Эффективное использование коучинга при обучении персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Наш мир быстро меняется. Появляются новые технологии, новые продукты и изделия. Рынок находится в непрерывном движении. Объем информации растет с каждым днем. И в этих нелегких условиях российским предпринимателям приходится вести свой бизнес.
Если обратиться к определению «предпринимательская деятельность», то это «деятельность, ведущаяся на свой страх и риск с целью извлечения прибыли». Именно «свой страх и риск» побуждают руководителей искать эффективные решения, осваивать иные технологии, методы и подходы, вносить изменения в структуру и деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
Понятие коучинга. В каких случаях нужен коучинг…………….………….. 5
Преимущества, которые даёт управленцам работа с коучем ……………….10
Уникальность, процесс работы и достоинства коучинга……………………13
Открытие новых возможностей…………………………………………....... 16
Список литературы ……………………………………………………..........18

Файлы: 1 файл

коучинг.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Мыслить в формате результата, успеха — это тоже одно из основных достижений коучинга. Этого невозможно добиться с помощью любого другого инструмента консалтинга. Цели и инструменты там совсем другие.

Одно из основных преимуществ для  клиента при работе с коучем —  это индивидуальный подход. Коуч исследует задачу только одного клиента. Это большая привилегия в современном бизнес -мире — работать персонально, и это должно стоить по определению дорого.

Коучинг — это прежде всего коуч. Именно от мастерства коуча зависит результат коуч-сессии.  Мастерство коуча выражается в умении быть рядом, вести по выбранной теме и вместе с тем оставаться за ее пределами, т.е. позволить клиенту самому услышать свой голос и принять решение по данному вопросу, а не услышать советы или навязанное мнение «как правильно», «так делают все».

Коучинг, в отличие от других методов консалтинга, «ведет» клиента от начала до конца в процессе достижения каждой конкретной задачи, и это большая ответственность с обеих сторон. Клиент доверяет коучу, а коуч, помимо всего прочего, берет на себя обязательства при любых обстоятельствах довести клиента до поставленной им цели. Можно сравнить это с тем, что вас лечит личный доктор.

Однако есть одна существенная разница: если доктор выписал рецепт, он не следит, вовремя ли пациент выпил назначенные пилюли и пил ли вообще. А может, это не те лекарства, которые в принципе нужны этому пациенту? В коучинге же все происходит по-другому: клиент и коуч работают в паре, коуч всегда видит, если что-то идет не так, а от этого никто не застрахован. Искусство коучинга и состоит в том, чтобы понять, что техника не подходит, и тут же подобрать другую, а возможно, комбинацию.

Коучинг работает с ценностями клиента. Руководитель будет успешен, если в  числе прочего он работает в соответствии со своими ценностями. Сейчас очень часто встречается такой термин, как «управление по ценностям». И также часто в компаниях важны следующие ценности: ответственность за результат, ориентированность на клиента, хорошие отношения, «мы первые» и др. Но что происходит на самом деле?

Подчас сотрудники компании и не подозревают, что первоначально  закладывалось в эти понятия. В этом случае ценности компании остаются только в ее летописях и красивых вывесках в офисах.

Коучинг помогает интегрировать ценности, проводя индивидуальные и групповые коуч-сессии с сотрудниками. Согласно исследованиям Между-народной федерации коучинга, в 95% эта работа приносит колоссальные выгоды компаниям, которые выражены прежде всего в успешной работе их команд и, как следствие, отличных финансовых результатах.

Руководитель по роду своей деятельности часто контактирует с подчиненными, с клиентами, коллегами и многими  другими людьми, и довольно часто  можно столкнуться с возражениями, спорами, конфликтными ситуациями, к  которым нужно быть готовым. Сейчас существует большое количество книг, авторы которых дают советы, что делать в таких ситуациях. Многие испытали на себе эффект прочтения этих книг: технологии работают хорошо, но недолго. Со временем все забывается, проходит месяц-другой, и на очередном совещании мы опять не уверены в ситуации, не можем подобрать нужную фразу, слово, которое изменит ход событий. Здесь приходит на помощь работа с коучем. Коуч помогает своему клиенту выработать стратегию и тактику работы с возражениями, конфликтными ситуациями, которые будут возникать только у этого клиента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уникальность, процесс работы и достоинства коучинга.     

