Эффективное общение педагогов с родителями в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:48, лекция

Описание работы

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.

Файлы: 1 файл

Семинар с элементами тренинга.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Семинар с элементами тренинга "Эффективное  общение педагогов с родителями в ДОУ"

Добавлено: 2012.09.10 
Просмотров: 47

 

Иванова Ирина Валентиновна, педагог-психолог; Зиганшина Дина Накиповна, педагог-психолог

Общение играет огромную роль в жизни  любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.

С запросом к нам в психологический  центр “Шанс-Омет”, находящийся  при Управлении образования города Елабуга обратилась администрация ДОУ, так как в штате детского сада нет психолога. Запрос был такого содержания: помочь улучшить взаимоотношения педагогов с родителями, чтобы избежать конфликтных ситуаций. Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Проблема конфликта между родителями и педагогами – это глобальная проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве.

С администрацией ДОУ было согласовано время проведения и продолжительность работы. Нашей задачей было дать максимум нужной информации с практическими заданиями, поэтому мы остановились на такой форме, как семинар с элементами тренинга “Эффективное общение педагогов с родителями в ДОУ”. Целью которого мы ставили: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентирующей педагогов на построение взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества, и осознание своей индивидуальности в процессе педагогической деятельности.

Наш семинар “Эффективное общение” – попытка показать педагогам  структуру общения, его внутреннее устройство. И не только понять, но и научиться пользоваться этими новыми знаниями. Были проведены три встречи, каждая содержала как теоретический материал (короткие беседы и мини-лекции), так и практическую часть, в которой были использованы определенные упражнения и задания, помогающие воспитателям овладеть приемами межличностного взаимодействия, осознать себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения.

Занятие 1. Рефлексия как способ продуктивного общения. Самопознание и рефлексия.

Основной целью первой встречи было создание доверительных отношений, а так же сформировать мотивацию для анализа участниками собственных педагогических взглядов и установок, своих индивидуальных особенностей как личности и как профессионала, повышение уровня осознанности влияния установок на профессиональную деятельность.

Занятие 2. Барьеры эффективного общения

На второй встрече проводился анализ собственного опыта общения педагога с родителями воспитанников. Отрабатывались навыки невербального и вербального  взаимодействия, активного слушания. Развитие способности к анализу собственного поведения, умения строить свое поведение в соответствии с ситуацией.

Занятие 3. Навыки эффективного общения

Целью третьей встречи было поддерживать условия для проявления профессиональной и личностной рефлексии, где предусматривалась отработка следующих навыков: умение фиксировать и обозначать состояние другого человека; приемы управления собственным состоянием; “подстройка” в процессе общения: владение голосом (интонация, тембр, скорость речи), контакт глаз, установление дистанции в общение.

Это необыкновенно интересно и  увлекательно – разбираться в  человеческих отношениях, перестраивать  общение, замечать то, чего не замечают другие люди. Когда становятся видны  мелкие детали, начинает проясняться совершенно другая картина, намного более глубокая и значимая, чем все то, что было прежде заметно. Мы все создаем мир, в котором живем. Так давайте сделаем его таким, чтобы жить в нем было приятно. И общаться – особенно!

Занятие 1. Самопознание и рефлексия. Рефлексия как способ продуктивного общения

Цель:

  1. Создать благоприятные условия для работы группы;
  2. Ознакомить участников с основными принципами тренинга, принять правила работы группы;
  3. Сформировать мотивацию для анализа участниками собственных педагогических взглядов и установок, своих индивидуальных особенностей как личности и как профессионала, повышение уровня осознанности влияния установок на профессиональную деятельность.
  4. Создать условия для формирования навыков рефлексии, самоанализа и самораскрытия.
  5. Способствовать созданию атмосферы психологической безопасности.

Материалы. Все необходимое для изготовления визитных карточек (нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки и т.д.), тетради, ручки.

