исследовании принимали участие  посетители салона красоты  «Гламур» города Рязань.

1.1. Методика «Социальная смелость»

Методика «Социальная  смелость», является фрагментом методики многофакторного исследования личности Р. Кеттела (фактор Н).

 Данная методика представляет  собой анкету, содержащую 13 вопросов. Отвечая на них, подросток имеет  выбор из 3 ответов.  Обработка данных опроса: за ответы «а» и «в» начисляется по 2 балла, за ответ «б» — 1 балл. Учитываются ответы «да» по пунктам 1,2,4, 6, 8,10, 12,13 и ответы «нет» по пунктам 3,5,7, 9, 11. Высчитывается общая сумма баллов.

Результаты:

  1. 22-26 – высокая социальная смелость;
  2. 18-21 – средняя социальная смелость;
  3. 0-17 – низкая социальная смелость.

Выводы: чем больше набранная сумма баллов, тем больше выражена социальная смелость.

Анализ результатов, полученных после проведения методики «Социальная смелость» (Приложение 1)

Сводная таблица результатов  тестирования «Социальная смелость»

 

Ф.И.О. учащегося

Балл

Результат

1

Яна Б.

18

Средняя

2

Виктор И.

22

Высокая

3

Евгений А.

18

Средняя

4

Андрей Т.

19

Средняя

5

Дарья Р.

19

Средняя

6

МаксимС.

20

Средняя

7

Ольга С.

14

Низкая

8

Вера М.

16

Низкая

9

 Анна Ч.

19

Средняя


 

Диаграмма  показателей  методики «Социальная смелость»

Выраженность социальной смелости

Уровни

мужчины

женщины

Количество человек

% соотношение

Количество человек

% соотношение

Высокий

1

25

0

0

Средний

3

75

3

60

Низкий

0

0

2

40


 

 

Выраженность социальной смелости для мужчин

Выраженность социальной смелости для женщин

 

В данном исследовании мы получили то, что высокая социальная смелость более выражена у мужчин (25 %); у  женщин данный уровень отсутствует. Средний уровень социальной смелости более выражен у мужчин 75 %, у  женщин  60 %. Низкий уровень среди  мужчин не выявлен, у женщин же низкий уровень имеют 40 % опрошенных . Данные опроса позволяют сделать нам  следующие выводы: социальная смелость среди участник опроса более выражена у мужчин, чем у женщин.

 

    1. Методика «Самооценка силы воли».

 Методика описана Н. Н. Обозовым (1976) и предназначена для иной характеристики проявления «силы воли»

Инструкция:

на приведенные 15 вопросов можно ответить

«да» — 2 балла;

 «не знаю» или «случается»  — 1 балл;

 «нет» — 0 баллов.

При ответе необходимо сразу  ставить очки.

Подводя итог, подсчитывается сумма набранных баллов:

0-12 баллов — «сила  воли» слабая;

13-21 — «сила воли» средняя; 

22-30 баллов — «сила  воли» большая.

Анализ результатов, полученных после проведения методики «Самооценка  силы воли» (Приложение 2)

Сводная таблица результатов  тестирования «Самооценка силы воли»

Ф.И.О. учащегося

Балл

Результат

1

Яна Б.

15

Средняя

2

Виктор И.

20

Средняя

3

Евгений А.

19

Средняя

4

Андрей Т.

19

Средняя

5

Дарья Р.

20

Средняя

6

МаксимС.

12

Слабая

7

Ольга С.

11

Слабая

8

Вера М.

19

Средняя

9

 Анна Ч.

21

Средняя


 

Диаграмма показателей методики «Самооценка силы воли»

Выраженность самооценки силы воли

Уровни

мужчины

женщины

Количество человек

% соотношение

Количество человек

% соотношение

Большая

0

0

0

0

Средняя

2

50

4

80

Слабая

2

50

1

20


 

 

 

 

Выраженность самооценки силы воли у мужчин

 

 

Выраженность самооценки силы воли у женщин

Мы получили, что большая  «сила воли» не характерна как  для мужчин, так и для женщин. Средняя «сила воли» у мужчин представлен в 50 %, (2 человека) у женщин  в 80 % (4 человека). Слабая «сила воли»  более выражена у мужчин 50 %, у  женщин же данный уровень составляет всего лишь 20 %.

Таким образом, «сила воли»  у опрошенных  более выражена среди женщин, чем у мужчин.

Заключение

 

Личность развивается, не только согласуясь с обстоятельствами, но и наперекор им. Ее отношения  с окружающей действительностью  не только гармоничны, но и включают в себя определенную дисгармонию.

Понятием “воля” оперируют  психиатрия, психология, физиология и  философия. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать  как первичные, или базовые, волевые  качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется  всеми или большинством описанных  выше свойств.

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной  и тормозной и в них себя проявляет. Под волей понимается сложный психический процесс, который  вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно.

В ходе  практического исследования  были проведены две методики. В качестве испытуемых  были посетители салона красоты «Гламур» города Рязани.

          Выводы по проведенному исследованию : Первая  методика «Социальная  смелость» показала, что уровень  социальной смелости среди опрошенных  не достаточно высок. И занимает  среднее положение.   Из результатов  второй методики «Самооценка  силы воли» видно, что сила  воли у мужчин и женщин выражена  не достаточно.  Однако лидирующее  положение занимают женщины.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа.- 1981.- №1.- с. 32-35.
  2. Брихцин М. Воля и волевые качества//Психология личности в социалистическом обществе.-М., 1989
  3. Выготский Л.С. Собр. Соч. Т. 4.-М., 1983. -с. 225
  4. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения.-Рязань, 1979. –с.9
  5. Гоноблин Ф.Н. Психология. Учебное пособие.-М., 1976.- с.42
  6. Иванников В.А. Проблема воли: история и современность // В сб.: Проблемы  психологии воли.- Рязань, 1991.- 199 -с. 7-9.
  7. Ильин Е.П. Психология воли.-СПб., 2000.- с.114-254.
  8. Калин В.К. Волевая регуляция деятельности. Автореф. докт. дисс.- Тбилиси, 1989.-с. 36
  9. Немов Р.С. Психология. Кн.1.-М., 1995.-с.57
  10. Прядеин В.П. К структуре волевых качеств // Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.-с. 16-19.
  11. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте.-М., 1977.- с. 23
  12. Селиванов В.И. Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности // Экспериментальные исследования волевой активности.- Рязань, 1986.- 138- с. 3-23.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

Методика «Социальная  смелость»

 

Данная методика является фрагментом методики многофакторного  исследования личности Р. Кеттелла (фактор Н).

Текст опросника

1.  При общении с  людьми я:

а) с готовностью вступаю  в разговор;

б) нечто среднее;

в) предпочитаю спокойно оставаться в стороне.

2    Я чувствую  себя немного не по себе, если  неожиданно оказываюсь в центре  внимания группы людей

а) да,

б) нечто среднее,

в) нет

3   Я всегда рад  оказаться среди людей, например  в гостях, на танцах, на какой-либо  к коллективной встрече

а) да,

б) нечто среднее,

в) нет

4    Обычно я молчу  в присутствии старших по возрасту, опыту и положению

а) да,

б) нечто среднее,

в) нет

5    Мне трудно  говорить или декламировать перед  большой группой людей

а) да,

б) нечто среднее,

в)  нет

6    Волнение перед  выступлением в присутствии многих  людей я испытывал

а) довольно часто,

б) иногда,

в) почти никогда

7    Когда я нахожусь  в большой группе людей, то  я предпочитаю молчать и предоставив  слово другим

а) да,

Информация о работе Экспериментальное исследование волевых качеств личности