Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:58, доклад
Память - это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.
Общее представление  о памяти - Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов — воспроизведения и узнавания.
Вариант 8.
1 вопрос
Память - это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.
Общее представление о памяти - Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов — воспроизведения и узнавания.
Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется без воздействия на рецепторы сигналов внешней среды и происходит уже после восприятия.
Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия, причем информация о данном объекте уже была ранее введена в мозг человека. Представление об этом объекте могло сформироваться двумя способами: или на основе личных впечатлений, или на основе словесных описаний.
Еще один процесс, связанный с памятью и в то же время противоположный ей по результату, — это забывание. Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Часто физиологической основой забывания являются процессы торможения в коре больших полушарий, мешающие актуализации временных нервных связей — это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления. Однако возможны и другие виды забывания, вызванные травмой, некоторыми химическими веществами или психическими заболеваниями. Забывание проявляется в двух основных формах: невозможности что-то припомнить или узнать или в форме неверного припоминания или узнавания.
Объем, быстрота, точность и прочность памяти в совокупности проявления своих особенностей характеризуют эффективность памяти конкретного человека. Еще один показатель индивидуально-типологической особенности памяти – это ведущий вид памяти данного человека: зрительная, слуховая или кинестетическая.
Классификация видов памяти - Память занимает особое место среди психических функций: ни одна другая функция не может быть осуществлена без ее участия. Другими словами, каждая психическая функция имеет свой компонент. В связи с этим формы проявления памяти весьма разнообразны. Множество видов памяти можно представить в ряде классификаций.
1. По времени сохранения материала выделяются:
– сенсорная память, осуществляющая сохранение 
информации на уровне рецепторов, время 
сохранения – 0,3–1,0 с. Некоторые ее формы 
получили специальные названия: иконическая (
– кратковременная память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени (около 20 с) и объемом одновременно удерживаемых в памяти элементов (от 5 до 9);
– долговременная память, обеспечивающая продолжительное сохранение материала, не ограниченная по времени хранения материала и объему удерживаемой информации. Она не связана с актуальным состоянием сознания. Долговременная память отличается от кратковременной не только временем сохранения информации, но и способом ее переработки. Кратковременная память представляет собой механическое запечатление, в то время как долговременная предполагает сложную переработку информации, что обеспечивает ее оптимальное, экономичное сохранение. Информация как бы раскладывается по полочкам. Чем больше человек знает, тем больше полочек он имеет в своем хранилище знаний. Таким образом, описанное выше явление реминисценции заключается в улучшении качества и объема воспроизводимого материала при долговременном хранении, по сравнению с кратковременным;
– оперативная память, занимающая промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятью. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, т. е., например, на время, которое необходимо для решения задачи.
2. По характеру психической активности в структуру памяти входят:
– двигательная память сохраняет информацию о различных движениях и их системах. Огромное значение памяти этого вида состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, а также навыков ходьбы и письма. Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека;
– эмоциональная память хранит пережитые чувства, которые выступают как сигналы, побуждающие к действию или удерживающие от действий, вызвавших в прошлом положительные или отрицательные переживания. Эмоциональная память сильнее других видов памяти;
– образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти. Развитие других видов, как правило, обусловлено особенностями профессиональной деятельности: например, вкусовая память у дегустаторов различных продуктов или обонятельная память у парфюмеров. Образная память обычно бывает ярче у детей и подростков. У взрослых людей ведущим видом памяти является не образная, а логическая память;
– словесно-логическая память специфически человеческая и играет ведущую роль по отношению к другим видам памяти в усвоении знаний. Запоминаемое содержание подвергается активной мыслительной обработке, материал анализируется, выделяются логические части. Лучше запоминается то, что понимается;
– механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, он как бы впечатывает запоминаемый материал в мозговых структурах.
3. По характеру целей деятельности память может быть:
– непроизвольной, когда отсутствует специальная цель запомнить что-то;
– произвольной, когда перед человеком стоит цель запомнить материал.
Эти два вида памяти представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Непроизвольно запоминаются:
– материал, являющийся предметом целенаправленной деятельности;
– информация, имеющая важное жизненное значение, связанная с нашими интересами и эмоциями;
– все, что связано с препятствиями, затруднениями в деятельности.
– незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.
Непроизвольное запоминание 
4. По использованным для запоминания средствам память бывает:
– непосредственной натуральной памятью, представляющей собой прямое механическое запечатление событий и явлений, – это наиболее простой и примитивный вид памяти, характерный для ранних стадий развития человека, как в филогенетическом, так и онтогенетическом плане;
– внешне опосредованной памятью, характерной для более высокой ступени культурно-исторического развития человека и являющейся первым шагом к овладению и управлению своей натуральной памятью. Это попытка обеспечить свое воспоминание, воскресить какой-либо след памяти с помощью стимулов, которые выполняют функцию средства запоминания. В данном случае стимулы носят внешний, материальный характер: узелки на память, записи в книжке, фотографии и сувениры. Благодаря этим и другим
– внутренне опосредствованной памятью, являющей собой высшую форму памяти – логическую память, при которой происходит переход от употребления внешних средств запоминания к внутренним элементам опыта. Для того чтобы такой переход мог осуществиться, сами внутренние элементы должны быть достаточно сформированы. В этом процессе формирования внутреннего опыта человека центральная роль принадлежит речи и мышлению.
Ассоциация как психологический механизм процессов памяти - Согласно ассоциативным теориям памяти предметы и явления действительности запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению И. М. Сеченова, «труппами или рядами». Воспроизведение одних из них влечет за собой воспроизводство других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. В психологии эти связи рассматривались как ассоциации. Одни из ассоциаций являются отражением пространственно-временных отношений предметов и явлений (ассоциации по смежности), другие отражают их сходство (ассоциации по сходству), третьи — противоположность (ассоциации по контрасту), четвертые — причинно-следственные отношения (ассоциации по каузальности).
Впервые на важную роль ассоциаций 
в процессах памяти указывал еще 
Аристотель. Он же обозначил основные 
виды ассоциаций. Связь этих разновидностей 
ассоциативных явлений с 
Таблица. Ассоциации и память
Тип ассоциации  | 
  Классический пример  | 
  В чем может проявляться  | 
По смежности  | 
  «Стол — стул»  | 
  Хорошо запоминается то, что ранее воспринималось или запоминалось вместе. Например, если мы забыли человека, то можем вспомнить его, если нам напомнят, где мы встречались  | 
По сходству  | 
  «Яблоко — груша»  | 
  Хорошо запоминается то, что имеет общие черты. Если мы забыли человека, то можем вспомнить его, если увидим похожего человека  | 
По контрасту  | 
  «День — ночь»  | 
  В пустыне часто вспоминают зиму, снег, и наоборот, полярники вспоминают пляж  | 
Согласно учению И. П. Павлова, 
ассоциации — это вид временной 
связи, возникающей между двумя 
очагами в коре больших полушарий 
мозга при одновременном 
Физиологические 
основы памяти - Мгновенная память определяется процессами, 
происходящими в периферическом отделе 
анализатора (в рецепторах). Информация 
там хранится очень недолго – от долей 
до нескольких секунд. Тем не менее, этот 
процесс лежит в основе деятельности кино 
и телевидения. Дело в том, что человек 
в кинотеатре видит не одно непрерывное 
изображение, а череду неподвижных картинок. 
Каждое последующее изображение накладывается 
на память о предыдущей, в результате чего 
создается иллюзия движения. В основе кратковременной памяти лежит циклическое вращение 
импульсов в нейронных цепях. Электрический 
сигнал, попавший в такую ловушку, может 
какое-то время циркулировать в ней, пока 
его не сотрет следующий импульс 
 