Ход встречи

1. Упражнение “Мы рады  вас видеть”

Цель: создать условия для самораскрытия личности участников, их сплочению, повышению самооценки, умения принимать помощь крута.

– Уважаемые коллеги, сегодня у  нас с вами есть уникальная возможность  узнать друг о друге много нового и интересного. А для начала давайте поприветствуем друг друга. Сделаем это таким образом.

Инструкция: Встаем в круг. Каждый из нас делает один шаг к центру круга, показывает жест приветствия, называет свое имя, а так же 2 личных качества на первую и вторую буквы своего имени и говорит пожелание, обращаясь ко всем остальным: “Добрый день!”, “Желаю всем узнать много нового и интересного” и т.д.

Следующий участник повторяет жест приветствия всех участников, а затем  представляет себя (жест по принципу “снежного  кома”). Так по цепочке каждый из нас поприветствует всех участников нашей группы.

Итог: Народы всех стран мира придают большое значение ритуалам приветствия. Волшебные три ключа: приветствие, имя, улыбка. Как важно нам в своей профессиональной деятельности уметь обладать тремя волшебными ключами и в общении с коллегами и с родителями, а так же в общении с детьми.

2. Беседа: О сущности  понятия “тренинг”

Вам наверняка знакомо это слово, что оно обозначает и с чем  ассоциируется?

(Ответы педагогов.)

Психологический тренинг — это  тренировка души, разума и тела.

Тренинг – это содержательные упражнения, ролевые и психологические игры, работа в парах и группах, и, конечно  же, это увлекательное и живое  общение интересных людей

Итог: Мы с вами понимаем, что, выступая перед аудиторией, выполняя какое-либо задание, мы с вами попадаем поневоле в ситуацию стресса, когда наша память и восприятие ухудшаются. И тогда у нас появляется возможность обратиться за помощью к окружающим и получить ее. И это возможно сделать безопасно для себя в рамках тренинга.

3. Правила работы в группе

Цель: создание благоприятного психологического климата в тренинговой группе, способствующего эффективному взаимодействию ее участников.

Психолог объясняет особенности  предстоящей формы работы и выносит  на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы. (Приложение 1)

4. Оформление визиток

– Каждый из нас при рождении получает имя. Оно сопровождает нас всю  жизнь. По имени нас называют знакомые, близкие и совсем незнакомые люди. Вам предоставляется возможность проявить свое творчество в оформлении визиток.

5. Вступительная бесед по теме

Мы с вами знаем, что общение  играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и  его результатов во многом зависит  психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми.

У человека, не знающего сильных и  слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.

Мы предлагаем вам через определенные упражнения и задания овладеть приемами межличностного взаимодействия, осознать себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения. Другими словами, уметь общаться и достойно выходить из сложных ситуаций, не разрушая отношений с окружающими вас людьми.

Тема нашей первой встречи “Рефлексия как способ продуктивного общения”

Сегодня у нас с вами есть уникальная возможность погрузиться в мир своих ощущений, провести определенную работу по извлечению своих скрытых потенциальных возможностей, проводя рефлексию своих чувств и состояний.

6. Упражнения “Мои  ожидания от тренинга”

Цель: Создание в группе атмосферы психологического комфорта, снятия эмоционального напряжения в группе участников.

Инструкция: Каждый из нас начиная какую-либо работу, ждет от нее определенных результатов. В чем заключаются ваши ожидания и в какой степени вам важны знания в области эффективного общения?

На ватмане ведущим рисуется прямая линия, и проставляются от 1 до 10 баллов, участникам предлагается поставить точку на линии, где  они себя ощущают и оценивают  степень важности знаний в области  общения, затем проговаривают ожидания от семинара.

7. Упражнение “Интервью”

Цель: создание условий для получения  обратной связи и развития навыков  рефлексии.