В последнее время практически  ни один уважающий себя руководитель не станет отрицать значимость развития и обучения персонала для развития организации, для развития бизнеса  как такового. Естественно, что у компаний, решивших пойти по пути "воспитания" собственных специалистов, возникает масса вопросов: кого и чему учить; с какой периодичностью; какими будут результаты обучения и как определить, получен ли ожидаемый эффект; как закрепить результат обучения; какую форму обучения предпочесть?     

Рассмотрим  наставничество, тренинг и консультирование, а также их отличия от коучинга.     

Тренинг- это мероприятие, цель которого –  развить у его участника (ков)  определенные навыки. Тренинг обычно строится таким образом, что его участники могут взглянуть на свои проблемы со стороны. После этого составляется своеобразный план исправления ошибок. Такая форма работы дает обучающимся возможность развивать приобретенные навыки. Тренинг может проводиться внутри организации или за ее пределами.     

Консультирование- процесс в ходе, которого проясняются  причины возникших проблем и  осуществляется рассмотрение прошлого личностного опыта в контексте событий, пришедших к настоящему положению вещей, в результате чего даётся экспертная позиция по данному вопросу. Консультант обычно является специалистом в определённой области бизнеса или знаний. К консультанту, как правило, обращаются люди, нуждающиеся в помощи при решении  сложных и специфических проблем.       

  Наставничество - это один из способов  передачи опыта. Для того чтобы  развить у индивида определенные  навыки, можно предоставить ему  более опытного наставника, который  обучит его определенным техникам и методам работы, а впоследствии поможет решить все проблемы, возникающие в ходе работы.         

Отличия коучинга от консалтинга, тренинга и  наставничества.

 

Метод

 

Цель

 

Ситуация  использования

 
Существующие

ограничения.

 
1. Тренинг

 
Приобретение  конкретных навыков, иногда - изменение  отношения к работе.

 
Когда для  эффективного выполнения работы исполнителю не хватает знаний и навыков.

 
Необходимость «перенесения» навыков из аудитории  в реальность. Часто (но не всегда) индивидуализированный  подход.

 
2. Профессианаль-ное 

консультиро-вание

 
Решение задачи через «покупку» этого решения.

 
Когда проблема находится в определенной «экспертной  области» и не может быть эффективно решено внутри организации (отсутствуют  время, знания и выгоднее купить решение  «на стороне»).

 
Затраты должны быть тщательно просчитаны. Консультантом надо уметь эффективно управлять.

Как правило, не происходит (или происходит ограниченно) повышение компетентности клиента  в отношении способов решения  проблемы.

 
3. Наставничество

 
Решение задачи через обмен опытом.

 
Когда внутри организации есть сотрудники, компетентные в решении тех или иных вопросов.

Когда необходима передача уже накопленного внутри организации  опыта от более опытных к менее  опытным сотрудникам.

 
В основном, передаются «готовые» решения и  «мудрость прошлого». Это редко  способствует развитию новых инициатив.

 
4. Коучинг 

 
Решение задачи через развитие самостоятельности  и ответственности за результат  у сотрудника.

 
Когда для  успеха дела критичны способность сотрудника к новаторству и чувство персональной ответственности за результат.

 
Требует специальных навыков у  «коуча».

Организация должна поощрять самостоятельность, ответственность  и предприимчивость сотрудников.


 

      

Коучинг - это процесс, способствующий реализации обучения и развития и, следовательно, повышению компетентности и совершенствованию  профессиональных  навыков обучающегося.      

Для достижения успеха коучу необходимо знать и понимать как процесс  коучинга, так и всё разнообразие стилей, навыков и техник применяемых  в коучинге.      

