[2] Зинченко В.П., Моргунов
Е.Б. Человек развивающийся. М. 1994. С.314.
[3] Приведем для примера
слова святителя Феофана Затворника:
«Так разум заоблачен, мечтателен
и отвлечен, потому что не удерживается
сердцем и не правится волей; воля своенравна
и бессерда оттого, что не слушает разума
и не смотрит на сердце; сердце неудержимо,
слепо и влажно, потому что не хочет следовать
указаниям разума и не отрезвляется силою
воли. Но мало того, что сии силы потеряли
взаимную помощь, они приняли некоторое
враждебное друг против друга направление,
одна отрицает другую, как бы поглощает
ее и снедает. Оттого преобладание сердца
имеет с собою в связи слабость ума и непостоянство
воли, как бы бесхарактерность; преобладающее
стремление к познаниям ведет за собой
ослабление деятельности и беспечность
воли и нечувствие или холодность сердца;
преобладание воли всегда сопровождается
односторонним направлением, упорным,
не внимающим никаким доводам: там душа
не слушает никаких убеждений и недоступна
для потрясений сердечных. Таким образом,
внутренний мир человека-грешника исполнен
самоуправства, беспорядка и разрушения».
[4] Вот одна из форм
осознания, явленная нам много
веков назад римским императором
Марком Аврелием: «О, душа! Когда же,
наконец, станешь ты доброй, простой и
верной самой себе? Пойми же, наконец, что
в тебе есть божественное, стоящее выше
страстей, малодушия и суеты, от которых
тебя передергивает, как балаганную куклу».
Что касается форм неосознаваемых, то
они весьма разнообразны. Например, как
было сказано в докладе Н.Мелони, многие
проявления тревожности связаны с неосознаваемыми
поисками смысла жизни. То же самое можно
сказать о существенных причинах пьянства,
агрессии, вещизма, тоталитарных ориентаций
и т.п.
Братусь Б.С.