– Как важно уметь быстро познакомиться  с человеком, узнать о нем, как  можно больше. Как войти в дружеский  контакт? Какие вопросы нужно  задать? Не так-то просто провести хорошее интервью. С другой стороны и ответить на вопросы тоже бывает нелегко. Ответить так, чтобы ответы были интересными и не банальными. Словом, искусство интервью требует напряжения с обеих сторон. И каждому участнику нашей встречи придется побывать в обеих ролях: взять интервью и дать интервью. (Приложение 2)

Психолог: Давайте поделимся своими ощущениями и состояниями.

Вопросы к группе:

  • Какие чувства вы испытывали, когда говорили о вас в ходе представления?
  • Что было легче представлять коллегу или слушать, как вас представляют?
  • Как вы думаете, было ли это упражнение примером рефлексии?
  • Что означает рефлексия? Что мы вкладываем в понятие “рефлексия”?
  • Давайте поговорим, как часто мы обращаемся к рефлексии в своей жизни и в профессиональной деятельности?
  • Можем ли мы назвать обмен чувствами и мыслями рефлексией?

Итог: Действительно, в ходе нашей работы мы давали друг другу обратную связь, и каждый из нас находился в состоянии рефлексии. В жизни мы это делаем постоянно. Другое дело, что мы это делаем интуитивно или же недостаточно эффективно. Рефлексия дает возможность посмотреть на себя со стороны, осознать свои чувства и действия.

Выполняя  это упражнение, мы получили яркий  пример рефлексии состояния. Рефлексия – это одно из основных средств, способствующих эффективному общению, и направлена на осознание своих переживаний и состояний в ходе работы. И тогда понимая причины появления таких состояний, как например раздражение, усталость мы можем посредством рефлексии смоделировать наше состояние и восстановить нормальную трудоспособность. А начинать рефлексию нужно с того, что в какой-то момент времени сказать себе “стоп”, заглянуть в себя и задать себе вопрос: “Почему это произошло?”, “Что стоит за тем или иным моим действием?”

8. Мини-лекция “Окно Джохари”

Приложение 3

Ведущий выполняет рисунок “Окно  Джохари”.

– Что напоминает нам этот рисунок? (Окно.)

9. Техника самодиагностики

Анкета “Самооценка качеств, важных для общения”. (Приложение 4)

Итог первой встречи: Наш семинар “Эффективное общение” – попытка понять структуру общения, его внутреннее устройство. И не только понять, но и научиться пользоваться этими новыми знаниями. Это необыкновенно интересно и увлекательно – разбираться в человеческих отношениях, перестраивать общение, замечать то, чего не замечают другие люди. Когда становятся видны мелкие детали, начинает проясняться совершенно другая картина, намного более глубокая и значимая, чем все то, что было заметно прежде. Мы все создаем мир, в котором живем. Так давайте сделаем его таким, чтобы жить в нем было приятно. И общаться – особенно.

Занятие 2. Барьеры эффективного общения

Цели: Анализ собственного опыта общения с родителями воспитанников. Создание условий для развития навыков эффективного общения, с помощью которых можно управлять своим эмоциональным состоянием и поведением.

Отработка навыков невербального и вербального  взаимодействия, активного слушания.

Способствовать  самодиагностике и самораскрытию  участников группы. Развитие способности  к анализу собственного поведения, умения строить свое поведение в  соответствии с ситуацией.

Ход встречи

1. Упражнение-активатор “Здравствуй  друг”

(Приложение 5)

2. Закрепление правил работы  в тренинге

Психолог: Существует китайская поговорка:

“Расскажи мне – и я забуду 
Покажи мне – и я запомню 
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь”

Человек усваивает

10% того, что слышит, 
50% того, что видит, 
70% того, что сам проговаривает, 
90% того, что сам делает.

Для эффективной работы в тренинге нами были приняты определенные правила. Вспомним их. (Приложение 6)

3. Рефлексия

– Что помешало вам высказать  свою точку зрения?

Наши ограничения влияют на наши взаимодействия. Как часто наши ограничения  связаны с нашими установками.

Информация о работе Эффективное общение педагогов с родителями в ДОУ