Коучинг не имеет одного единственно верного  варианта реализации.          Его рамки определяют стремление к осознанию действительности за счет получения достоверной информации о ней и основанное на самоуважении, самомотивации, опоре на свои силы, принятие ответственности за свои действия и жизнь в целом.     

Его основным инструментом служат: активное слушание, вопросные технологии, эффективные  вопросы, элементы тренинга, и техника плана личного развития (ПЛР)     

В организационном коучинге успешно  применяются испытанные приёмы современного менеджмента (метод SMART , GROW, техники постановки целей).     

 

 

 

Коучинг, как инструмент для открытия новых возможностей.

 

Очень важно понимать, что коучинг ориентирован на будущее. Прошлое изменить невозможно и едва ли нужно. Многие люди живут настоящим днем: к этому располагают условия и обстоятельства. Но что будет, если построить для себя возможности? Задумайтесь, потратьте немного времени, и, возможно, ситуация изменится.

Приведу краткий практический опрос. Верно ли для вас каждое из утверждений:

- во многих случаях вы действуете потому, что это возможно, хотя многие утверждали, что у вас ничего не выйдет;

-вы придумываете новые подходы к решению задач, не пользуясь строгими предписаниями;

- вы беретесь за трудные, по вашему мнению, задачи;

- вы беретесь за новые задачи;

- вы получаете удовольствие от процесса исследования;

- вы всегда готовы учиться новому, невзирая на возраст и распространенное мнение, что учиться всю жизнь нельзя;

- вы творчески подходите к решению задач.

Если большинство ваших утверждений  положительны, вызвали внутренний диалог и у вас возникла новая идея, можно сказать, что вы провели  маленькую успешную коуч-сессию.

Коучинг, ориентированный на будущее, способен изменить жизнь клиента. Создать  видение своей цели, понять, какие шаги приведут к ней, и осознать, что цель достигнута, — основные этапы коучинга.

Коучинг позволяет достигать мастерства и его совершенствовать. Можно сказать, что это здоровый перфекционизм. Любой руководитель знает, что развиваться и совершенствоваться нужно, стоять на месте, да еще и в условиях быстро меняющейся картины мира, просто непозволительно.

И работа с коучем сэкономит много  сил и времени в процессе достижения мастерства по сравнению с самостоятельным движением к цели.

Подводя итог, хочу сказать, что коучинг  — это самостоятельная технология, которая действительно эффективно работает. Подтверждением этому является опыт многочисленных руководителей — клиентов коучей, которые достигли значительных результатов и успехов в своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. А. Огнев, "Организационное  консультирование в стиле коучинг", // С-Пб.: Речь, 2003.

2. А. Савкин, М. Данилова, "Коучинг по-русски: смелость желать", // С-Пб.: Речь, 2003.

3. В.Е. Максимов. “Коучинг от  А до Я. Возможно всё”, // С-Пб.: Речь, 2004.

4. Г. Н. Сартан, А.Ю. Смирнов,  В.В. Гудимов, и др., "Новые  технологии управления персоналом", // С-Пб.: Речь, 2003.

5. Д. Харрис, "Коучинг. Личностный  рост и успех", // С-Пб.: Речь, 2003.

6. Дж. К. Смарт. "Коучинг." // Издательский  дом "Нева", 2004.

7. Джон Уитмор, “Новый стиль  менеджмента и управления персоналом”, //М.: Финансы и статистика, 2001.

8. И. Вагин, А. Глущай, "Как стать первым. Практический коучинг по-русски", // М.:АСТРЕЛ, 2004.

9. “Коучинг: истоки, подходы, перспективы.  Сборник статей”, // С-Пб.: Речь, 2003.

10. Н. Самоукина, Н. Туркулец. “Коучинг - ваш проводник в мире бизнеса”, // С-Пб.: Питер, 2004.

11. С. А. Рогачев. "Коучинг: возможности  применения в бизнесе", // Ростов-на-Дону: Фитнес, 2003.




Информация о работе Эффективное использование коучинга при обучении персонала