 
 
Рис. 1. Модель работы кратковременной памяти: 
1 – нервные клетки; 2 – отростки нервных 
клеток; 3 – нервные импульсы 
 
Длительность хранения информации здесь 
– от нескольких секунд до нескольких 
минут. Поэтому, получив важную информацию, 
желательно перенести ее на материальный 
носитель – бумагу или электронный блокнот, 
чтобы обезопасить ее от возможной потери. 
Объем кратковременной памяти – 7 ± 2 единиц 
информации, причем не имеет значения, 
что понимается под единицей информации 
– буква или слово. Если человеку приходится 
запоминать массу информации, он может 
укрупнять единицы информации объединять 
в блоки, расширяя таким образом емкость 
своей памяти. 
Большая часть информации из кратковременной 
памяти стирается, но какое-то ее количество 
переходит в оперативную память. Переход ее из кратковременной 
в оперативную называется консолидацией. 
Этому процессу способствуют определенные 
условия: важность информации для субъекта, 
неоднократное повторение информации, 
яркость, необычность информации, а также 
наличие эмоций при этом. В оперативной 
памяти информация хранится от нескольких 
минут до нескольких часов (суток), чаще 
всего один день – от пробуждения до сна, 
после чего одна часть ее переходит в долговременную 
память, а другая – стирается. Срок хранения 
информации в оперативной памяти связан 
с задачей, стоящей перед человеком. При 
этом логическая обработка информации, 
поступившей за день, происходит во время 
«медленного» сна, а перевод ее в долговременную 
память – во время «быстрого» сна. 
Долговременная 
память может хранить информацию как 
угодно долго – на протяжении всей жизни 
человека. Этот процесс осуществляется 
при участии специфических белков памяти 
и нуклеиновых кислот. В настоящее время 
имеется гипотеза, что функционирование 
информации в этом виде памяти связан 
с изменением структуры нервных клеток 
и их электрических контактов – синапсов. 
В функционировании памяти человека участвуют 
различные структуры анализаторов и центральной 
нервной системы. Возникновение сенсорных 
следов информации происходит в рецепторных 
системах анализаторов. 
В таламусе происходит отфильтровывание 
лишней (повторяющейся) информации. В сенсорной 
коре начинается этап формирования кратковременной 
памяти путем структурирования поступающей 
информации. В ассоциативной коре с учетом 
оперативных задач организма, а также 
биологических программ определяется 
та информация, которая будет храниться 
в течение суток или переведена в долговременную 
память. Большую роль в процессах памяти 
играет гиппокамп, который может избирательно 
усиливать запоминание тех событий, которые 
имеют биологически важное значение.